Помогли заводчанам достучаться до руководства. Цифровая фабрика идей — экосистема с 70 000 идей и эффектом в 20 млрд руб
В рамках концепции большая часть предложений идей идет снизу-вверх, то есть от линейных сотрудников, которые непосредственно участвуют в процессе производства.
Так компании закрывают 2 задачи:
- получение рациональных идей от тех, кто ближе всего находится к продукту
- развитие корпоративной культуры, где каждый может улучшить работу компании, свое рабочее место и конечный продукт
Именно проблемы «с полей» больше всего влияют на финансовый результат компании, поэтому люди на местах могут предлагать самые эффективные идеи.
Зачем нужна цифровая фабрика идей. Задача
Для лидера производственно-добывающей отрасли нам предстояло оцифровать все задачи и процессы фабрики идей внутри одной системы. В ней заказчик планировал регистрировать идеи с эффектом меньше 1 млн руб, а также вести доску решения проблем — пространство для сигналов о неполадках без решения.
Жизненный цикл идеи включает множество этапов. Если крупными шагами, то это:
- подача идеи
- согласование
- план реализации
- внедрение идеи
- подсчет эффекта
- вознаграждение
Все эти шаги нужно организовать внутри предприятия. Мы занимаемся оцифровкой производственных улучшений уже 5 лет, однако не всегда у компаний есть онлайн-системы для подачи предложений.
У клиента, для которого мы создали цифровую фабрику идей, на старте внедрения концепции использовались бумажные бланки, которые дальше рассматривались согласующими офлайн. А отчетность и эффект составлялись и считались в разных эксель-таблицах.
На практике для регистрации идей используется еще множество инструментов:
- физические ящики, куда сотрудники в прямом смысле слова складывают свои идеи
- звонок в отдел улучшений
- отправка сообщения в чат-бот
- имейлы по адресу отдела улучшений
И это только первый этап — подача идеи. А впереди еще множество задач и участников: от руководства до финансового отдела и прямых исполнителей. Так что самый удобный вариант — собрать все в одной системе.
Первая система для клиента, на основе которой создавали цифровую фабрику идей
Новый сервис разрабатывали на основе уже действующего продукта, который мы создали для клиента ранее. Это система для предложений с экономическим эффектом более 1 млн руб.
Функции системы:
- добавление и обоснование идей
- онлайн-согласования предложений
- планирование внедрения
- назначение ответственных
- своя мини Jira для постановки задач
- отслеживание реализации по этапам
- сводные отчеты внедрений по холдингу
Одна из самых полезных функций — расчет экономического эффекта внедрений.
Заказчик отмечает, что внутри нашей системы реализован один из самых строгих и реалистичных расчетов эффекта на рынке. Мы добились этого за счет проработки дерева факторов.
В производственных улучшениях это самое узкое место, потому что только через цифры можно подтвердить, что идеи действительно приносят пользу компании, а не создают видимость активных действий.
Системой пользуются 24 предприятия, внутри предложено 3 000 мероприятий, а эффект внедрений, зарегистрированных в сервисе, составляет 20 млрд руб.
Решение: экосистема сервисов по внедрению улучшений, объединенная мобильным приложением
Мы разработали новый сервис «Фабрика идей» и объединили его в экосистему с действующей ИТ-архитектурой по производственным улучшениям.
Внутри нового сервиса два ключевых раздела:
- Фабрика идей — цифровое пространство для идей с экономическим эффектом менее 1 млн рублей. Например, новый способ устранения дефектов при производстве труб.
- Доска решения проблем — функция подачи запросов без решения и расчета эффекта. Например, починка сломанного станка.
Подать идею или проблему можно в интерфейсе самих систем либо через мобильное приложение, которое интегрировано с общей базой данных. Как только сотрудник сохранил предложение — оно автоматически определяет сущность (идея более 1 млн руб / идея менее 1 млн руб / проблема) и отправляет ее на нужную платформу.
Дизайн сервиса сохраняет преемственность с другими элементами экосистемы, обеспечивая бесшовное переключение между ними.
