Магистратура для управленцев: пан или пропал

Можно ли научиться быть хорошим руководителем? Наш ответ — да! Как устроена управленческая магистратура, где студенты реализуют проекты для «ВкусВилл» и «СБЕР», рассказываем в этой статье.

Изображение сгенерировано с помощью MidJorney ФТМИ ИТМО
Изображение сгенерировано с помощью MidJorney ФТМИ ИТМО

Содержание:

Спрос рождает предложение: зачем обществу, рынку и государству нужны управленцы

Формально университетские программы называют основными образовательными программами профессионального образования. Это значит, что вузы выполняют заказ государства и общества на подготовку трудовых ресурсов. С одной стороны — обеспечивают рынок труда необходимыми специалистами. С другой стороны — помогают людям получить работу.

Для того чтобы решить эти задачи, университетам необходимо постоянно балансировать между факторами реальности.

А какие они, факторы реальности рынка высшего и среднего менеджмента?

Согласно данным hh.ru, в 2023 году интерес работодателей к поиску сотрудников на должности управленцев высшего и среднего звена был стабильно высок.

Динамика вакансий в профобласти Высший и средний менеджмент, 2023/2024 гг. Источник: составлено автором с помощью <a href="https://stats.hh.ru/?hhIndexProfArea=management&amp;vacanciesProfArea=management&amp;resumesProfArea=management" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">аналитических инструментов и данных</a> <a href="https://www.google.com/url?q=http://hh.ru&amp;sa=D&amp;source=docs&amp;ust=1712831341487388&amp;usg=AOvVaw2GiVeDe8Q0hPjYHs9rQzAw" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">hh.ru</a>.
Динамика вакансий в профобласти Высший и средний менеджмент, 2023/2024 гг. Источник: составлено автором с помощью аналитических инструментов и данных hh.ru.

Такая динамика объясняется высокой степенью непредсказуемости внешней среды — в условиях турбулентности успех организации во многом зависит от опыта и квалификации руководителя. Сегодня организации вынуждены круто менять не только краткосрочные, но и долгосрочные стратегии, работать в условиях дефицита кадров и решать задачи, о которых ранее не могло быть и речи. Именно поэтому спрос на талантливых управленцев остается стабильно высоким.

При этом отмечается тенденция на рост зарплат руководителей и топ–менеджеров свыше индексации. О желании поднять зарплаты руководителей заявили 62% работодателей, что на 22% больше, чем в 2023 году. Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, в 2023 году 40% российских организаций индексировали оклады руководителей, при этом треть работодателей были готовы предложить топ-менеджерам доход, превышающий средние показатели рынка.

Распределение мнения работодателей относительно масштаба индексации заработных плат для управленцев. Источник: составлено автором по данным <a href="https://kontakt.ru/blog/companies-are-prepared-to-pay-more" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">исследования</a> Kontakt InterSearch Russia.
Распределение мнения работодателей относительно масштаба индексации заработных плат для управленцев. Источник: составлено автором по данным исследования Kontakt InterSearch Russia.

При этом на динамику размещения вакансий или индексацию зарплат никак не влияет профицит кадров в области Высшего и среднего менеджмента. Так, согласно данным hh.ru, уровень конкуренции соискателей за рабочие места здесь крайне высок.

Динамика соотношения количества резюме к количеству вакансий (hh-индекса) для профобласти Высший и средний менеджмент, 2023/2024 гг. Источник: составлено автором <a href="https://stats.hh.ru/?hhIndexProfArea=management&amp;vacanciesProfArea=management&amp;resumesProfArea=management" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с помощью аналитических инструментов и данных</a> <a href="https://www.google.com/url?q=http://hh.ru&amp;sa=D&amp;source=docs&amp;ust=1712831341495825&amp;usg=AOvVaw3Iw7Cjd9NaU8UYG2imp9Po" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">hh.ru</a>.
Динамика соотношения количества резюме к количеству вакансий (hh-индекса) для профобласти Высший и средний менеджмент, 2023/2024 гг. Источник: составлено автором с помощью аналитических инструментов и данных hh.ru.

