Стране не хватает маркетологов

С приходом рынка в 90-х появилась профессия рекламщика, PR-специалиста и маркетолога. Но эти профессиональные направления ещё не успели пропитать бизнес среду и нашу повседневную жизнь. И если хорошо поработать над маркетингом своих продуктов, можно значительно оторваться от конкурентов.

Стране не хватает маркетологов

Что не так с маркетингом?

А его ценность не до конца понята. Часто плохо понимают отдачу от инвестиций в маркетинг, чем должен заниматься маркетолог. Или вообще не хотят растить своё дело. Ведь сейчас вроде и так всё хорошо. Не все вообще понимают что это за деятельность такая.

Бизнес (в первую очередь малый) живёт понятием "сейчас откроемся, дадим рекламу в интернете и будем зарабатывать". Но маркетинг начинается не с рекламы, а ещё до старта бизнеса. В целом маркетинг и предпринимательство идут рука об руку как два направления рожденных рынком. Поэтому первый маркетолог в компании - владелец бизнеса. И если бизнес начинается не с бухты-барахты, основатель горит этим делом и понимает сферу, в которой он работает, то это очень неплохой маркетолог. Затем должно прийти осознание, что эту часть своей деятельности нужно делегировать и нанять кого-то. Тут встаёт проблема того, что сами маркетологи не пропитаны своей сферой деятельности. Потому что живут в той же среде без маркетинга (либо им это просто не интересно и в 6 домой). У них нет понимания чем они занимаются и каких целей нужно достичь.

Какие баги есть во взаимодействии предпринимателя и маркетолога? Предприниматель не относится к затратам на маркетинг как к инвестициям. Грубо говоря это как вложиться в акции и получить процент прибыли с этого. Да, здесь тоже не всегда выплачиваются дивиденды. Поэтому точно также нужно пробовать диверсифицировать свой портфель из различных каналов привлечения клиентов.

Баг маркетологов в том, что они не ставят перед собой целей по отдаче от инвестиций. Сидят на зарплате и просто выполняют поручения: запустить рекламу, выложить пост, сделать брошюру к мероприятию и т.д. При этом не сильно интересуются своей сферой и не придумывают что-то новое. Одна моя знакомая, которая занимается ведением соцсетей написала гневный пост, когда у неё спросили сколько клиентов может прийти от её работы по ведению инсты. Суть поста: "Алё, я ниче не обещаю, просто делаю красиво". Делает она действительно красиво, но при этом даже не думает о бизнес задачах.

Ахтунг! Стоит уточнить что не все вышеперечисленные такие и я не гребу всех под одну гребенку.

От куда все размышления о ситуации с маркетингом?

Читал в цукербуке кого-то из наших предпринимателей. Там автор писал о том, что к нему пришел сантехник где-то в США и бесплатным бонусом поменял металлическую решеточку на сливном отверстии в раковине. Только вот на ней оттиском выбит его номер и надпись "your plumber".

Когда даже простой сантехник занимается маркетингом, значит всё с этой сферой хорошо. Я попробовал проследить за своей повседневной жизнью. И особо не заметил каких-то маркетинговых ухищрений вокруг. Понятно что большие компании со своей биг датой отлично в этом разбираются и по бонусной карте в продуктовом могут понять чем ты будешь завтра какать. Но вот остальной бизнес ещё не так силён.

Ещё важный показатель это маркетинговая, а в частности PR-деятельность на государственном уровне. Просто зайдите на сайт US Air Force и потом сравните с каким-нибудь нашим ведомственным сайтом. Там самолеты делают вжжжжух и кнопка "оставить заявку на призыв в армию". У нас пока на таком уровне нет PR-деятельности. Хотя в Москве с этим по лучше чем в России.

Стране не хватает маркетологов

Что можно сделать?

Побольше внимания уделять маркетингу в своей деятельности. Не важно чем вы занимаетесь. Если вы предприниматель, то посмотрите какие маркетинговые активности приносят больше прибыли и усильте их. Если вы разработчик, готовьте резюме как маркетинговую презентацию. Если вы повар-кондитер, напишите просьбу оставить отзыв на подставочке под вашим тортиком. Если вы маркетолог, то учитесь оценивать результат от своей работы.

В связи с тем что маркетинговая сфера у нас не сильно развита, любая ваша активность, значительно выделит вас на фоне конкурентов. И это касается не только бизнеса, но и вас как специалиста в своей сфере.

22
4 комментария

Начнём с заголовка:)
Стране хватает «маркетологов».
В стране очень много людей, которые называют себя «маркетологи», их так много, что ставки на них очень низкие, ниже чем на уборщицу.
Маркетинг ≠ бизнес.
По мнению Друкера есть лишь 2 важные функции бизнеса — инновации и маркетинг, всё остальное накладные расходы. И я с ним согласен, но маркетинг ≠ бизнес. Да, в малом бизнесе (<10 млн/мес., <10 чел.) главный маркетер — это владелец (основатель). И вот тут интересная вещь — если есть выручка, которую бизнес может получать относительно долго, владелец делает хороший маркетинг! Даже без рекламы, без «маркетолога», без «красиво».
Что-то ещё меня зацепило…
А маркетинг — это «красиво», это фишечки, это «маркетинговая презентация», это отзыв под тортиком. … Ну, да. И это тоже маркетинг, но откат/коммерческий подкуп можно назвать «премия в канале» и это тоже маркетинг, и тоже «красиво». Кстати, по деньгам часто дешевле таргета.
Короче, маркетинг есть, «маркетологов» как собак, «красиво» (фишечки), гэг и хайп ≠ маркетинг, маркетинг не только продвижение и т.д.

Вы правильно всё поняли. Пост как раз об этом что есть «маркетологи», но нет понимания что это за деятельность, зачем и как ей заниматься.

все так... "Маркетинг - это глагол" (Стас Есенин)