Критика "Какое будущее у капитализма?"

Как представитель секты, которая исповедует единобожие в вопросах: критического мышления, исторического материализма и диалектики хочу Вас критиковать :)

В целом, мне понравилось, как Вы по-обывательски остроумно ухватили суть капиталистической системы, но незнание теории заставляет Вас писать вещи в духе: “Чуваки, походите, посмотрите по сторонам… Вы что на шаре живёте? Вы живёте на плоскости!”

Что бывает, когда не знаешь теории, но любишь гулять на улице.
Что бывает, когда не знаешь теории, но любишь гулять на улице.

Вы пишете о преодоление капитализма, о преодолении труда, но не задаётесь вопросами о сущности ни того, ни другого. Поэтому у Вас не получается преодолеть ни то, ни другое.

Например, Вы пишете, что “Капитализму выгодно иметь прибыль, это главная логика капитализма”. Действительно, специфическая особенность капитализма — производство прибыли (технически точнее будет: прибавочной стоимости), это его отличает от феодализма, рабовладения и первобытного коммунизма. Однако, его всеобщая особенность — командование трудом общества для своего воспроизводства (желательно в расширенном объёме), это его роднит с предыдущими формациями. Когда происходит расхождение между специфической целью и всеобщей (в нашей секте это называется несоответствие производственных отношений производительным силам), человек выкидывает на помойку вместе с кровью и кишками этот способ командования трудом. Это является общим способом смены формации. Но вот уже специфической особенностью смены капитализма является осознанность этого процесса, здесь не воля случая должна провести стабилизацию, а человек самостоятельно (может и не осуществить, но об этом потом).

Далее, мы опустим вопрос о сущности прибыли, хотя не могу не заметить, что в “Критике Готской программы” Маркс даёт замечательную критику, что это не оплата услуг рисковому, но хорошему атланту. Нам сейчас важно понимать, как этот специфический механизм осуществляется. Чтобы была прибыль, должна быть создана стоимость, которая обменивается на другие предметы потребления. То есть участники связаны стоимостными отношениями между собой. Таким образом, преодоление капитализма происходит через преодоление стоимости. Пока нам известно два способа преодоление стоимости: 1) первобытный коммунизм, когда производство велось в рамках (потребительной) необходимости и 2) товарное производство, когда товары обмениваются на товары по бартеру. Первый способ является целью коммунистов просто на более высоком уровне. Второй обязательно приведёт к развитию стоимостных отношений, стоимость необходима, чтобы уравнивать разные потребительные стоимости (это основное противоречие товара: стоимость и потребительная стоимость). А там где есть стоимость, со временем появляется вопрос: сколько в этой стоимости прибавочной стоимости? То есть мы придём к капиталистическому способу производства.

Капиталистический способ производства. https://t.me/artgroup_1917
Капиталистический способ производства. https://t.me/artgroup_1917

Для того чтобы говорить о преодолении труда, нужно задаться вопросом о сущности стоимости. На мой взгляд, тезис Маркса о том, что стоимость – количество общественно необходимого времени труда не был ни опровергнут, ни критически осмыслен. Маржиналисты просто занесли труд в функцию производства как одну из переменных. Безусловно, это правильный подход: математика <3… но абстрактный – из-за него легко забыть, что труд не только необходимое условие производства, но и достаточное. Поэтому каковы бы ни были условия труда (собирать палки или нажимать кнопки) – ключевым вопросом уже будет: а кому принадлежат средства производства (земля, на которой палки, или роботы)?

Да, у Вас остаётся “не большой средний класс который будет невозможно оптимизировать”, но отношения всё ещё капиталистические. И у этого небольшого класса будут большие вопросы к ещё меньшему классу владельцев роботов. То есть и с этой стороны Вы не преодолели ни отношения стоимости. Но и труд не преодолен, ведь всего лишь изменилась форма общественно необходимого труда.

Так вот моя критика в том, что Вы не преодолеваете стоимостных отношений. То есть Вы просто пишете алармистскую статью, что капитализм нас ведёт в варварство. Это замечательно, потому что на фоне такой мысли, одновременно, каким бы циничным ублюдком человек не был, появляется противоположная ей мысль: “никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь, и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой”.

Теперь окунёмся детальнее в Ваш поток сознания.

Все просто в экономике потребитель существует за счет зарплаты от капиталиста, на зарплату потребитель покупает у капиталиста блага.

Эти блага производятся “потребителем” и владение осуществляет капиталист для получения наживы. Не будет “потребителя” – не будет наживы. Не будет наживы – как будут меняться друг с другом капиталисты? Бартером? То есть товарообменное производство.