Если причина повышенного спроса на управленцев высшего и среднего звена кроется не в объеме предложения (то есть не зависит от количественных показателей), значит, она кроется в его качестве.

Поиск специалистов для решения насущных задач возлагается на HR–ов, которые отмечают смещение основных фокусов внимания в управлении в последние годы. В топ–5 — разработка новой стратегии взаимодействия с соискателями.

Основные фокусы внимания в управлении HR. Источник: составлено автором по данным <a href="https://kontakt.ru/blog/companies-are-prepared-to-pay-more" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">исследования</a> Kontakt InterSearch Russia.
Основные фокусы внимания в управлении HR. Источник: составлено автором по данным исследования Kontakt InterSearch Russia.

Почему организации вынуждены разрабатывать новые стратегии при поиске соискателей на должности высшего и среднего менеджмента, отвечает Александр Лазарев, CEO Vasco, COO hvala.tips, студент магистратуры «Управление высокотехнологичным бизнесом» ФТМИ ИТМО:

Основной фактор, который обуславливает упомянутый паттерн — это технологический прогресс, проявляющийся как в самих продуктах, так и в доступных инструментах. Современный менеджер не должен использовать методы, системы и фреймворки руководителя образца 20–летней давности. Все мы знаем поговорку, что рыба гниет с головы. Аналогично можно сказать, что компания не будет успешной, если руководитель не будет способен оперативно адаптироваться, принимать решения на основе данных, использовать и внедрять современные инструменты. Естественно, что с изменениями в реальности меняются и требования к соискателям, а вместе с ними — и подходы к взаимодействию. То же самое касается и партнеров. В своих проектах мы сотрудничаем с компаниями, которые еще не начали играть по новым правилам. В таких случаях мы помогаем контрагентам перестраиваться и адаптироваться к современным реалиям.

Александр Лазарев

Несмотря на позитивный пример Александра во взаимодействии с контрагентами, далеко не все организации в эпоху турбулентности готовы активно тратить ресурсы на повышение квалификации нового сотрудника, ведь включенность в операционные бизнес–процессы и контроль над реализацией стратегии имеют высокий приоритет. Именно поэтому требования к соискателям на должности высшего и среднего менеджмента высоки.

Узнать больше о секретах рынка труда можно в подкасте «Папа сказал спросить у мамы» с Аллой Лукавенко, генеральным директором агентства HR–PARTNERS.

Таким образом, вузы, будучи реализаторами основных образовательных программ профессионального образования, должны быть чуткими к запросам работодателей и своевременно реагировать на изменения списка требуемых навыков и компетенций.

Об источниках, благодаря которым вузы понимают специфику требований работодателей к соискателям и вырабатывают новые образовательные стратегии, рассказала Елизавета Мошурова, руководитель Центра маркетинга и организации приема ФТМИ ИТМО:

Один из ключевых — рынок. Мы изучаем запросы с hh.ru, общаемся с партнерами образовательных программ, факультета и университета, мониторим конкурентов и, самое главное, взаимодействуем с представителями бизнеса. В рамках партнерства с образовательными программами они часто в непосредственном общении сообщают, какого рода специалисты и в какой перспективе требуются на рынке. Это помогает вузам формулировать гипотезы для проверки. И часто тест начинается с уточнения готовности организация заплатить за подготовку специалистов с требуемым набором компетенций.

Елизавета Мошурова

В качестве еще одного источника информации о потенциальных запросах рынка на определенный набор компетенций соискателей Елизавета Мошурова отмечает также тренды и зарождающиеся тенденции.

Поскольку вузы собирают вокруг своей экосистемы сильных специалистов, которые обладают научно-исследовательской базой, при проектировании образовательных программ мы можем опираться не только на отчеты различных агентств о трендах, но и на собственную экспертизу. Это помогает формулировать актуальные направления развития с практикоориентированным прицелом.

