Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

В «Амивео» мы диагностируем организационные, кадровые, IT проблемы компаний. Ногами приходим к вам на производство или в офис, вживую разбираемся в ситуациях с персоналом, мотивацией, операционными расходами, IT-структурой, помогаем наладить системное управление проектами.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Всем привет, на связи Кирилл Тихонов из бизнес-спецназа Амивео – службы спасения операционных и бизнес-процессов.

Причём мы не стоим в офисе перед доской с маркерами в руках, как классические консалтеры, а под каждую проблему разрабатываем чёткий план решения со сроками. Разрабатываем персональную дорожную карту действий под конкретные задачи. И САМИ внедряем решения в ваш бизнес, на ваше производство прямо на местах, на самом базовом уровне, опускаясь в самую гущу событий: в цеха, на склады, к менеджерам в отделы. По сути, предоставляем в аренду подкованные бизнес-мозги.. А главное – деньги берём за конкретные действия, указанные в договоре, а не за мудрость, нарисованную яркими маркерами на доске, не за добрые советы – советов не даём вообще, только действия, только хардкор.

У сегодняшней статьи необычный формат – мы разберём старенький (1999 года), но очень-очень показательный фильм «Офисное пространство». Этот фильм упомянули в комментариях к разведопросу с участием нашего бизнес-партнера Ольги Павленко на канале Дмитрия Пучкова (Гоблина) «Про конфликты и решение проблем в корпорациях» (https://www.youtube.com/watch?v=ZW6IHjXUnTM).

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Под роликом комментатор с ником Крот Живоглот написал: «По этой теме есть отличный фильм “Офисное пространство”».

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

И мы с Ольгой решили посмотреть этот фильм. Посмотрели! Получили бездну удовольствия и массу поводов поговорить о моей любимой теме – работе с персоналом. О том, как важно найти правильную мотивацию и подходящий фронт работ для каждого сотрудника. Чтобы человеки не бились о свои производственные задачи, как муха о стекло, а работали в кайф, с максимальной отдачей и пользой. А чтобы ставить каждую белку в правильное, подходящее ей колесо, важно видеть ситуацию в комплексе: учитывать и опыт работы каждого сотрудника, и его личные особенности, его склонности, активность и позиционирование тараканов в его голове, отношения с коллегами... да много чего ещё.

Но как часто всё это реально могут, умеют и делают типичные эйчары, которые берутся разруливать проблемы с персоналом на предприятиях? Примерно никогда. И фильм «Офисное пространство» безжалостно обнажает жжжуткую пррравду: с 1999 года в работе плохих консультантов не изменилось ни-че-го. Как, собственно, и в плохо организованной работе любых компаний.

Приступим же к разбору!

Жили-были люди, которые ненавидели свою работу…

Главный герой «Офисного пространства» – Питер Гиббонс, мелкий клерк, который работает в IT-компании «Инитек». Каждый день Питер приходит в офис, который терпеть не может, засовывает себя в тесный рабочий закуток-кубик – 2 x 2 метра классического опенспейса, включает компьютер и слушает зацикленную фразу девушки-оператора, сидящей рядом: «Отдел расчётов, говорит Нина. Одну минуту. Отдел расчётов, говорит Нина. Одну минуту. Отдел расчётов…». Этот рефрен Нины-автоответчика снится герою по ночам в жутких снах.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»
Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Офисный коллектив вообще немного напоминает Кунсткамеру. Чего стоит один только Милтон – человек-со-степлером, беличьими глазами и целой тележкой навязчивых идей. Не двигайте его стол. Не трогайте его степлер. Не мешайте ему слушать по радио новости, которые чудесным «Га-га-га» вплетаются в бубнёж Нины… А будете Милтона расстраивать – Милтон сожжёт офис. Это ещё одна его навязчивая идея.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»
<p><i>Милтон во всей своей прекрасности</i></p>

Милтон во всей своей прекрасности

Не успевает главгерой Питер включить комп, как над рабочим местом материализуется начальник… точнее, один из восьми (восьми! а-а-а!) начальников Питера, Билл Ламбер. Это такой очень типичный высокомерный босс, который, кажется, только и делает, что ходит по офису с чаёчком и задалбывает подчинённых.

