Скоро конец года, время подводить итоги и ставить новые планы, поэтому расскажу, как я провожу стратегические сессии для команд малого и среднего бизнеса. Как их проводить эффективно, чтобы это не было посиделкой с друзьями.Артём ПадеринЭксперт по управлению и систематизации. Помогаю собственникам создать системный, прибыльный бизнес и выйти из операционкиСтратегическая сессия — это инструмент рефлексии, планирования стратегических задач, синхронизация картины мира собственника и команды.Я стратегические сессии рекомендую проводить в 2-3 дня уезжая из офиса. Цель – остановиться и посмотреть, что в компании происходит и скорректировать направление развития.При прослушивании этих слов, порой у собственников возникают мысли:“Куда их там вести? Работать надо, времени нет”“Зачем встречаться, если и так все понятно?”“Где нам взять 2-3 дня?”“Некогда думать – работать надо”“Мы уже проводили — не работает”.И есть последствия, если регулярно не вытаскивать себя и команду из операционкиДетального плана на год нет. Команда просто куда-то бежит, и все в разных направлениях.План бывает есть, но он на уровне фантазий собственника и не связан с реальностью: «Думаю, сделаем в этом году 200 млн/ярдов».Много беспонтового кипиша: сегодня делаем сайт, завтра едем в Китай, послезавтра выходим на новый рынок и запускаем новые продукты. Идеи могут быть крутые, но часто они интересны только собственнику и не учитывают интересы других отделений.Если идеи начинают реализовываться, возникают подводные камни из-за того, что не сели и не обдумали нормально. В итоге тратим время на лишние созвоны в зумах. Хотя могли просто собраться и ОПТОМ обсудить важные стратегические задачи.Плюсы от проведения стратегической сессииЗащита от расфокуса:Стратегическая сессия — защищает от неадекватных, необдуманных решений, которые не планировались или не относятся к стратегической цели компании. Если вне сессий возникают идеи, которые могут повлиять на компанию, топ-менеджер откладывает их до стратегической сессии и уже на ней продает идею не только себе, но и всей команде.Неформальные встречи — как клей между командойПосле стратегической сессии команда более вдохновленная, а значит, и продуктивнаяЭкономит кучу времени на непродуктивное общениеВозможность остановиться и посмотреть на то, что происходит, и почемуВозможность рассудительно принять решения и прийти к согласиюСо временем у команды планирование будет ассоциироваться с чем-то приятным и выездом куда-то.Подготовка к стратегической сессииПодготовка – это 50% результата стратегической сессии. Продолжительность прелюдий зависит от опыта команды. Если «топы» ранее не собирали цифры по своим отделениям и нет понимания, за какие метрики отвечает их отделение, на подготовку может потребоваться 2-4 недели.Шаги в подготовке примерно такие:Определиться с целью на стратсессиюПродать идею командеСоставить программу стратсессииВыбор даты и локацииОпределение состава участниковВыбор секретаря, кто будет вести протокол стратегической сессииПодготовка видения собственнику для командыСоставление презентаций по отделениямРуководители отделений самостоятельно или с помощью сотрудников готовят отчеты по своим отделениям за прошлый период: какие планы ставились, какие факты. Подсвечиваются отклонения и высказываются пожелания по работе своего отделения и компании.Пока сами руководители делают презентацию, они рефлексируют, вдохновляются и ловят в процессе подготовки инсайты.Подготовка макета финансовой модели и бюджетаЕсли вам для составления финансовой модели и бюджета необходимо провести аналитику, лучше это сделать до стратегической сессии, чтобы во время нее вы не тупили и могли быстро найти информацию.Ознакомление команды с программой стратегической сессии.Состав участников и продолжительностьПродолжительность стратегической сессии зависит от размера команды, но обычно это 2-3 дня.Если вы группа компаний, первый день и корпоратив можете сделать общим по всем компаниям, чтобы переопылиться мыслями и опытом. Второй и третий день, компании их проводят индивидуально со своими командами.Если вас 2-4 топ-менеджера или ключевых сотрудника — все равно проводите. Это заблуждение, что когда я буду большой, тогда и будут стратегические сессии.Стратегические сессии – это не привилегия, а инструмент, который может использовать любой.В состав входят собственники, топ-менеджеры, ключевые сотрудники, у которых есть свое мнение.Кисложопых лучше не брать — они могут мешать творческому процессу.Собственник должен быть таким же участником, а не модератором. Поэтому хорошая практика — привлекать внешнего модератора/фасилитатора, который поможет с подготовкой и будет держать ритм мероприятия.На какой период ставить планы и когда проводить?Зависит от вашей точности планирования. Можете выбрать год/два/три? Планируйте.Если планирование пока хромает, запланируйте квартал. Со временем, при правильной рефлексии, ваша точность планирования будет расти.Годовая стратегическая сессия обычно проводится в декабре-январе, а квартальные (поддерживающие) — по окончанию квартала. Однако, если у вас есть сезонность или иные причины, график не так важен, как регулярность и качество проведения.За чей счет вечеринка и где проводить?Все расходы оплачивает компания (трансфер, отель, корпоратив). Поначалу, на проведение сессии каждый рубль отрывается как от сердца. Ты и так-то не сильно прибыльный. Возникают мысли: А может, ну его нахрен? Может в онлайне, чтобы дешевле было?Локация будет зависеть от вашей прибыли. Для команды это тоже плюс — как поработали, так и встретились.Прибыли мало — кафешка, коворкинг или загородный домик.Прибыли достаточно — можно в другом городе или стране.