Елизавета Мошурова

Так, в 2023 году благодаря выстроенной коммуникации между образованием, наукой и бизнесом, на ФТМИ ИТМО была запущена магистратура «Управление высокотехнологичным бизнесом» как ответ высокому спросу рынка на управленцев нового образца.

«Управление высокотехнологичным бизнесом» — это флагманская магистратура Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. На «УВБ» студенты учатся инновационному менеджменту и технологическому предпринимательству.

После выпуска студенты могут претендовать на должности руководителей в крупных корпорациях, а также развивать собственные проекты в таких технологических секторах, как FoodTech, CleanTech, ICT + AI, Robotics, IoT, EdTech, BioTech.

В первый год реализации образовательной программы на нее было зачислено 263 студента.

Что ждет рынок от выпускников управленческой магистратуры сегодня? В профобласти Высшего и среднего менеджмента особенно востребована мультисферийность экспертизы. Руководитель сегодня должен в равной степени обладать hard– и soft skills, а также глубоко разбираться в технологической нише, которой принадлежит организация.

О том, как на ФТМИ ИТМО готовят специалистов, востребованных на рынке, и развивают образование в формате Agile — рассказываем в следующем блоке.

Взболтать, но не смешивать: как объединять фундаментальную базу, работу с бизнес–заказчиками и создание стартапов

«Управление высокотехнологичным бизнесом» — это образовательная программа, ориентированная на получение прикладных знаний в большом объеме.

Несмотря на то, что в задачи программы входит подготовка кадров для реальных рыночных условий, «УВБ» — все–таки магистратура в государственном вузе, которая не предполагает освоение образовательной программы в кратчайший срок.

Есть ли какие-то преимущества в том, чтобы обучаться управленческим дисциплинам в университетском формате?

Вероника Прокопеня, заместитель декана ФТМИ ИТМО, считает, что основная задача университетского образования заключается в подготовке специалистов не только для рынков настоящего, но и для рынков будущего, в то время как корпоративное образование зачастую призвано отвечать актуальным потребностям бизнеса «здесь и сейчас».

У университетов другая задача. Мы готовим высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы и через пять, и через десять лет, когда высокотехнологичные рынки значительно изменятся, а вслед за ними изменятся требования к сотрудникам и их функционал. Именно фундаментальная подготовка, присущая университетскому образованию, позволяет выпускникам не только быстро адаптироваться к любым изменениям, но и находить эффективные решения для новых задач.

Вероника Прокопеня

Вероника Прокопеня выделяет 3 основные характеристики такой подготовки:

  • Опора на фундаментальные научные исследования.

Научные знания объясняют не только отдельные факты и явления, но и природу вещей в целом, что позволяет выявлять закономерности и делать прогноз относительно будущего развития.

  • Системный подход.

Для решения нетривиальных задач и принятия ответственных решений необходимо, чтобы накопленные знания и навыки определенным образом складывались в единую целостную картину.

  • Разностороннее развитие мышления.

Такой образ мышления формирует способность смотреть на проблему с позиции разных наук и профессиональных областей и позволяет находить инновационные решения.

Все три компоненты в итоге формируют способность к визионерству, особенно необходимому для построения успешной карьеры в стремительно развивающихся высокотехнологичных областях.

Вероника Прокопеня

Узнать больше о современном образовании можно в подкасте «Папа сказал спросить у мамы».

Университетское образование отличается не только многокомпонентностью, но и аудиторным форматом. Одна из причин такого подхода к реализации магистратуры ИТМО для предпринимателей и управленцев — проектно-продуктовые мастерские.

Проектно-продуктовые мастерские (ППМ) — это серия сквозных курсов, направленных на получение навыков по оценке жизнеспособности проекта на основании полученных от рынка данных, созданию минимально жизнеспособных продуктов, проведению исследований и решению инженерных задач.

В ходе ППМ студенты «УВБ» решают реальные задачи от представителей рынка — таких компаний, как «ВкусВилл», «Британские пекарни», «Газпромнефть» и многих других.

Устройство проектно-продуктовых мастерских ФТМИ ИТМО. Источник: создано ФТМИ ИТМО.
Устройство проектно-продуктовых мастерских ФТМИ ИТМО. Источник: создано ФТМИ ИТМО.