Так как мы уже были погружены в отрасль заказчика и концепцию производственных улучшений, наша команда смогла успешно разработать оптимальную структуру, необходимый функционал и удобный интерфейс для фабрики идей.
Над проектом работала наша продуктовая фултайм-команда, которая сотрудничает с клиентом с 2019 года.
Далее рассмотрим основные функции цифровой фабрики идей.
Что внутри цифровой фабрики идей
1. Добавление идей
Новый сервис предназначен для предложений с эффектом менее чем в 1 млн рублей. В системе есть несколько градаций:
- до 200 тысяч рублей;
- от 200 до 500 тысяч рублей;
- от 501 тысячи до 1 млн рублей;
- от 1 млн — идея автоматически переносится в сервис инициатив.
На первом экране отражаются идеи, предложенные в системе. Их можно фильтровать по статусу, автору, компании, категории, запросу и так далее.
Добавить идею можно по специальной кнопке, после чего появится форма с необходимыми полями: статус, проблематика, решение и проч. К идее можно прикрепить файлы, которые помогут лучше описать проблему или проиллюстрировать решение.
Важная часть — блок для расчета экономического эффекта и раздел, в котором можно добавить связи с другими сущностями системы, например, с запросом на идеи.
Оформленная идея выглядит так:
Чтобы подтвердить решение или актуальность идеи, можно подключить экспертов. Для этого в карточке идеи есть вкладка «Экспертизы», где можно добавить специалистов, которые оценят реализуемость проекта.
Идеи можно не только предлагать, но и запрашивать. Для этого мы добавили функцию запросов на идеи. Это система краудсорсинга, когда компании нужно обсудить горячую тему и запустить среди сотрудников процесс генерации идей. Запрос могут создавать руководители подразделений (ответственные лица) или администраторы.
2. Комитеты
Все идеи рассматривают на комитетах — собраниях ответственных лиц, которые принимают решения по предложенным идеям. Внутри нашей системы можно вести протоколы по комитетам, чтобы не потерять информацию по итогам встречи и зафиксировать ее.
Для проведения комитета нужно добавить его в систему. В окне создания комитета мы добавили все необходимые поля: от даты и времени проведения до повестки и места собрания.
После создания комитета есть возможность прикрепить предложения, которые будут обсуждаться на встрече. Так участники могут рассматривать идеи одной категории сразу. Например, если тема касается производственного цеха или вопросов безопасности в компании.
По завершению комитета участники заполняют протокол по всем идеям:
- обновляют статус идеи;
- назначают человека, который будет заниматься реализацией;
- указывают плановые сроки реализации;
- прописывают комментарии.
После комитета у авторов предложений автоматически обновляется статус их идей и комментарии о необходимости доработок.
3. Расчет премий
Успешные идеи, которые принесли эффект, поощряются премиями — это мотивирует сотрудников участвовать в системе улучшений и придумывать рациональные предложения. Чтобы упростить процесс премирования, мы создали раздел, где можно создать отчет за период и распределить премии сотрудникам.
4. Доска решения проблем
В этом разделе сотрудники указывают внутреннюю проблему, которую необходимо решить. Например, сломался душ на производстве или требуется расчистить снег, чтобы машины могли проехать до склада.
Во многих компаниях доска решения проблем — это физическая маркерная доска, которая висит на участке. Минусы очевидны: ненадежная фиксация проблем, не отслеживается результат, информация теряется после стирания, неудобно пользоваться.
В нашем же сервисе сотрудники отправляют проблемы онлайн. Если экспертная комиссия отнесет проблему к идее, то она перейдет в другие сервисы — в зависимости от оценки экономической выгоды.
На главной странице раздела добавили список проблем и их фильтрацию по статусу работ, датам, подразделению, категории, автору, ответственному лицу и так далее.
В форме добавления проблемы указывают все необходимые параметры для устранения и идентификации проблемы: статус, место возникновения, подразделение, описание проблемы и проч.