<p><i>Это Билл. Все полтора часа фильма он выполняет очень важную функцию – бесит!</i></p>

Это Билл. Все полтора часа фильма он выполняет очень важную функцию – бесит!

Сегодня Билл желает прессануть Питера за неправильно оформленный вчера отчёт TPS (это документ с описанием и процессом тестирования). И происходит восхитительный в своём идиотизме диалог:

– Питер, ты вчера сдал свой TPS-отчёт с неправильной обложкой.

– А, да. Простите, Билл. Я забыл про новую обложку.

– Дело в том, что мы снабжаем наши TPS-отчёты новыми обложками. Я разослал вчера напоминание об этом.

– Точно. Вот оно лежит у меня. Я просто забыл, простите. Сейчас всё исправлю.

– Было бы здорово, если бы ты делал новые обложки для своих TPS-отчётов. Я прослежу, чтобы ты получил копию напоминания.

– Да не нужно, вот оно лежит у меня, я просто забыл…

Не слушая, Билл Ламбер уходит, неся свою кружку, как знамя. В глазах Питера проносится непроизносимая игра слов. И тут над его столом нависает ещё один начальник и говорит:

– Питер, ты вчера сдал свой TPS-отчёт с неправильной обложкой.

– Да. Да. Я просто забыл…

– Дело в том, что мы снабжаем наши TPS-отчёты новыми обложками. Было бы здорово, если бы ты делал новые обложки…

Ни один из начальников не слушает, что сам Питер говорит о ситуации – оба просто, как заведённые, излагают то, что собирались сказать. Как мы узнаем впоследствии – если Питер допускает какую-нибудь оплошность, его последовательно песочат за это все восемь начальников. И лучший выход, который видит Питер – совершать как можно меньше действий в принципе.

Но нельзя сказать, что герою не дают развиваться в этом ужасном «Инитеке». Нет. Питер с большой охотой идёт по пути наименьшего сопротивления. Он – равнодушный ко всему пофигист, классический офисный планктон. Единственное, что не даёт ему откровенно пинать на работе болт – это то, что Питер ещё и тряпка. Он боится морального прессинга, избегает любого дискомфорта сейчас, даже с риском получить ещё больший дискомфорт в будущем. Поэтому, кстати, Питер постоянно работает сверхурочно и в выходные. К нему просто подходит Билл Ламбер с его извечной чашкой в руке и говорит: «Было бы здорово, если бы ты вышел поработать в воскресенье». И Питер выходит, хотя ненавидит каждую минуту, проведённую в офисе. И Билла Ламбера Питер тоже ненавидит. Все ненавидят Билла и его кружку, хотя именно Билл, кажется, должен бы мотивировать этих людей на работу, достигаторство и пятилетку в четыре года. Но нет, он не мотивирует, а просто давит морально со своим коронным «Было бы здорово, если бы ты…». А Питер не может сказать: «Чувак, нет, я не выйду на работу в воскресенье». Ровно так же, как Питер не может пригласить на свидание девушку, которая ему нравится – ибо Питер инфантил и демонстрирует это всяко-разно с первых же минут фильма.

Очень показательна сцена, где Питер рассказывает друзьям о профессиональном тесте на призвание:

– Вот если бы у вас был миллион долларов и вам не нужно было работать – чем бы вы занимались всю оставшуюся жизнь? Ответ – и есть ваше призвание. Возились бы со старыми автомобилями? Автомеханик – дело вашей мечты. Кормили бы бездомных зверушек? Волонтёрство – ваше всё…

Но у самого Питера нет ответа на этот вопрос. Если бы у Питера был миллион долларов, он бы не делал ничего. Вообще ничего. Целыми днями.

Кстати, о друзьях Питера. Это его коллеги, программисты Майкл Болтон («Нет, я не родственник певца») и Сэм Найнанаджад («Никто в этой стране не произносит мою фамилию правильно»). Майкл и Сэм, в отличие от Питера, весьма вовлечены в свою работу. И их даже не донимает начальство. Зато они оба регулярно начинают своё утро с чашечки горячего бодрящего «Зараза, как я ненавижу вот этот глючный принтер!».