Как мы уже упоминали в первом блоке этой статьи, перед управленцами стоит задача при реализации запланированных целей глубоко понимать технологическую область, в которой работает организация.

О hard skills в портфеле навыков и компетенций управленца рассуждает Александр Лазарев:

Разбираться в технологической области продукта необходимо было всегда. Речь не идет о глубинном знании каждого нюанса плетения кольчуги или написанной строчки кода, разумеется. Скорее, важно понимать сущность всех явлений и процессов, свойственных технологической области.

На руководителях лежит ответственность в определении стратегий, инструментов и способов для достижения задач. Как это сделать, не зная своей сферы? Мне доводилось запускать продукты и выстраивать продажи в FoodTech и FinTech. Это совершенно разные сферы, которые требуют не только разных подходов к созданию продуктов, но и к развитию бизнеса или построению продаж. Soft skills, безусловно, играют сегодня более значимую роль, чем несколько десятков лет назад, но с точки зрения навыков и компетенций современного управленца, они не вытеснили hard skills. Необходимо учиться, читать, развиваться в выбранной сфере — только так сможет расти проект, и только так его руководитель будет расти как профессионал и как личность.

Вероника Прокопеня

Именно исходя из этой потребности для развития необходимых компетенций студенты «УВБ» во время обучения в магистратуре не только решают кейсы от бизнес–заказчиков в проектно–продуктовых командах, но и погружаются в соответствующую технологическую область через дисциплины майнора.

Технологический майнор — это блок из трех курсов, на котором студенты узнают, как устроен тот или иной инновационный рынок, пробуют различные механики и инструменты, которые используют в конкретной сфере, и получают знания, необходимые для реализации проектов в специфичной технологической области.

О том, как происходит работа в командах в рамках ППМ, рассказывает Даниил Тян, руководитель образовательной программы магистратуры ФТМИ ИТМО «Управление высокотехнологичным бизнесом», серийный предприниматель:

Студенты свободно выбирают проект, в котором хотят поучаствовать и одну из 4-х обязательных ролей — проджект или проджект–менеджер, техлид или бизнес–девелопер. Команды достаточно автономны — так мы учим брать на себя ответственность самостоятельно принимать решения и не ждать, что кто-то принесет решение на блюдечке. Однако, в то же время, мы не оставляем команды наедине с задачей: каждая мастерская, в ходе которой происходит работа команд, возглавляется мастером — специалистом, обладающим экспертизой в технологической сфере, а также, навыками менторства и фасилитации. Таким образом, рядом с командой всегда находится опытный и заботливый наставник, который расскажет и покажет как применить знания на практике.

Даниил Тян

Помимо этого, вокруг ППМ выстроена экосистема сервисов.

  • Эксперты-консультанты.

Внешние эксперты, которые призваны помочь преодолевать экспертные информационные барьеры командам. Это специалисты в области маркетинга, финансов, business development, product, точных наук, Естественных и Гуманитарных наук, к которым всегда могут обратиться команды чтобы получить консультацию и преодолеть барьер.

  • Техноскауты.

Эксперты, которые помогают искать внешние материальные и интеллектуальные ресурсы, их задача — выстраивать мостики между образовательной программой и различными источниками ресурсов внутри ИТМО и за его пределами. Например, если какой-то из команд требуется консультация специалиста или какое-нибудь оборудование, техноскаут уточняет запрос и в случае его валидности — запускает процесс поиска ресурсов.

  • Внешние проджект–менеджеры.

Специалисты, которые закрепляются за каждым проектом, реализуемым на коммерческой основе. Внешние проджекты следят за достижением бизнес-результатов и подхватывают некоторые процессы в случаях, когда команде требуется помощь. Это помогает успешно достигать как образовательных, так и бизнес-результатов, и гарантирует успех проекта, при этом оставляя возможность студентам совершать ошибки.

