Инженерная культура Microsoft

Инженерная культура Microsoft

Как организована разработка и архитектура, как собирают команды и какие особенности найма есть в международных компаниях — разберем вместе с Артемом Манченковым, Software Engineer в Microsoft, ex-Software Engineering Manager Delivery Club.

UnionVK

Материал подготовлен на основе онлайн-встречи UnionVK, сообщества текущих и бывших сотрудников группы компаний VK. Присоединяйся к комьюнити, если тоже являешься выпускником группы VK :)
А полную запись встречи можно посмотреть по ссылке на нашем YouTube канале.

Что такое инженерная культура?

Это набор практик и стандартов, которым следует команда или компания. Они определяют способ коммуникации, обмена опытом, разработки, поддержание качества продукта и многое другое.

Microsoft vs VK: первое впечатление

  • сложный процесс интервью, по сравнению с VK
    Собеседование состоит из нескольких этапов. При этом не во всех из них обязательно принимает участие сам кандидат. Говоря проще — возможно, придётся долго ждать, прежде чем тебе дадут окончательный ответ. Ожидание может быть неприятным, но это даёт понимание о том, что компания подходит к найму серьёзно.
  • акцент на обучении сотрудника
    Для компании это важно. Как до собеседования, так и после мне присылали гайды, документацию и инструкции. Сотруднику не дают “потеряться”.
  • восприятие стратегии компании
    Microsoft сразу обозначает свои ценности, стратегию и цели.
  • безопасность превыше всего
    Сразу во время онбординга проходит обязательное обучение по security и информационной безопасности, также любой новый проект должен получить одобрение от “безопасников.
  • “инновационная черепаха”
    В Microsoft любят и поощряют инновационные идеи. Но из-за размера компании процессы в ней протекают медленно.
  • а когда начинать кодить?
    Я начал писать код только через 3 месяца после того, как приступил к работе.

Хайринг или как пережить все этапы

Путь в Microsoft

<i>Источник: Артем Манченков</i>
Источник: Артем Манченков

Основные этапы интервью

Каждый этап длится примерно час.

  • Algorithms. Решение задачек по типу LeetCode на знание алгоритмов и структур данных, можно писать на любом языке.
  • Design patterns / ООП. Вопросы и задачи на ООП и паттерны, также без привязки к языку, а возможно и без кодинга. После этого этапа скорее всего тебя будет ждать небольшой перерыв.
  • System design. Классическая задача на построение полноценной системы для проверки знаний в области технологий, сетей, масштабирования, надёжности и нагрузки.
  • Behavioral Interview. Вопросы по soft-skills: адаптация, команда, планирование, исполнение и прочее. Методика STAR приходит на помощь. Эту часть будет проводить не айтишник, а кто-то из бизнеса.

✅ Если ты ошибся, это не значит, что интервью провалено. Тебя могут взять на вакансию уровнем ниже.

Software Engineer в Microsoft: что общего с нашими "разработчиками"?

Модель поведения в Microsoft

Компания предоставляет советы по тому, как должен вести себя инженер.

  • Individual contributions. Ценится независимый вклад. Инженер должен разбираться в проблемах, уметь довести задачу до конца, отвечать за результат.
  • Use work of others. От сотрудника ожидают, что он будет использовать готовые решения, привлекать помощь людей, находить способы оптимизации.
  • Help others. Необходимо быть готовым прийти на помощь, задавать вопросы, высказывать мнение. То же самое можно ждать и от коллег.

Growth mindset

  • я без понятия, как это делать, на данный момент
  • я не боюсь, что это не сработает
  • эту проблему так легко не исправить, но мы найдём способ
  • фокус на результат
  • делаю решение не на века, а для проверки гипотезы

Этого компания ожидает не только от инженеров, но и от сотрудников вообще.

Technical diversity

В Delivery Club я писал код на PHP/Golang, собеседование в Microsoft проходил на Python, сейчас пишу код на C# и не только.

Microsoft использует разные технологии. Если инженер понимает, что реализовать задачу будет проще с помощью другого, хоть и менее привычного инструмента, команда не станет протестовать. К тому же, техническое разнообразие расширяет кругозор сотрудников.

❗ Technical diversity ≠ Full-stack developer

Хорошо это или плохо?

<i>Источник: Артем Манченков</i>
Источник: Артем Манченков

Организация vs VK-шный бизнес-юнит

Microsoft делится на несколько структур. Я расскажу о такой структуре, как организация, которая аналогична бизнес-юниту VK.

Отличия между организациями могут быть во всём: свои мероприятия, наборы стандартов, карьерные сетки и набор компетенций.