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»
Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Нажаловавшись друг другу на жизнь и навоевавшись с принтером, Питер, Майкл и Сэм… нет, не начинают наконец работать. Они уходят в кафе пить кофе (какая отличная организация труда!) и там снова жалуются друг другу на жизнь. Без конца ноют о том, что ненавидят свою работу и просвета нет. И как они ничего не могут с этим сделать. И что у всех других людей жизнь не лучше, а работа – такая же ненавистная. И, мол, вот так они будут болтаться какашками в проруби до самой пенсии…

<p><i>А где-то там рабочий день идёт без них!</i></p>

А где-то там рабочий день идёт без них!

Если смотреть на ситуацию не «из глаз» сотрудников, а со стороны опытным взглядом, то суть экспозиции фильма такая: «Инитек» категорически не в порядке. Работа не организована, эффективность труда никакая. Сотрудники заняты чёрт-те чем, никто не контролирует и не оценивает их деятельность, несмотря на явный избыток руководителей. Людям не обеспечены достойные условия труда. В штате есть лишние штатные единицы и функциональные роли, что означает перерасход ФОТ и операционных расходов. Как минимум часть сотрудников – откровенно не на своих местах.

И руководство «Инитека», судя по всему, понимает, что компании нужно переосмыслить ситуацию и оптимизировать работу, поэтому» …

Памагити! К нам едет ревизор!

Руководство «Инитека» приглашает сторонних консультантов, которые должны оценить эффективность работы каждого сотрудника компании. А потом вынести справедливый и очень объективный вердикт: как «Инитек» может стать лучше, глубже и плодотворней, что нужно изменить в работе типичного, ни на что толком не замотивированного офисного планктона?

В коллективе новость о консультантах вызывает панику. Никто не радуется, что сейчас умные и непредвзятые консалтеры оценят ситуацию свежим взглядом и наведут порядок в рабочих процессах. Никто из сотрудников не ждёт, что у него появится шанс пере- или дообучиться или проявить себя, получить более интересную должность, отвечающую его талантам и пожеланиям. Нет. Все ходят кругами и трясутся, что их уволят. Что само по себе уже очень много говорит о том, насколько повсеместны и известны фиговые консультанты… ну и ленивые немотивированные работники, конечно.

Типичную реакцию на новость о скором приезде консультантов демонстрирует один из сотрудников – Том, почти-пенсионер. Как и все другие герои, он не любит свою работу, но Том вовсе не хочет, чтобы приезд консультантов сорвал его план тихо и незаметно досидеть в офисе до пенсии.

<p><i>«Мы в дерьме!»</i></p>

«Мы в дерьме!»

Первым делом вместе с консультантами в офисе появляется идиотская растяжка с лозунгом «Хорошо ли это для компании?» и призыв оценивать каждое своё действие через призму этого вопроса… И такой заход неиллюзорно намекает на уровень профессионализма консультантов. То есть они, вероятно, где-то разок слышали о мотивации персонала и почему-то решили, что нужно просто сказать людям: «Эй, вы все одна команда! И вы все, каждый из вас, должны все свои действия оценивать через призму блага компании», – и люди тут же начнут работать эффективнее. Потому что… Потому что… Я не знаю, почему!

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»
Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Затем начинается феерия абсурда под названием «Беседы с консультантами». Каждый сотрудник заходит в переговорную, где напротив него сидят эти самые консультанты с видом «Мы инквизиторы и подозреваем в тебе ересь. Или тебя в ереси. Мы ещё не разобрались».

