Евгений Герасимов

+1
с 2018
0 подписчиков
26 подписок

"цена реализуемого актива скоро вернется к обратно" это опять речь об активах со средней или низкой ликвидностью. Государственные и квази-государственные облигации продаются на бирже в моменте.
Речь не об отказе от банков, а об отказе от пассивной позиции в управлении деньгами. Возражения и нежелание заморачиваться всегда можно найти, однако бизнес – это как раз про желание заморачиваться, про поиск наиболее эффективных решений. Банк – это лишь финансовый институт, а не гарантия ото всех рисков. И сами банки прекрасно понимают, что снижение риска – это покупка государственных и квази-государственных облигаций. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть структуру баланса банков.

1

Если речь о ликвидных высоко-надёжных облигациях (а только такие и стоит покупать юр.лицам), то выход из них 2-4 дня с учётом всех транзакционных действий. Это не намного дольше, чем срочный вывод из депозита. Рыночный и кредитный риски можно регулировать дюрацией.
Что касается премии/дисконта, с одной стороны согласен. В конкретном кейсе доходность к погашению была 6,9% на момент сделки – не 7,6%, как купон, но и разница не в разы. С другой стороны, деньги в депозите предполагают гарантированный возврат основной суммы и (часто) не гарантированную выплату процентов в случае досрочного истребования, а в облигациях гарантированный купон и не гарантированный выход по номиналу или цене покупки, при досрочном выходе. Для минимизации спреда между ценой покупки и ценой выхода опять возвращаемся к дюрации.
По отражению на балансе, этот вопрос вполне укладывается в первоначальные 5 дней на проработку, т.к. всё расписано в ПБУ 19/02. Даже в самых сложных случаях, для банков например, нужно тратить время на ежедневную переоценку – 5-10 минут в день.
По поводу же рисков, если компания покупает бонд банка, она не берёт на себя дополнительного риска, в сравнении с депозитом в этом банке. Если же покупает ОФЗ, то и вовсе сокращает риск – берёт на себя только риск государства.

1

Это больше про акции.
Доходность облигаций (особенно высоко-надёжных) не колеблется в широких пределах. Это инструмент фиксированного дохода, а не спекулятивного.

1

Отвечу по пунктам:
1. Стоимость облигаций действительно может снижаться в моменте, поэтому критически важное значение имеет её дюрация. Чем ближе к дате погашения, тем стабильнее стоимость бонда. Не считая того, что цена облигаций не гуляет так сильно, как цена акций, например. Кроме того, если есть ликвидный актив и нужен кэш, всегда можно сделать РЕПО, не продавая актив и не теряя доходность.
2. Ставка без риска – это доходность по государственным облигациям, которая привязана к текущему значению ставки Центрального банка. В России ставка купона по гос.облигациям (ОФЗ) привязана к ключевой ставке ЦБ РФ, в США – к ставке ФРС и т.д. 
3. В конкретном кейсе были выбраны облигации банка (а не ОФЗ) только по той причине, что клиенту этот инструмент оказался понятнее, плюс купон по облигациям банка на 50 б.п. выше, чем по ОФЗ.
4. Когда речь идёт о подушке в кэше не стоит забывать о Money Market – рынке краткосрочных государственных и корпоративных облигаций (на срок 1 день, 1 неделя). Например, в ф.1 по РСБУ есть строка "Денежные средства и их эквиваленты". ОФЗ, например, часто приравниваются к деньгам, даже банкам разрешено держать до 100% активов в ОФЗ. Кстати, говоря о Сургуте, не стоит забывать, что их кэш – это доллары. 
5. Риск-менеджмент – это когда стратегия управления временно свободными средствами синхронизировано с финансовой моделью компании, с учётом стресс-тестирования. Говоря об облигациях, никогда не стоит размещать весь объём свободных средств – об этом речи не идёт. Я поэтому и написал, что часто в депозитах лежат все свободные деньги и лежат там годами. В упомянутом кейсе, клиент разместил в облигациях банка менее 50% свободного кэша, т.к. остальной объём может им понадобится в течение полугода (по их фин.модели).
6. Каждый кейс индивидуален, нет универсального решения, однако, по практике, в большинстве случаев деньги лежат в депозитах не потому, что могут потребоваться в любой момент, а потому что с ними никто не работает. А вот это уже печально.