Не будет “потребителя” – не будет наживы. Не будет наживы – не будет наживы. Сдачу вернёшь.
Не будет “потребителя” – не будет наживы. Не будет наживы – не будет наживы. Сдачу вернёшь.

которые смогут потреблять и производить блага за счет средств производства, чем будут в экономике будущего роботы и ИИ. Так же останется не большой средний класс который будет невозможно "оптимизировать", а всем остальным придется выйти в нижний класс общества.

Но остаётся разделение труда, а значит и товарообменные отношения.

Многие же из нижних классов так же будут экономически замкнуты сами на себя и образуется 2 системы, одна для богатых вторая для бедных.

То есть Вы замкнули это сообщество, точно также как и родоплеменные общины были замкнуты на себя. Дальше она познакомится с соседями и внешней торговлей, с развитием которой уже внутрь общины проникают отношения стоимости через обмен товаров.

Как только бедный сможет вылезти из нищеты он будет сразу же мигрировать с капиталом в богатые места.

То есть здесь остаётся ещё и прибавочная стоимость :)

оставляя бедный регион без возможностей к воспроизводству капитала.

Но как тогда будет воспроизводиться человек (общество)? “Никак” — Ваш ответ. Но вся история его опровергает. Рекомендую прочитать в “Капитале” главу про борьбу за снижение рабочего дня с 12 до 10 часов. Думаю, та человеческая масса, образовавшаяся под гнётом эксплуатации, – гораздо аморальнее, чем Ваши любители сахара и алкоголя. Или история с опиумными войнами, когда капиталисты пытались целую страну держать на наркотиках – почему-то началась национально-освободительная борьба, прямо, как в нашем Манифесте.

это место займут более выгодные во всех планах роботы и ИИ, то какой смысл платить много и всем

А какой смысл платить 10х для внедрения новшеств, если Джамшут с метлой дешевле (как единоразово, так и в эксплуатации), чем i-whatever-robot? Или Вы думаете, что в эпоху империализма, когда монополистический капитализм превращается в государственно-монополистический капитализм, никаких картельных сговоров не будет? Или лоббистов, чтобы протащить нужные законы? В том то и дело, что капиталистам уже невыгодно вводить улучшения, дешевле давить рабочую силу, но продолжать платить ей. Всё-таки платежеспособный спрос — это очень важная категория капитализма.

Когда придут ИИ и роботы люди закроют нижние части пирамиды Маслоу

А с какой стати люди их закроют? У нас здесь распределение происходит по отсиженным часам на рабочем месте, а не потребностям. Кто будет раздавать еду просто так и платить за обслуживание роботов?

Например с 70 х годов автоматизация приводит к таким явлениям как монополизация рынков и уменьшения среднего класса, и как следствие растущее расслоение общества на богатых и бедных

Нет, это не автоматизация приводит, а капиталисты для снижения рухнувшей вниз нормы прибыли. У них получилось это сделать за счёт того жирка, который рабочее движение накопило за времена социально-ориентированной формы капитализма. Теперь вопрос перепроизводства капитала стоит в своей терминальной стадии — своего уничтожения с помощью мировой войны, чтобы перезапустить процесс накопления себя.

формация либо изменится, либо мы попадем в антиутопию

Безусловно: или социализм или варварство. И выбор сделает человек, а не капитал. Ведь капитал — это творение рук человека. Да, возможно ему придётся загнать себя сначала в “киберпанк, который мы заслужили” или “безумного Макса”, чтобы привить такое же отторжение к частной собственности, как сейчас есть к рабовладению.

А, действительно, кто?
А, действительно, кто?

Единственным моим советом Вам на Ваше: “Если вы сможете меня разубедить буду очень рад этому, ведь не приятно жить осознавая грядущий мрак” – возьмите ещё год, два на то чтобы разобраться, что там у “коммуняк”: “единственной партии … заслуживающей безусловного внимания… которая побуждается к действию демоном необходимости”. Хотя бы в плане теории :)

2
5 комментариев

Привет! Спасибо за ответ. Приятно для разнообразия принять участие в нормальном человеческом общении :)

Как я понимаю, мы с Вами расходимся в следующих моментах:

1) Те изменения, которые нам приносит смерть неолиберальной формы капитализма. Для Вас это что-то новое: "Разные технологии, в том числе и будущая роботизация может подавить то, что раньше подавить было очень сложно". Для меня это хорошо забытое старое: "та человеческая масса, образовавшаяся под гнётом эксплуатации, – гораздо аморальнее". Моё доказательство — вся социалистическая литература периода промышленной революции (будь то исторические очерки в "Капитале" или "Положение рабочего класса в Англии" Энгельса и тд). Её суть в том, что капиталисты так всё подавили, что выдавили всё человеческое из рабочего класса.