<p><i>Дружелюбные лица непредвзятых консультантов</i></p>

Дружелюбные лица непредвзятых консультантов

Каждого сотрудника расспрашивают: чем ты, милчеловек, занимаешься? Почему именно ты выполняешь эти функции? Консультанты прямым текстом интересуются, можно ли передать эти функции другому сотруднику – что вызывает у интервьюируемого решительный коллапс нервной деятельности.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Том: «У меня очень важная роль! Я передаю программистам документы, которые заказчики присылают моей секретарше! Благодаря этому программисты не общаются с заказчиками! Нет, секретарь не может передавать документы самостоятельно! Секретарь не умеет общаться с программистами! А я умею! И ещё я ставлю подписи на документах! И до пенсии мне совсем немного осталось…»

По результату этого разговора консультанты сделали вывод, что Том – откровенно избыточная функциональная единица. И тут не поспоришь. Но решение, которое приняли консультанты по этому сотруднику – откровенно странное. Подробнее о Томе напишу ниже.

В разговоре с Майклом Болтоном (один из программистов – друг Питера) консультанты вообще не задают ни одного вопроса по существу. Они обсуждают только певца – тёзку этого работника. Говорят про свои любимые песни. Радостно хохочут. Ничего о сотруднике знать не хотят…

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»
Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Но не то чтобы консультанты были совсем уж бесполезны. Например, именно они обнаружили зависшую ошибку в кадровых документах. Оказывается, Милтон (тот чудак со степлером и навязчивой идеей всё сжечь) был уволен ещё несколько лет назад. Но из-за какого-то глюка в системе увольнение не было дооформлено должным образом, потому Милтон о нём не знал, руководство тоже ничего не знало (кааак?), а бухгалтерия продолжала начислять сотруднику зарплату. Немая сцена!

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Ну ладно, и что сделали консультанты, узнав об этом? Просто актуализировали информацию. Уведомили бухгалтерию, что Милтону больше не нужно платить зарплату, сообщили про обнаруженную ошибку Биллу-с-чашкой и сочли свою роль выполненной.

Но – минуточку, это не решение проблемы! В офисе находится человек, который продолжает выполнять свою работу и не знает, что давно уволен! Причём это явно не самый уравновешенный человек на свете, он может что-нибудь сделать с собой или окружающими, узнав неприятную новость!

На фоне всей этой фантасмагории происходят дивные события с главным героем, Питером. В результате сеанса гипноза Питер делается ещё большим пофигистом – теперь он вообще ни о чём не парится. Теперь Питер плевать хотел на дискомфорт и неодобрения окружающих. Не выходит на работу в выходные, хотя Билл просил. Приглашает наконец на свидание Джоанну, официантку, которая ему нравится. И рассказывает ей, что не знает, собирается ли он дальше ходить в офис и вообще ещё не решил, чем хочет заниматься в этой жизни…

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Наконец Питер всё-таки приходит на работу, весело напевая и положив болт на дресс-код, и тут же попадает на интервью к консультантам. И, поскольку Питер находится в состоянии глубокого дзен-пофигизма, то совершенно спокойно и честно описывает грехи свои тяжкие:

– На работу я обычно опаздываю минут на пятнадцать. В течение дня отлыниваю от дел как могу, я просто отключаюсь от реальности, хотя все думают, что я чем-то занят. Фактически я работаю меньше часа в день, знаете ли. И мне плевать, потому что мне плевать. Сколько бы работы я ни сделал, я получу строго определённую зарплату. Зачем же мне делать больше работы с риском сделать больше ошибок? Ведь надо мной стоит восемь начальников, которые выклёвывают мне мозг за каждый промах. Единственный мой стимул – чтобы все от меня отцепились немедленно и навсегда. Нет, я не хочу потерять работу, но никто не работает с полной отдачей только из-за страха увольнения. Что бы могло меня мотивировать? Ну не знаю. Может быть, доля в компании…

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

От следующего поворота сюжета мы с моим партнёром по бизнес-спецназу (Ольгой Павленко) орали птеродактилями. Киношные консультанты, увидев перед собой такого вот Питера, совершенно пофигистичного и немотивированного человека, решили… что перед ними потенциальный менеджер среднего звена. Почему они так решили – непонятно. Может быть, пришли в восторг оттого, что кто-то с ними разговаривал уверенно и откровенно, ничего не пытаясь из себя строить и не парясь возможной потерей работы… А может, консультанты в принципе понимают, что с этим необычным персонажем нужно что-то делать, но что именно – консультантам неясно. У них нет решений на такой случай, и они не пытаются его найти. Они вообще не столько решают конкретную задачу, исходя из её условий, сколько прикидывают, какой бы из готовых инструментов вытащить из мешка в данном случае. При том, что инструментов-то в этом мешке – раз-два и обчёлся.

