3 подхода к внедрению управленческого учета

Привет, мой дорогой читатель! Если вы читаете эту статью, значит вас точно волнует вопрос внедрения управленческого учета. Либо вы собираетесь его внедрять, либо вы уже его внедряете в данный момент, либо вы пытались его внедрить, но что-то не получилось. Исходя из своего опыта доступно и откровенно расскажу о способах и форматах внедрения управленческого учета, о плюсах и минусах каждого из них. Итак, поехали!

Самостоятельное внедрение управленческого учета

Самый дешевый (если говорить в прямом выражении, в деньгах) способ внедрения управленческого учета – это самостоятельный. Что я понимаю под форматом самостоятельный? Это значит полностью разобраться самому.

Многие сразу подумали о покупке курса по постановке управленческого учета и удивятся, как это может быть дешево? Не стоит торопиться! Если у вас есть стойкое желание разобраться во внедрении управленческого учета, на YouTube есть бесконечное множество бесплатных уроков. Они очень подробные, точно помогут разобраться и сделать все самому. И это будет бесплатно, без траты денег на приобретение курсов, пособий и гайдов. Если вам лень искать инфу в интернете, можно пройти платный курс - это тоже отличный вариант. Рынок полон предложений и можно найти обучение на каждый кошелек - от не очень дорогих до серьезных и основательных стоимостью 100к+.

Основной плюс самостоятельного подхода — это стоит дешево или вообще бесплатно.

Соответственно, минус - серьезные временные затраты. Еще очень важно, чтобы вы ну оооочень этого хотели, потому что внедрение управленческого учета - это не сильно захватывающий процесс😄, к тому же он растянут во времени на 2-3 месяца. Да, еще нужно помнить, что если вы ничего не заплатили в денежном выражении, это не значит, что это было бесплатно. Важно учитывать стоимость вашего времени. Если час вашего рабочего времени стоит 2000 руб, то если вы потратили на то, чтобы разобраться в управленке 40 часов, то вам это все обошлось в 80 000 руб.

Привлечение специалиста для внедрения управленческого учета

Второй способ – это внедрение управленческого учета с помощью привлеченного специалиста. Важно отметить, что мы сейчас говорим про подход с фиксированной стоимость за внедрение. То есть, вы находите финансиста (неважно, я это или какой-то другой специалист, все равно) и вы договариваетесь, что есть определенные вводные, такой-то бизнес, столько-то операций, такие-то боли, нужно внедрить ДДС и ОПиУ. Дальше вы договариваетесь о сроках, стоимости и поехали. В основном для того, чтобы качественно внедрить управленческий учет, обучить сотрудника, который потом будет заполнять операции, обучить собственника "читать" управленку, чтобы они понимал, что потом делать с этими цифрами, нужно 2-3 месяца.

Уже догадались, какой тут основной минус? Правильно, это будет стоить денег, но довольно вменяемых денег, чаще всего это стоит около 150-250 тыс. руб. "под ключ" в зависимости от уровня финансиста. Однако вы сильно сэкономите свое время, не нужно будет изучать море материалов, пытаться разобраться, что на самом деле нужно, а что нет. Специалист вам все подскажет, расскажет, обучит вашего сотрудника, который будет заполнять журнал операций.

Ну и самое важное: финансист научит собственника правильно анализировать управленку, расскажет на что нужно обращать внимание, а чем можно пренебречь.

Экономия времени собственника при этом формате колоссальная, обычно суммарно за 3 месяца нужно будет около 7-9 часов времени собственника на весь процесс. Формат с привлеченным специалистом с фиксированной ставкой отлично подойдет тем, кто только первый раз сталкивается с управленческим учетом и собирается его внедрять.

Финдир на аутсорсе

Третий вариант - это аутсорсинг финансового директора. Схожесть с предыдущим форматом гарантирует то, что вы получаете те же плюсы. Но есть, и существенные недостатки такого взаимодействия. Первое - это сильно дороже (примерно в два раза дороже предыдущего формата). Чаще всего аутсорсинг финдира продают за 80-150 тыс. руб. в месяц, т. е. за 3 месяца может набегать до 450 тыс. руб. Второе и самое главное: когда мы берем человека на аутсорс, у нас как правило появляется ожидание, что мы делегировали полностью ведение управленки и погружение собственника не требуется. Как следствие, вероятность того, что бизнесмен окунется в процесс и хорошо разберется при таком формате сильно ниже, чем во втором случае. Мысли типа “я же плачу финдиру за аутсорс, поэтому пусть делает, зачем я буду вникать” нужно неустанно гнать из головы. Лично я считаю, что супер важно собственнику очень хорошо погрузиться и разобраться в управленческом учете. Он должен понимать, что это такое, зачем это, как работают отчеты и какие выводы из них можно сделать. В формате с аутсорсом собственник будет скорее всего этим пренебрегать. Аутсорсинг финдира будет полезен компаниям, у которых уже есть управленческий учет и его нужно улучшить или упростить, ну и обороты уже 300+ млн руб в год, тогда цена не будет "кусаться". Для тех, кто только внедряет управленку, такие траты, на мой взгляд, не оправданы.

3 подхода к внедрению управленческого учета

Заключение

По моему мнению, второй формат, когда вы договаривались о фиксированной стоимости внедрения управленческого учета - самый честный, самый правильный и очень целесообразный для микро и малого бизнеса. Реально хороший сильный специалист, который разбирается в финансах, нужен только первые несколько месяцев, обычно 2-3 месяца. Его цели: внедрить, создать инфраструктуру управленческого учета, научить человека, который будет заполнять журнал операций (как правило, это помощник), записать эти встречи. Запись потребуется в том случае, если у собственника появится другой сотрудник по ведению управленческого учета, и он мог бы дать эту инструкцию, по которой человек научится и будет сам все это вести. Также нужно научить собственника читать эти отчеты, правильно делать из них выводы и все это есть во втором формате. По итогам трех месяцев этот сильный финансовый директор (или специалист) уже реально не нужен. Собственник бизнеса все умеет, все знает.

Может показаться, что рассказывая такие моменты, я иду против рынка, на своих наговариваю, да ещё и получать буду меньше.😄 Моя цель: оказывая услугу, делать ее во благо. В данном случае во благо собственника. На мой взгляд, когда мы человеку продаем какое-то постоянное сопровождение для микро малого бизнеса - это навязывание услуг. Собственник должен сам разобраться и делать правильные выводы из цифр пока это микро и малый бизнес. Для среднего бизнеса с дикими объемами и оборотами 300-500+ миллионов безусловно жизненно необходим финансовый директор и не на аутсорсе, а в штат. Тогда он поставит управленку на поток и принесет результат, несоизмеримый с его окладом.

Для малого бизнеса нужен максимально простой, быстрый, рабочий, недорогой информативный формат ведения управленческого учета.

Если данная статья вам показалось полезной, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/+-nyK0zIRe0hmNzgy там я регулярно выкладываю полезную информацию по теме управленческого финансового учета и в целом бизнесе. За подписку дарю шаблон фин модели, unit-экономики и факторного анализа.

22
Начать дискуссию