А вот что есть общего:

  • performance review
    Обратная связь от коллег из команды и извне, которую можно собирать круглый год. Также 2-3 раза в год создаётся общий документ по целям, достижениям и компетенциям. На основании этих оценок назначаются бонусы, повышения, акции и прочие поощрения.
  • развитие карьеры и навыков
    Компания постоянно организует конференции, курсы, сертификации, выступления, хакатоны и неделю fix hack learn.
  • прозрачный open source
  • внутренний StackOverFlow
  • отличный work-life balance

Существует много возможностей для обмена опытом для инженеров:

  • tech talks
  • office hours
  • architecture reviews
  • product demo
  • learning day / week

В Microsoft развита культура наставничества. Сотрудники пользуются правилом: “Помогли тебе — помоги другому”.

  • early in career
    Это возможность побыть ментором для инженеров, которые только устроились в компанию.
  • правило level+2
    Если в команду приходит интерн, менторить его может только middle-инженер. Если middle ищет себе наставника, то это только senior.
  • карьерные гайды

Команда: инженерные процессы и практики

Работай, как тебе удобно, главное — решать задачи. В Microsoft команды ни к чему не привязаны, режим работы будет зависеть от самих участников.

Процесс онбординга

  • есть buddy, который тебе поможет
  • общий онбординг
  • локальный онбординг
  • тренинги и стандарты работы
  • bootcamp по технологиям и языкам Компания отправляет тебя на две недели на обучение, и не ждёт в это время, что ты будешь что-то делать для команды

Полный “agile”

Спринты, планирование, оценка — всё это используется по желанию, осознанно и только тогда, когда необходимо. Предоставляется свобода в выборе подходов.

Например, наша команда отказалась на какое-то время от дейликов, потому что каждый инженер занимался абсолютно разными вещами.

Из-за такой политики могут возникать проблемы: не всегда задачи будут детально описаны и структурированы.

Жизнь без тимлида

В Microsoft менеджеры являются замещающим звеном для роли тимлида. Они могут не участвовать в выборе технологий. Зона ответственности менеджера больше, он также занимается вопросами бюджета и people менеджментом, помогает найти связь с другими специалистами.

<i>Источник: Артем Манченков</i>
Источник: Артем Манченков

Документная культура

В нашей компании много документации. Сначала инженеры готовят документы на архитектуру, функционал, и только потом начинается поиск решения.

Если возникает необходимость, мы пишем инструкции.

Для бизнес-задач используется one pager.

При этом компания очень адаптивна. Можно предложить новый подход к ведению документации.

Код ревью

Здесь inner-source процветает. У нас нет чек-листов и стандартов для ревью, всё зависит от конкретной команды. Короче говоря, расслабленный формат, если что, каждый готов поделиться рекомендацией.

Обычно назначаются ответственные команды за отдельный проект. Они и отвечают за ревью.

А где у нас QA?

В нашей организации их просто нет, вообще.

  • Пишем ли мы тесты? — Да.
  • Проверяем на preproduction? — Конечно.
  • Строим правильный мониторинг? — Естественно.
  • Есть ли у нас баги? — Есть.

Мы проверяем всё сами, и в этом есть смысл. QA рассматривается как дополнительный шаг после выполненной работы.

Архитектура и разработка

  • базируемся на “наших” технологиях. Стараемся упаковать их в ресурсы, доступные в Microsoft Azure
  • максимальное переиспользование
  • изучаем разные способы
  • следуем правилам PoC / MVP
  • есть свой фреймворк, как и у всех нормальных компаний

Подготовка к production

Здесь возникают сложности. Так как никакой сервис не может просто взять и релизнуться сам. Компания большая, и риски, соответственно, тоже. Перед релизом проект проходит следующие этапы проверки:

  • architecture review
  • threat model
  • security review
  • compliance review
  • private review
  • public review
  • global availability

Этот процесс может затянуться на несколько месяцев.

Релизы и мониторинг

  • единый стандарт деплоев и единый центр мониторинга, если это позволяет сервис
  • полная автоматизация
  • никакой эксплуатации и админов
  • команда несёт ответственность

Когда что-то пошло не так…

Мониторинг в основном автоматизирован. В случае ошибки приходят уведомления, вызывается команда, отвечающая за проект.

  • центр менеджмента инцидентов
  • синхронизация с командами
  • уровни тревоги
  • primary и backup on-call инженеры
  • Troubleshooting Guide спешат на помощь Мы пишем их сами, это очень полезно

✅ Такая инженерная культура даёт потрясающий инструмент — команду, которая может сама решить любую проблему и научить других.

Что можно перенять

  • Technical Diversity
  • регулярные хакатоны / FHL
  • больше свободы командам: методы работы, релизы, решения
  • культура наставничества
  • прозрачные карьерные гайды

Инженерная культура компании может значительно варьироваться в зависимости от конкретной команды и организации. Она играет важную роль в успехе компании и эффективности работы команды. Поэтому важно уделять достаточное внимание её развитию, поддерживать атмосферу доверия и сотрудничества, а также поощрять постоянное обучение и саморазвитие сотрудников.

реклама
разместить
Начать дискуссию