В том, что Питера двинули на повышение, нет логики. Сотрудник не вовлечён, не является классным специалистом, его ничего не мотивирует, ему ничего не интересно в «Инитек». Зачем ему повышение? Да незачем.

<p><i>«Раньше я ничего не делал на работе, а теперь я ничего не делаю и хожу в идиотской рубашке. Спасибо консультантам!»</i></p>

«Раньше я ничего не делал на работе, а теперь я ничего не делаю и хожу в идиотской рубашке. Спасибо консультантам!»

Зато Майкла и Сэма – людей, которые работали, насколько мы знаем, добросовестно и достаточно вовлечённо, консультанты почему-то решили сократить. Этому не дали внятных объяснений – да с Майклом даже не говорили о его работе, что можно было понять о нём как о профессионале?

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

В целом работу консультантов из фильма «Офисное пространство» можно описать одной фразой:

Сначала в «Инитеке» были серьёзные системные проблемы, а потом пришли консультанты и всё поломали к херам собачьим

Прежде чем углубляться в детали решений, принятых консультантами, хочется проговорить ещё вот что. В фильме «Офисное пространство» вообще со всех сторон обыгрывается тема людей, которые не любят свою работу. И людей, которые занимаются откровенно не своим делом. Есть даже эпизодический персонаж, который когда-то работал программистом, а теперь ходит по домам живой спам-рассылкой. Он продаёт подписку на благотворительный журнал для помощи бывшим наркоманам. Чтобы дела шли успешнее, этот персонаж сам притворяется бывшим наркоманом. Программист. Да.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Девушка Питера, Джоанна, тоже ненавидела свою работу официанткой в кафе. Не потому, что ей не нравилась сама работа, а потому что менеджер кафе считал, будто рабочее рвение официантов определяется… так, не падайте… количеством значков, которые сотрудники на себя навешивают.

Менеджер ставил телегу впереди лошади. В кафе был план-минимум: на официантах должно висеть не менее 15 значков. Почему-то руководство решило, что это отражает индивидуальность сотрудников и привлекает внимание к самому кафе. И сотрудники, согласные с этой идеей, увлечённые ею, могли повесить на себя не 15 значков, а 36, например. Менеджер увидел закономерность: «больше увлечённости – больше значков на официанте» и перевернул её с ног на голову. Начал требовать от других сотрудников, чтобы они становились более вовлечёнными, навешивая на себя больше украшений.

То есть менеджер не пытался фактически мотивировать работников. Менеджер их настойчиво задалбывал, требуя перевыполнить «план по значкам», чтобы показать, как классно они работают.

<p><i>«В каком это смысле – нет связи между числом значков и качеством работы?»</i></p>

«В каком это смысле – нет связи между числом значков и качеством работы?»

Некоторое время Джоанна таки обвешивалась значками и заколками, старалась быть жизнерадостной, изображать наличие шила в попе, но в итоге приняла вполне логичное решение…

<p><i>…найти работу, которая не бесит</i></p>

…найти работу, которая не бесит

Как и эпизодический персонаж – мнимый наркоман, Джоанна уволилась сама, не дожидаясь, пока её уволят. Что, возможно, в итоге бы произошло, поскольку у руководства были претензии, пусть и крайне странные.

Так вот, к чему я это. Давайте определимся с одним простым и одновременно сложным вопросом:

Почему вообще людей увольняют?

Потому что они плохо делают свою работу. Или делают не свою работу – то есть находятся не на своём месте, в чужой функциональной роли, в чужой должности. Или так получилось, что изменились процессы, и именно эта роль стала лишней. А может, сотруднику просто не подходит конкретная компания, как то конкретное кафе не подходило Джоанне. Она пошла работать в соседний ресторан и чувствовала себя отлично.