2) То есть мы сходимся в вопросе о том, что все происходящие изменения в рамках капитализма. И я много раз акцентирую на этом внимание, потому что мне важно показать, что мы наблюдаем разрушение всех социальных обязательств, взятых капиталом на себя, и его откат к тому "старому доброму" капитализму, когда между наёмным трудом и капиталом не было компромисса, а только подавление. Таким образом, концептуально, задача сведена к повторению опыта социалистической революции, которую общество вынашивало более полувека в 19-ом столетии. Просто на более высоком технологическом уровне: с дронами, роботами, ИИ и прочими свистелками.

Вы же, наблюдая за процессом сбрасывания кожи со змеи-капитала, прекрасно понимаете, что происходит это потому, что а) он растёт и б) следующим, кого сожрёт, будете Вы сами. Однако, Вы пока не готовы встать на радикальную позицию. И здесь я не смогу Вас убедить — это путь, который человек должен сам пройти. Самый лучший учитель социализма (на данный момент) — это сам капитализм. Поэтому я и предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться как с историей, так и теорией/практикой той политической силы, которая остановила ненасытную жадность капитала однажды.

3) Да, сегодня этой силы "что бы поменять сложившиеся отношения?" — нет от слова совсем. Но и нельзя не заметить, как она начинает формироваться. Можете себе представить нашу дискуссию лет 10 назад? Не думаю. Я вообще тогда смузихлёбом был: за всё хорошее, против всего плохого :)

4) Идея коммунизма и теория. Вы несправедливы к нашим предкам. К сожалению, ошибки — единственное средство получения обратной связи в процессе познания, которое доступно человечеству. Если Парижская коммуна просуществовала два месяца, Союз — 70 лет, то что будет дальше? Да, возможно, человек упустил свой шанс — риск этого не стоит сбрасывать со счетов. Но как только начинаешь об этом задумываться, появляется и ответ, что рано ещё выбрасывать человека на помойку. Таким образом, липкое и мерзко-неизбежное осознание необходимости действий, а не "веры в великолепное будущее" овладевает разумом человека. А для действий нужно знать теорию. И в рамках диалектического материализма (а мы отличаемся от "некоторых людей из мира экономики"), теория — это всего лишь обобщение практической деятельности, которое нужно, чтобы изменить мир.

1
Ответить

5. " оставляя бедный регион без возможностей к воспроизводству капитала.

Но вся история его опровергает."

Что я не вижу что бы бедные регионы стали конкурентами тому же западу. В бедных регионах появляются технологии, но только самые простые которыми не кто не хочет (не выгодно) заниматься.

И то как это выглядит, капиталист делают условную добычу ресурсов в Африке, ресурсы идут на запад, и капиталы тоже вывозятся на запад. В итоге в Африке остается сущие крохи которые не смогут приблизить Африку к западу в экономическом плане.

6. "А какой смысл платить 10х для внедрения новшеств, если Джамшут с метлой дешевле (как единоразово, так и в эксплуатации), чем i-whatever-robot?"

Это сейчас, а потом как говорил Бендер из Футурамы мы увидим извращение, роботы будут делать роботов, которые делают роботов. И тогда цена будет робота будет стремится к 0, а качество продукции произведнными роботами будет стремится в высь.

7. "Кто будет раздавать еду просто так и платить за обслуживание роботов? "

Об этом и смысл статьи, капиталист не чего не кому просто так не даст, а будет накапливать капитал

8. " Да, возможно ему придётся загнать себя сначала в “киберпанк, который мы заслужили”

Своего уничтожения с помощью мировой войны, чтобы перезапустить процесс накопления себя."

А вот это может быть, нас ждут 10 летия киберпанка, а потом возможно когда сильнейшие монополисты капиталисты уже начнут делить друг друга начнется война. Но перед этим нам предстоит еще 10 летия пути к этому киберпанку.

9. “Коммуняк”: “единственной партии … заслуживающей безусловного внимания. "

Проблема на мой взгляд в том что у коммуняк еще больше противоречий в их формации.

Идею коммунизма в советах испортили сами люди которые управляли всем. Что бы этого не повторилось нам нужен как я вижу ИИ который будет управлять обществом, общество же в свою очередь сможет только влиять на этот ИИ только через референдумы.

