Школьные проекты - миф?

Я - мама двух школьников 4 и 5 класса, для вас больше узнаваемая под именем Евгения Миронова, погрузилась в удивительный мир исследования развития компетенций у старших школьников.

Дело было так: в июне 2022 мы задумали совместно с проектом «Тюмень 500» провести на одной из летних образовательных площадок для школьников 8-11 классов исследование, и если не грузить вас сложными названиями, то исследование про проектную деятельность школьников. Как говорит каждый утюг в нашей стране, все школьники поголовно занимаются этой деятельностью и испытывают восторг от ее эффективности.

Мама двух школьников, погружаясь в результаты исследования, поняла, почему 3 года подряд участие ее детей в конкурсах «каких-то» проектов не приносят результатов в виде призового места, но сам процесс подготовки детей к участию дает хороший результат: ребята с удовольствием изучают сложную для них тему, разбираются в ней, находя ответы на свои вопросы, к тому же знания сохраняют надолго. Стефаний пару недель назад удивил экскурсовода на выставке динозавров, сообщив на его реплику «ученым неизвестно какого цвета были динозавры», что цвет динозавров должен был соответствовать окружающей их среде.

Короче, из моих инсайтов проведенного исследования:

  • Федеральные стандарты (это такие штуки, которые устанавливают требования к образованию школьников) регламентируют только индивидуальные проекты, когда основной смысл/кайф/полезность проектной деятельности в групповой работе в решении сложных задач, в пределе исчо и междисциплинарных. Т.е. используя потенциал и компетенции участников команды, упаковывая решение сложной задачи в проект, причем решение, на которое нет готового ответа, умение договориться и распределиться по ответственности при реализации проекта, возможность совершать ошибки и учиться на них, коммуницировать с людьми - именно это уникальная полезность проектной деятельности, полезность для существования в мире, где все так стремительно меняется.
  • Роль школьного учителя, как педагога-предметника, выражается в передаче готовых знаний для учащегося (например, «жи- ши-» пиши с буквой «И»), проведение регламентированных форм усвоения это знания (многократное написание слов, где встречается это правило, можно еще писать букву «И» другой пастой, или карандашиком подчеркивать), и проверке (контрольная работа «Морж…, ш…шка, ж..вот и пр.». А вот проектная деятельность требует другого вида роли и даже мышления. Подсказывать путь, но не навязывать свое мнение. Не ругать за ошибки / не ставить оценки, а рефлексировать получений результат, превращая его в опыт. Придумать интересную задачу/проблему и упаковать ее в урок. И если вы думаете, что кто-то учит этому учителей, то нет. Поэтому происходит подмена понятия «проектной деятельности» и, как показывает исследование, при трех сторонней оценке (эксперты, трекеры, асессоры), одни и те же проекты получают очень разные баллы, даже если метрика совпадает.
  • Современные школьники не стремятся быть лидерами команд и предпочитают работать над проектом самостоятельно
  • У ребят с более развитым проектным мышлением более развиты компетенции «лидерство» (как умение работать в команде) и «коммуникация». 63% из школьников, участвующих в исследовании, не владеют эмоциональным интеллектом.

Короче, я опять не сумела написать малобукв. Но надеюсь, вы дочитали до конца) Всех приподняла, обняла, покружила, поставила на место)

Хороших выходных!

33
2 комментария

было бы хорошо,чтобы к проектным работам привлекали всех школьников ,для того чтобы они учились еще в раннем возрасте мыслить не шаблонами ,а логически

2

Я-то дочитал многабукаф до конца, но...

"Т.е. используя потенциал и компетенции участников команды, упаковывая решение сложной задачи в проект, причем решение, на которое нет готового ответа, умение договориться и распределиться по ответственности при реализации проекта, возможность совершать ошибки и учиться на них, коммуницировать с людьми - именно это уникальная полезность проектной деятельности, полезность для существования в мире, где все так стремительно меняется"

Ну это перебор для одного предложения