Но вот что. Даже если сотрудник плохо выполняет свою работу – это не означает, что этот человек плохой, недостойный и его не нужно уважать. Если он плохой работник здесь и сейчас – это не значит, что ему нельзя найти иного применения, поручить другую, более подходящую работу, на которой он раскроет свой потенциал. И уж тем более это не значит, что нужно унижать человеческое достоинство сотрудника, которого по каким-то причинам решено уволить.

Если мы, бизнес-спецназ Амивео, увольняем сотрудников наших компаний-клиентов, то стараемся делать это максимально лояльно и уважительно. Чтобы процесс не наносил травм, не оказывал негативного влияния на последующую жизнь и карьеру человека. Это очень-очень-очень важно. Расстроенный человек может навредить себе или другим. Коряво проведённые увольнения могут подорвать репутацию компании на рынке. Не говоря уж о том, что увольнять людей, которых можно перевести на другую работу в той же организации – это вред и для самой организации (она лишается лояльных, вовлечённых и обученных специфике компании кадров), и для сотрудников (моральная травма, печаль и безработица).

Потому мы в бизнес-спецназе Амивео считаем, что приглашать вот таких типичных плохих консультантов, какие показаны в фильме – самое большое вредительство, которое «Инитек» мог себе причинить. Непонятно, какими инструментами пользовались консультанты, какими путями они пришли к своим вопиюще странным выводам. Почему они сочли нужным уволить людей, которые реально работали и были мотивированы (Сэм и Майкл)? Почему они решили продвигать человека, который не хочет ничего (Питер)? Моя не понимает.

При этом. Вполне возможно, что двух бесполезных персонажей (Милтона-со-степлером и Тома-почти-пенсионера) выявили верно. Но обязательно ли было их увольнять? Обязательно ли было их увольнять так, чтобы в результате Том попытался самоубиться, а Милтон таки сжёг офис?

Сеанс разоблачения непрофессионализма – или как нужно было сделать

Разумеется, буквально в каждом кадре, который касался работы консультантов, мы с Ольгой автоматически прикидывали: а как бы поступили мы? И мы, как оказалось, решительно всё сделали бы по-другому!

Итак, вот решения, которые приняли консультанты в фильме – и альтернативные предложения от бизнес-спецназа Амивео.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудник: Питер, главный герой

Что сделали консультанты в фильме. Перевели на руководящую должность

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? В интервью или в наблюдении за Питером Амивео бы выявило, что Питер – инфантильный человек, не разобравшийся с собственными желаниями, мотивацией и жизнью в целом. Пока у Питера есть нерешённые личные проблемы, он не может отдавать сообществу что бы то ни было –собственные задачи в приоритете. В принципе, Питер – интеллектуал с хорошим образованием, и его проблемы можно было бы решить с профессиональной поддержкой. Конечно, поддержкой должен заниматься профессиональный психолог, а не гипнотерапевт, который был в фильме.

Бизнес-спецназ Амивео бы выявили и обосновали заказчику, что держать на работе человека с КПД 1 час в день – немного бессмысленно. Но его можно «полечить», помочь разобраться с личными проблемами и мотивацией – если корпорация захочет вкладываться в психическое здоровье сотрудника. Это не так просто, поскольку в штате «Инитека» явно нет профессиональных, вовлечённых коучей – нужно искать их на стороне. Если компания не захочет этим заморачиваться ради Питера, то…. для начала сотрудника стоит отправить в отпуск – чтобы отоспался, перезагрузился и разобрался в своей личной жизни. На производственном процессе это не скажется: тот несчастный час в день, который Питер посвящал работе, легко распределить между другими сотрудниками. А вот после отпуска с Питером надо серьёзно обсуждать его планы на жизнь и варианты последующей работы в компании. Питеру нужно определиться прежде всего с собой и своим местом в мире, честно определить для себя, чего он хочет и куда будет жить. В соответствии с этим можно будет определяться, по пути им с «Инитеком» или нет.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудники: Сэм и Майкл, программисты

Что сделали консультанты в фильме. Уволили обоих по непонятным причинам, при этом не потрудившись лишить доступа к информационной системе.