Когда компания отделяет идеи от проблем, это помогает увидеть разницу — бытовые недочеты, которые мешают сотрудникам, и масштабные потери, снижающие производительность и качество продукции.
5. Дашборды
Как и в первом сервисе по внедрению инициатив, мы добавили удобные дашборды с отчетами. В них предприятиям и руководству удобно отслеживать количество идей и проблем.
Готовые панели аккумулируют информацию внутри системы и показывают:
- динамику подачи идей и проблем;
- количество реализованных идей и решенных проблем;
- экономический эффект от идей;
- просроченные проблемы и среднее время их решения;
- количество сотрудников и авторов, которые добавляют идеи.
Аналитические дашборды позволяют компании оперативно оценивать экономические эффекты от идей, выявлять ключевые проблемы и повышать прозрачность процессов на всех уровнях.
Итоги внедрения цифровой фабрики идей и доски решения проблем
Лучше слов скажут цифры:
Так, на основе нашего предыдущего сервиса мы создали Фабрику идей — еще один продукт для внедрения улучшений на производстве. Они объединены единой средой, общей базой данных и авторизацией. Сейчас в экосистеме уже 5 сервисов, которые решают разные задачи компании.
Профит для компании
Теперь вместо бумажных бланков и эксель-таблиц у заказчика есть цифровая фабрика идей.
Преимущества для бизнеса:
- вся информация по улучшениям хранится в одном пространстве, риски фрагментации и утери данных снижены до нуля
- упростился процесс подачи идей, что повышает активность сотрудников, так как стало проще подавать предложения
- процессы стали более прозрачными и управляемыми, исчезли лазейки для манипуляций и некорректных решений
- идеи стали более контролируемыми, вероятность реализации бесполезных предложений ниже
- благодаря отчетам можно следить за реализацией плана по идеям, оценить эффект внедрений, выделить самые активные и отстающие в рамках фабрики идей предприятия
Одно из ключевых преимуществ — экосистемность, которая обеспечивает бесшовность бизнес-процессов. У многих компаний улучшения ведутся с помощью разрозненных инструментов, мы же выстроили единую среду для всех задач.
Все продукты экосистемы сделали гибкими и масштабируемыми, так как мы постоянно расширяем ее функционал и добавляем новые предприятия — а это тысячи новых пользователей ежемесячно.
Профит для сотрудников
С нашим сервисом появилась возможность подавать все виды предложений онлайн, в том числе для фабрики идей и доски решения проблем. Раньше приходилось заполнять бланки. Теперь это можно сделать внутри сервисов или через мобильное приложение, которые интегрировано с экосистемой.
Все дальнейшие взаимодействия тоже происходят в системе. Не нужно встречаться с руководителем для обсуждения или лично получать согласование эксперта — все комментарии и уведомления о согласованиях и реализации придут в карточку идеи.
Также улучшилась работа комитетов — теперь вся важная информация протоколируется, а решения по идеям тут же вносятся в систему и двигают процесс дальше. Так мы экономим время на коммуникациях и взаимодействии между авторами, экспертами, согласующими и исполнителями.
У руководства появились удобные отчеты, в которых они могут отслеживать количество идей, их эффект, начислять премии, проводить согласования и выполнять другие задачи. А также можно проверить любую идею или итоги комитета, чтобы проконтролировать ход реализации и работу команды.
Классный кейс! Как мне обсудить фабрику идей с Атвинтой? •
• отправляйте заявки: info@atwinta.ru
• смотрите кейсы на сайте
• читайте наш тг-канал
В этой ветке поделитесь своим опытом: работали ли вы когда-нибудь на предприятиях с фабрикой идей?
20 млрд рублей? 🤯 Крутейший сервис и еще круче результат
Спасибо! Один из наших любимых проектов )
Статья мотивирует, как раз думаем о подобном сейчас.
Спасибо !) На первом шаге было бы здорово привлечь консультантов, которые погрузят в методологию, а потом задумываться об оцифровке🙌🏻
опять удивили прекрасной анимацией
Спасибо !) Готовы петь оды нашему 3D❤️