О том, почему важно было выстроить ППМ именно в таком формате, Даниил Тян говорит:

Мы создали и спроектировали этот курс именно таким образом, чтобы каждую задачу, которую решила команда, можно было добавить в портфолио и показывать потенциальному работодателю. Потому что на ППМ занимаются не «учебными» проектами, а настоящими, но в учебной (безопасной) среде, получая прикладные рыночные навыки. Таким образом, закончив магистратуру, студент не будет шокирован тем, что на рынке все по–другому.

Даниил Тян

Внедрение инновационного подхода в образовании не может обойтись без факапов. Сложно сделать все идеально с первого раза в ситуации, когда вы — первопроходцы. В управлении рисками есть разные подходы, самый безопасный из которых — избегание, однако на «УВБ» стараются справляться с рисками иначе.

Рассуждая о проблемах «УВБ» и о том, как выглядит образование в формате Agile, Даниил Тян отмечает, что самый сложный момент — это сращивание бизнеса и учебного процесса.

Выстраивание триады Наука & Бизнес & Образование требует:

  • Быть справедливо жестче в отношении «студенческих» болячек.

Несоблюдение дедлайнов и несерьезное отношение фиксятся созданием внутреннего сообщества, в котором остаются только лучшие. В этом сообществе понимают, что хорошие преподаватели и крутые заказчики приходят только к добросовестным и вовлеченным студентам.

Члены сообщества «УВБ» — не просто студенты, а бизнес-юниты, с которых мы спрашиваем только то, что вкладываем. Например, мы понимаем, что совмещать учебу с работой сложно, поэтому приглашаем психологов, чтобы помочь студентам разобраться с выгоранием и настроить тайм–менеджмент. Члены сообщества «УВБ» могут быть уверены, что окружены настоящими единомышленниками, которые пришли не просто посидеть 2 года, а стремятся создавать, творить и приобретать настоящие навыки.

Даниил Тян
  • Быть гибкими и вносить изменения на ходу.

Образовательная система не рассчитана на такие быстрые изменения — все планируется заранее и изменения по пути вносить сложно.

Такую проблему мы решаем образовательными блоками открытого толка, к таким, например, относится ППМ — это позволяет нам буквально реализовывать Agile в построении образовательного продукта, когда мы можем быстро вносить изменения, реагируя на фидбек и прочие вызовы.

Даниил Тян

В ходе реализации ППМ ФТМИ ИТМО удалось выявить несколько проблемных вопросов, которые касаются как команды магистратуры, так и студентов, и бизнес–заказчиков. Именно благодаря таким сигналам, команде удается делать выводы и вносить изменения, улучшающие образовательный процесс.

Почему нужно проводить набор в вузы осознанно

В магистратуре «Управление высокотехнологичным бизнесом» сегодня учатся 263 человека. В их число входят не только новоиспеченные выпускники бакалавриата, но и опытные специалисты из бизнеса, которые, имея багаж знаний за плечами, продолжают совершенствоваться.

О том, как организовать набор в магистратуру таким образом, чтобы в дальнейшем учеба не вызывала дискомфорта у студентов ввиду мировоззренческих разночтений, на примере «УВБ» рассказывает Елизавета Мошурова:

Перед началом приемной кампании мы обновляем портрет целевых абитуриентов для каждой образовательной программы. Поскольку в 2023 году «УВБ» запускалась впервые, нам предстояло протестировать несколько гипотез прямо во время подготовки приема. Далее мы действовали поэтапно. Во–первых, постарались максимально точно обозначить экспертизу факультета и лиц, продвигающих программу, до запуска приемной кампании. Во–вторых, сформировали комьюнити, в которое абитуриент попадал после проявления интереса к магистратуре, где факультет и образовательная программа всегда были всегда на связи и помогали пройти непростой путь абитуриента.

Елизавета Мошурова

В эпоху высокой конкуренции университеты должны трансформировать не только образовательные программы, но и маркетинговые подходы в продвижении. За абитуриентов идет борьба, а потому вузы сегодня — это те же машины маркетинга. При этом важно четко разделять лидогенерирующие мероприятия и мероприятия для поддержки созданного комьюнити абитуриентов.