В результате приятели написали хитрый скрипт, внедрили его в систему обработки финансов и обокрали «Инитек». А ещё раньше украли и разбили тот принтер, который их бесил всю дорогу.

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? Улучшили условия работы этих сотрудников. В частности, заменили бы тот бесячий принтер. Или пересмотрели бы производственный процесс. Может, принтер вообще не нужен. Может, на нём печатают в восьмидесяти экземплярах те самые приказы, которые начальники вручают Питеру веером, и больше ни для чего этот принтер не предназначен.

Что до Сэма и Майкла – им не хватает полномочий. А ведь они бы могли что-то изменить в компании, они мотивированы на работу и на проведение экспериментов, они бы и сами частично могли оптимизировать рабочие процессы. Это с Сэмом и Майклом, а не с Питером, могло бы иметь смысл беседовать о доле в бизнесе (на Западе приняты контракты партнёров) или как минимум этим ребятам нужна хорошая система премирования. Потенциал развития внутри компании у них на порядок выше, чем у Питера, которого сделали почему-то начальником.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудник: Том (почти-пенсионер)

Что сделали консультанты в фильме. Уволили. После этого Том пытался покончить жизнь самоубийством. Затем попал в аварию, получил огромную сумму по страховке и стал наконец счастливым человеком, хотя и поломанным во множестве мест. Полученные со страховки деньги Том частично использовал для реализации проекта своей мечты – коврика для принятия решений.

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? Перевели Тома на другие задачи в компании. Возможно, подобрали бы программу переобучения. Человек явно очень мотивирован работать, причём у него есть и творческие задатки. Может быть, Том потенциальный креатор, кто знает. Также Том мог согласиться и на понижение в должности, лишь бы не терять работу.

Если же руководство компании предпочло уволить этого сотрудника – мы бы провели процедуру максимально безболезненно и с выплатой хорошей компенсации.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудник: Милтон (человек со степлером)

Что сделали консультанты в фильме. Сообщили Биллу Ламберу («человеку-с-кружкой»), что Милтон давно уволен. Сообщили бухгалтерии, что Милтону больше не нужно платить зарплату. После этого самоустранились. Билл тоже не стал приносить Милтону скорбную весть об увольнении. Вместо этого он попытался создать сотруднику невыносимые условия, из-за которых тот уйдёт сам. Перенёс стол Милтона в подвал. Не отвечал на вопросы о зарплате, которую перестали выплачивать. Велел вывести тараканов из подвала… А ещё Милтону не достался тортик на корпоративе.

В конце концов доведённый до ручки сотрудник сжёг офис.

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? Перевели Милтона на другие задачи в компании: контроль, систематизация документов, что-нибудь ещё занудное, размеренное, регламентированное.

Если же решено уволить – совместно с психологом проработали бы персональную программу увольнения, чтобы провести процесс максимально бережно и без резких движений – как в нашем примере с безумным сотрудником. Нельзя, чтобы такой человек расстроился – он явно способен натворить дел.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудник: Билл Ламбер (и его кружка)

Что сделали консультанты в фильме. Неизвестно

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? Отправили на дообучение, чтобы Билл узнал, как эффективно взаимодействовать с подчинёнными, как мотивировать их не только страхом и не выглядеть в их глазах законченным козлом.

Как классические консалтеры превращают жизнь предприятия в невыносимую – на примере фильма «Офисное пространство»

Сотрудник: Нина, человек-автоответчик

Что сделали консультанты в фильме. Неизвестно

Что бы сделал бизнес-спецназ Амивео? Заменили Нину обычным автоответчиком. Сотрудницу, в зависимости от квалификации и мотивации, можно перевести на другие задачи, переобучить либо уволить.