Но опять же это фантазия, которая в теории звучит интересно а на деле скорее всего тоже работать будет плохо.

Ответить

Будет интересно что вы ответите на это мысли?

Сам я обыватель, у меня нет научных знаний, я интересуюсь этим всем как любитель. Годы работы в бизнесе, а так же путешествий и самообразования подвели меня к таким выводам. Тут в большинстве пунктов вы не смогли меня переубедить. Попробуйте донести мысль по другому. Ведь я тоже хотел бы верить в то что впереди нас ждет великолепное будущее.

Так же общаясь с некоторыми людьми из мира экономики, я удивился на сколько их мышление находится в рамках теории. Им очень тяжело смотреть на мир не через призму их знаний. А эти знания очень часто расходятся с реальностью. В этих смыслах я вижу и проблему образования, людей накачивают определенной идеологией, и их сознание заточено только в рамках идеологии. А значит все что противоречит их идеям, это бред. Сама же идеология выгодна ряду лиц, поскольку этим лицам выгодны определенные шестеренки которые работают на стабильность системы.

1
Ответить

Интересная статья, прочитал с удовольствием! Но я появились не которые вопросы и уточнения

1. "Когда происходит расхождение между специфической целью и всеобщей, человек выкидывает на помойку вместе с кровью и кишками этот способ командования трудом."

Я с вами согласен, но если мы представим не далекое будущее мы увидим (и видим сейчас) что теперь стоило для людей станет намного более технологичное. Данная цель выполняется не только жесткой силой, но и разными отвлекающими технологиями. Разные технологии, в том числе и будущая роботизация может подавить то, что раньше подавить было очень сложно.

2. "Да, у Вас остаётся “не большой средний класс который будет невозможно оптимизировать”, но отношения всё ещё капиталистические.

Но и труд не преодолен, ведь всего лишь изменилась форма общественно необходимого труда."

Я имел не имел ввиду изменений капитализма на другой вид отношений в своей статье. Я наоборот писал что капиталисту выгодно оставить капиталистические отношения, по скольку в этой системе координат он вершине эволюции.

Далее разбираем наши потоки сознания.

1. "Эти блага производятся “потребителем” и владение осуществляет капиталист для получения наживы. Не будет “потребителя” – не будет наживы. Не будет наживы – как будут меняться друг с другом капиталисты? Бартером? То есть товарообменное производство."

Я имел ввиду что потребители останутся и формация экономических отношений будет той же. В статье я в первую очередь писал о противоречиях капитализма, в данном случае я говорил о расслоении общества.

По этому потребитель останется, но большинство наиболие эффективных и технологичных продуктов будет замыкаться в самом вверху пирамиды. (Что мы уже наблюдаем, инфляция приводит к тому, что все меньше людей могут оставаться на прежнем уровне потребления)

2. "Но остаётся разделение труда, а значит и товарообменные отношения."

А кто спорит, есть силы на данном этапе в современном мире что бы поменять сложившиеся отношения?

3. "То есть Вы замкнули это сообщество, точно также как и родоплеменные общины были замкнуты на себя. Дальше она познакомится с соседями и внешней торговлей, с развитием которой уже внутрь общины проникают отношения стоимости через обмен товаров."

Конечно так и будет, если конечно вашей мысли не вставлять палки в колеса.

Например у нас есть Африка, там бедное население, не технологичное и тд.. Далее в ней начинает развиваться отрасль кофе, начинается внешняя торговля, появляются новые технологии (например появлятся спец. сковородка для обжарки кофе). И тут влетает с двух ног более сильная во всех смыслах западная держава, у них прогресс зашел намного дальше, и они благодаря своему прогрессу уничтожают всю местную промышленность. Например первые кофе жарили на сковородках, а вторые уже пришли с промышленными роботизированными линиями производства кофе. Благодаря технологиям мы преимущество, и уничтожаем в конкруентной гонке. В Африке происходит регресс технологий обратно со сковородки к ручной обжарке. И теперь догнать условной Африке условный запад, почти нереально.

В итоге "бедная" Африка замкнулась в своем обществе, потому что бы выйти на "богатый" уровень нужно создавать технологичные производства. Так же единицы из "богатой" африки уезжают на запад и делают "бедную" африку еще беднее.

Вы скажите что робот дороже чем дешевая раб сила, да но это сейчас, через 30 - 50 лет мы увидим как роботы делают роботов, которые делают роботов.

4. То есть здесь остаётся ещё и прибавочная стоимость :)

В своей статье я и не говорил что она должна исчезнуть...

Ответить