Например, на ФТМИ ИТМО мы развиваем не только социальные сети, но и медиа–проекты, которые помогают как в продвижении, так и в погружении абитуриентов в среду факультета чуть раньше старта официального приема:

О том, почему вузам сегодня важно объединять несколько видов маркетинга, чтобы оставаться конкурентоспособными, рассказывает Елизавета Мошурова:

Чтобы охватить абитуриентов со всей страны, а не только жителей Петербурга, вузы смещают фокус на онлайн. Диджитал–маркетинг (особенно в сфере образования) — это высококонкурентная среда с огромными бюджетами, поэтому необходимо разрабатывать четкую маркетинговую стратегию и точечно воздействовать на целевую аудиторию.

Елизавета Мошурова

При этом несмотря на потребность в закрытии контрольных цифр приема на бюджетные и контрактные места, стратегия вузов сегодня становится более осознанной при продвижении своих образовательных программ.

Елизавета Мошурова считает, что успех набора абитуриентов на такие программы магистратуры, как «УВБ», зависит от согласованности приемной кампании факультета, университета, а также действий людей, которые осуществляют все внутренние бизнес–процессы.

Все реализаторы приемной кампании — руководитель программы, менеджер по продвижению, руководитель приемной кампании факультета, отдел маркетинга и т.д. — должны понимать, кто определяет точный портрет целевой аудитории, кто создает план и реализует его, кто отслеживает метрики. В этом процессе важно каждому участнику держать фокус и оставаться включенным на протяжении всей приемной кампании для реализации задуманного.

Елизавета Мошурова

Приемная кампания 2024 года уже началась.

Если ты хочешь построить карьеру в инновационных компаниях, реализовать идею инновационного проекта или присоединиться к стартапу — поступай «Управление высокотехнологичным бизнесом» ФТМИ ИТМО!

Узнать больше о карьерных перспективах и обучении на «УВБ» ты можешь на нашем сайте:

Подводя итог, обозначим следующие тезисы:

  • Интерес работодателей к поиску сотрудников на должности управленцев высшего и среднего звена стабильно высок ввиду факторов внешней среды.
  • Профицит кадров не влияет на динамику размещения вакансий и на индексацию зарплат руководителей, потому что организации повышают требования к соискателям на должности управленцев: требуются как hard–, так и soft skills.
  • Вузы формируют свои образовательные программы, учитывая состояние рынка, изучая тренды и тенденции, а также общаясь с бизнес–заказчиками (будущими работодателями) напрямую.
  • Основная задача вузовского образования заключается в подготовке специалистов для рынков будущего, в то время, как корпоративное образование зачастую призвано отвечать актуальным потребностям бизнеса «здесь и сейчас».
  • «Управление высокотехнологичным бизнесом» — это флагманская магистратура ФТМИ ИТМО. На «УВБ» студенты учатся инновационному менеджменту и технологическому предпринимательству.
  • Студенты «УВБ» во время обучения в магистратуре не только решают кейсы от бизнес–заказчиков в проектно–продуктовых командах, но и погружаются в соответствующую технологическую область через дисциплины майнора.
  • Именно благодаря своевременному реагированию на проблемные вопросы, удается вносить изменения в дизайн образовательной программы, которые улучшают образовательный процесс just in time.
  • В эпоху высокой конкуренции университеты должны трансформировать не только образовательные программы, но и маркетинговые подходы в продвижении.
  • Несмотря на потребность в закрытии контрольных цифр приема на бюджетные и контрактные места, стратегия вузов сегодня становится более осознанной при продвижении своих образовательных программ.
Этот блок временно не поддерживается
Этот блок временно не поддерживается
Этот блок временно не поддерживается
Этот блок временно не поддерживается
Этот блок временно не поддерживается
124124 показа
449449 открытий
1 комментарий

Интересно, как должны выглядеть вступительные испытания на подобные программы обучения? Способны ли классические экзамены отобрать лучших абитуриантов или альтернативные ВИ справятся с этой задачей лучше?

Ответить