В результате изменений, которые предлагаем мы, «Инитек» бы сократил фонд оплаты труда и операционные расходы, при этом улучшив коммуникации и между сотрудниками, и с клиентами. Сократился бы цикл принятия решений. Восемь начальников на одного подчинённого, Карл, восемь! Не глядя прописываем «Инитеку» серьёзную реструктуризацию управления. Один сотрудник должен подчиняться одному руководителю, всю избыточную вертикаль управления – убрать. Оптимизировать внутренние операционные процессы и часть функций (привет, Нина-автоответчик). Изменить (создать?) структуру материальной мотивации сотрудников…

Все свои инициативы бизнес-спецназ Амивео предоставил бы руководству компании не в виде общих теоретических выкладок «за всё хорошее», не в виде чужих историй успеха и вдохновляющих мотиваторов – как это принято у классических консалтеров. Мы бы прописали подробный пошаговый план внедрения изменений и передали его на утверждение руководству. А затем сами бы методично реализовали этот план. Как мы не устаём повторять в своих статьях: мы не берём деньги за советы и теоретические выкладки. Только за практические действия, которые сами совершаем у вас на производстве и которые приводят к обозначенному заранее результату.

В результате возросла бы эффективность работы сотрудников «Инитека», улучшился контроль их работы, при этом увеличилась мотивация (лучшие условия труда, перевод на более подходящие задачи) и как результат – появились бы перспективы развития и для сотрудников, и для компании. Все кадровые перемещения были бы проведены бережно и деликатно – если нужно было кого-то уволить, мы бы сделали это уважительно и нетравматично для сотрудников и компании.

А в результате работы консультантов из фильма «Инитек» сотрудники были ввергнуты в панику и депрессию, поставлены на грань самоубийства. Свои же сотрудники в итоге ограбили компанию, а затем и сожгли к такой-то матери.

Знаете, вот мы периодически слышим что-то вроде «Дорогие бизнес-спецназовцы Амивео, мы бы очень хотели вас пригласить наладить операционные процессы, но денег жалко! Мы сейчас не готовы! У нас и так куча расходов и проблем!».

В фильме отлично иллюстрируется тезис, что не все попытки сэкономить одинаково полезны. Вот руководство «Инитек» пригласило явно не самых профессиональных (и, видимо, недорогих) консультантов. Но тем самым «Инитек» не решил никаких проблем, а только ускорил полёт компании в пропасть.

Сколько стоит сожженный офис? Сколько стоят безвозвратно пропавшие данные с бумажных носителей и стационарных ПК? Сможет ли компания вернуться на рынок после этой катастрофы? А даже если сможет – сколько её сотрудников за это время найдут другую работу? Сколько клиентов «Инитека» за это время перейдут к конкурентам? Причём поджигателя-Милтона даже к ответственности не привлечёшь – никто не знает, почему загорелся офис. А даже если бы Милтона можно было привлечь – взять с него нечего, помимо горелого степлера.

Да даже если бы «Инитек» пригласил самых дорогущих консалтеров в стране – затраты оказались бы в тысячи, десятки тысяч раз ниже потерь. А потери – именно следствие рукожопной работы не самых профессиональных консультантов.

В общем, некомпетентные консультанты, брошенные в жерло производственных процессов, вряд ли помогут, а вот навредят всенепременнейше. Даже через кинематограф нам этот тезис вполне доходчиво доносят.

Рассказывайте в комментариях, как вам зашла такая статья в форме разбора фильма? Знаете ли другие классные фильмы о работе консалтеров на производстве? Встречались ли подобные некомпетентные ребята на вашем трудовом пути и чем дело закончилось?

2020
9 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

)))) бывали у нас сложные проекты, бывали...

1
Ответить

Не знал, что консультанты еще и увольнять кого-то имеют право. И вообще принимать кадровые решения
Все кадровые приказы, что я видел, подписывались генеральным директором. Или лицом в компании, которому это делегировалось
Простите, васянам со стороны таких прав явно никто не делегировал бы

2
Ответить

приказ об увольнении или приеме на работу, действительно, подписывает ген директор или лицо, имеющее на то юридическое право.. а вот решение об увольнении или приеме на работу, принимает менеджер среднего звена, руководитель департамента или советник - это у кого какие полномочия в данной конкретной компании В чем разница?

1
Ответить

Обожаю это кинцо. Пересматривал раз 5 и каждый раз пробивал себе фейспалмы

2
Ответить