9 знаний про Зум, которые есть у телеведущих (и вам стоит знать)

<i>(с) Типичный программист, Пикабу</i>
(с) Типичный программист, Пикабу

Общаясь с десятком новых людей почти еженедельно, обратил внимание, что многие допускают одни и те же ошибки при видеовстречах в зуме, гугл мите, да хоть фейстайм с ватсап видео. Собрал свой опыт и опыт ведущих, которые работают в кадре профессионально.

*** Базовый уровень ***

Как вас представить?

Даже если вы выходите без видео, проверьте плз:

  • какая у вас подпись в зуме / гуглмите / чём-то там еще. Это что-то вроде "Руслан Серазетдинов" или sssurrr2179?
  • какое у вас фото. Это фото человека или просто буквы? Это аватарка, которая совсем не в тему бизнес-встречи, или портретное фото с хорошим светом?

Свет!

Умоляю: не садитесь с источником света за спиной. Тут самая частая промашка — сидеть с окном за спиной. В этом случае человек выглядит как тёмный силуэт с голосом. Мистически, конечно, но далеко не всегда.

Займите место так, чтобы свет падал на ваше лицо.

Размытый, виртуальный или реальный фон?

Говорят, что размытый фон уменьшает доверие к говорящему на 15%. Хз, кто и как это считал, и точна ли цифра. В то же время, в некоторых компаниях есть корпоративные виртуальные фоны и это точно лучше, чем просто размытие.

Ну а если вы сидите с реальным фоном, то внимательно следите за тем, что у вас сзади. Или это должно быть что-то однотонно-монотонное (стена, обои), или интересный фон с несколькими яркими деталями.

Так, недавно на одной встрече, попросил собеседницу добавить в кадр каску — ребята работают в промбезопасности, символ считается быстро.

Одежда

"Одежда имеет значение. Чёрные и тёмные оттенки не подходят, т.к. камера гаджета будет подстраиваться под них, а, значит, ваше лицо будет в пересвете. Лучше выбрать однотонную одежду без мелкого рисунка.

И даже если вы находитесь дома, а встреча деловая, то форма одежды должна быть соответствующей. Желательно, и обувь надеть, а не сидеть в тапочках или босиком, так как даже эта деталь задаёт тон общению".

Лейсан Дусаева, тренер по ораторскому искусству, заслуженная артистка Татарстана

Думайте про звук

"Если у вас нет отдельного микрофона, то выбирайте маленькие тихие комнаты, чтобы встроенный в ваш гаджет микрофон справлялся с поставленной задачей, и ваши слова хорошо было слышно".

Лейсан Дусаева

*** Для тех, кто спикерит ***

Дальше – рекомендации для тех, кто выступает как спикер на вебинаре, презентации, уроке или прямом эфире.

Встаньте, чтобы увеличить отклик аудитории

Настоятельно рекомендую (прошу, умоляю!) чтобы спикер в кадре не сидел на стульчике как участник круглого стола. Спикеру надо стоять, как если бы он стоял на сцене. Это покажет аудитории, что спикер находится в тонусе".

Евгений Маликов, ведущий бизнес-мероприятий, наставник в публичных выступлениях

Не дублируйте речь слайдами

"Слайды не должны дублировать основную речь спикера. Часто на слайдах пишут то, что потом проговаривают. В итоге слайд выглядит как кусок школьной тетрадки или обрывок статьи. Слайды должны сопровождать, иллюстрировать.

Поэтому на слайды или писать ключевые мысли в одну фразу, или картинки, фото, схемы, скриншоты и так далее. Идеальная презентация – та, которая не дублирует твою речь".

Павел Молянов, Руководитель агентства "Сделаем", блогер

Подготовьте план речи

"Напишите начало, конец и тезисы — нескольких предложений достаточно. Конечно, вы можете импровизировать, но если вдруг переволнуетесь, прописанный текст вас выручит".

Лейсан Дусаева

Всегда. Всегда. Всегда проводите репетицию

Я на одном из проектов допустил ошибку. Выпустил спикера на вебинар без репетиции по словам. Технику прогнали и разошлись. А человек поплыл — начал запинаться, молчать.

Перед следующим вебинаром мы сели вдвоем и прошли весь текст слово в слово с моей обратной связью. В итоге ведущий вышел и прекрасно отработал с аудиторией.

Репетиция означает полноценный прогон всей технической (что как включается, выключается), смысловой (что говорим, как показываем) и визуальной (в чём одет, что лежит рядом, что на заднем фоне) частей.

Включайте аудиторию

Не забывайте, что у любой коммуникации есть 2 стороны: передающий и принимающий. Вовлекайте аудиторию в диалог, старайтесь вытаскивать обратную связь.

Как можно больше интерактивов с аудиторией! Старайтесь чтобы они не в чатах писали (это обезличивает), а чтобы включали микрофоны и камеры и задавали вопросы или вступали в полемику"

Евгений Маликов, ведущий бизнес-мероприятий, наставник в публичных выступлениях

+ Еще один совет, который мне показался очень милым:)

Подглядел в издательском доме Bookwings: если у вас на заднем плане есть ТВ, попробуйте включить на нём видео костра или камина (можно найти в ютубе, часа на 2). Я проверял и другие варианты, например, включил движение поезда – вид из окна машиниста. Выглядит неожиданно:)

Еще больше советов о том, как быть заметнее – в тг-канале "Здесь курят"

5
7 комментариев

Спасибо, Руслан, за интересную и полезную статью! Идея с камином - супер)

1
Ответить

Странно, что многие об этом не думают. Правильные советы, как мыть руки перед едой 👍🏻

1
Ответить

Всё это хорошо и даже замечательно. Но не понимаю такой тяги к визуализации говорящих и слушающих. Это только отвлекает от сути. Понятно, если есть ради чего расшарить экран: презентация, примеры документов, совместная работа онлайн (у нас так было на сложном проекте, где почти месяц не могли согласовать результат, пока не собрали всех на созвон; в прямом эфире дизайнер правил макет, всё было сделано за 30 минут).

Ответить

Скорее, речь о том, что слайды — лишь помощь для спикера, а не основная линия выступления.

Ответить