В онлайне лучше не проводить, в офисе тоже. Идеально — загородом, где нет отвлекающих факторов.У нас же цель — подумать про стратегию. А в офисе контекст слишком рабочий, и команда может отвлекаться на текущие задачи.Первый день. Рефлексия результатовДень докладов и создание доверительной обстановки. Пока «не поднят» слой эмоций о планах можно не говорить.Здесь модератор объясняет правила стратегической сессии, собственник делятся ожиданиями от нее, и модератор запускает командную игру для создания доверительной атмосферы.Затем топы/руководители в формате докладов выступают с отчетами по отделениям по прошлому периоду. Идет обсуждение и рефлексия, что было сделано хорошо, что можно было сделать лучше. Собственник выделяет конкретных сотрудников и благодарит за результаты.Результат первого дня:Команда эмоционально заряжена. Все вдохновлены. Оказывается, не только "я" работаю в этой компании. Частно рассмотрели победы и провалы. Мы ставили такую цель, и ее достигли (ЭТО важно). И когда вы ставите следующую цель, у команды больше веры, потому что прошлую цель они тоже достигли.Напишите мне в личку “хочу пример отчета ТОП-а”, и я вышлю вам пример отчета первого дня.Второй день. Видение собственникаСобственник делится своим видением по компании на следующий год/два/три с командой.Детализация видения зависит от стадии зрелости бизнеса. На начальных этапах обычно достаточно общего видения, а на более зрелых стадиях возможна более глубокая проработка: с миссией, стратегиями компании, кому, как, где продаем и т. д.Далее запускается блок обсуждения по накопившимся вопросам. Цель: Прийти к согласию по вопросам. Например:В компании часто копятся вопросы, которые могут остановить развитие компании (вопросы о перестройке отделов или жалобы клиентов).Есть тонкие сигналы, которые могут быть сейчас не срочными, но могут повлиять на компанию.Следующий блок: стратегические проекты развития компании.Это задачи, которые не решаются просто так в операционке, на них всегда нет времени. Это проекты, направленные на стратегическое развитие компании (создание сайта, запуск партнерского отдела, внедрение отдела качества, выход на новый рынок и т. д.). Команда выбирает приоритетные проекты развития и прописывает их на стратегической сессии с использованием определенного фреймворка, а затем их публично демонстрирует перед командой. Цель — продать идеи по проектам, которые команда возьмет в работу.Результат второго дня:Собственник синхронизировал видение компании с командой.Определены ключевые точки роста, и для них разработаны проекты развития.Отделения пришли к согласию по стратегическим и тактическим вопросам.Третий день. БюджетыЭтот день отводится для верстки финансовой модели и бюджетов.Частая проблема в том, что достижение планов компании интересно собственнику, а команде эти планы часто нахрен не нужны, у них все хорошо. В итоге собственник/CEO залезает в операционку и начинает пинать команду. И от безысходности, часть задач выполняет он сам, своими руками.И причина плохой реализации: Это планы только собственника — а не команды. Собственник просто «спустил» задачи на команду и сказал, что делать. Отсюда и слабый экзекьюшн (исполнение) .Команда не чувствует причастности, ей не продали идею, а просто пришли с приказом.Цель сверху — план снизу.Поэтому в планировании важно, чтобы топ-менеджеры с помощью финансового директора самостоятельно составили планы на основе целей собственника, которые он предварительно им «продал».Когда же бюджет составлен, его важно прогнать через команду, чтобы все были согласны с планами.Завершить стратегическую сессию можно корпоративом в неформальной обстановке, который, как клей, поднимет боевой дух команды.Вся стратегическая сессия должна быть направлена на вовлечение и создание единого видения и контекста собственника и команды. Ведь по факту:Реализация стратегии — это социальный контракт каждого сотрудника, что он готов реализовать планы, в составлении которых сам же участвовал.Итог стратегической сессииОпределены ключевые точки развитияВыявлены «узкие места»Все участники нацелены на достижение общих целей и берут на себя ответственность за их реализациюУтверждены проекты развитияПовышен боевой духЕсть ясность стратегии компанииСинхронизирована командаСовмещены отдых и работаЧто делать после стратсессии?Вам необходимо преобразовать стратегические цели в операционные задачи.На основании утвержденной финансовой модели и бюджета — топ-менеджеры спускают цели своим отделениям.Вспоминая правило:Цель сверху — план снизу.Топ-менеджеры должны вовлечь сотрудников своих отделений в создание плана задач для достижения плановых показателей.Затем, с помощью регулярного менеджмента и координаций, достигайте выполнения планов.Без регулярного менеджмента и достаточного давления, все крутые идеи затухнут и останутся на бумаге. Про регулярный менеджмент и координации пишу в своем телеграм канале Эффективный руководитель.Ежеквартально, рекомендую по такому же сценарию проводить поддерживающие стратегические сессии, анализируя прошлый период.Если на последующих квартальных стратсессиях вы понимаете, что ранее при планировании вы были неадекватны — это нормально. Со временем точность планирования будет расти.Выполнение плана – лишь показатель адекватности восприятия мира. В достижении результатов, скорее важна динамика, нежели само попадание в плановые показатели. По крайней мере, на этом стоит фокусировать внимание. А непопадание в план, лишь материал для рефлексии. Ни хорошо, ни плохо. (с) С. Краснов.Если вам откликается данный подход и нужна помощь в проведении стратсессии, пишите мне в личку, я как фасилитатор помогу провести стратсессию эффективно для вашей команды.#бизнесидеи #бизнес #стратегия #менеджмент #управление #собственник