Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

«Бери пока дают», «соглашайся на оффер, а то вообще без работы останешься», «стерпится — слюбится» и прочие установки, на которые я повелся в начале карьеры, а потом жалел. Если узнаешь себя в этих строчках, то эта статья для тебя.

Когда долго ищешь работу или получаешь 100500 отказов, то компаньонами на собеседованиях становятся неуверенность, синдром самозванца и необдуманные решения. Я Вова из ОКейси, и сегодня расскажу, на какие моменты стоит обратить внимание перед трудоустройством, чтобы не скатиться в яму депресухи.

Почему так важно критически относиться к выбору компании?

Тут как в законах — незнание не освобождает от ответственности, а последствия могут быть приличными. Пойдём от меньшего к большему:

Потеря времени

Допустим, ты 2 месяца трудоустраиваешься, 2 месяца работаешь и вдруг понимаешь, что компания — вообще не твоё. Уходишь искать другую работу и это занимает ещё 2 месяца. Теперь у работодателя автоматически всплывают опасения, что ты так себе кандидат, иначе почему у тебя перерыв полгода?

Ментальное здоровье

Может произойти хуже: ты решишь, что с компанией всё ок, а вот с тобой что-то не так, будешь терпеть, надеяться, что что-то изменится, и бояться искать новую работу. У меня всё это закончилось выгоранием, увольнением и 6 месяцами пожирания доширака за просмотром ТикТока. Не надо как Вова, побереги себя.

Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

Если кажется, что забота о ментальном здоровье — ересь, посмотрите любое видео по запросу «Общения CEO со своими работниками» в гугле.

Репутационные риски

На первый взгляд может показаться, что компания в норме: работает, зарабатывает, развивается. Однако перед трудоустройством важно понять, всё ли в бизнесе легально и нет ли «серых зон», которые потом встанут тебе боком.

Простой пример: агрегатор отзывов. Взяли отзывы, продублировали к себе на сайт — готово. Но если копнуть глубже, то выяснится, например, что есть тонкости в авторских правах на эти отзывы и фотографии к ним. Так что лучше заранее подготовить нужные вопросы.

Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

Будущий карьерный трек

Продакты есть везде: на маркетплейсах и в ставках на спорт, гос. продуктах и порно сайтах. Нет хороших или плохих индустрий, они разные. Но перед трудоустройством задумайся о следующих шагах в карьере и иди в ту индустрию, где хотел бы развиваться.

Например, я строю продуктовое комьюнити ОКейси и ищу продакта в проект. Если у кандидата на эту вакансию в резюме будет строчка с опытом построения комьюнити, но продукт — «10 шагов, чтобы сделать успешный успех: приумножаем прибыль, вложив всего 1999 рублей», то для меня это минус. Я вряд ли пропущу человека дальше на интервью, не потому что с продуктами «Успешный успех» что-то не так (они делают прибыль побольше моей) , а потому что с вероятностью 99% мы не сойдёмся по мировоззрению и софт-скиллам.

Что спросить на интервью, чтобы убедиться в правильности выбора?

Задавать вопросы рекрутеру и нанимающему менеджеру не просто можно, но и нужно: это показатель заинтересованности в продукте и развитого критического мышления. Помимо важных для меня, как для сотрудника, вопросов (зарплата, график, структура компании и т. д.) , я задаю и вопросы на “прощупывание” компании.

Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

Продуктовые вопросы

Мне важно, чтобы в компании была продуктовая культура. Что решения принимаются прозрачно, никто не путает должности, не пытается взвалить всё на меня и ожидания компании совпадают с моими возможностями.

Вот некоторые вопросы:

  • Расскажите, кто у вас в компании суперзвезда и почему? Люблю этот вопрос: работодатель подсветит те навыки, которые действительно ценит и ждет от кандидата. Если услышу: «Васёк — бомба: работает в выходные и после работы, сам рисует дизайны, чтобы не нагружать дизайнеров, и код иногда ревьюит! Вася молодец!». Это красный флаг.
  • Какие цели и задачи стоят у компании сейчас? Как они принимались? Для меня красные флаги — непрозрачные или неизмеримые цели и директивно принятые решения. Например, «директор хочет х100 к прибыли, вот наша цель» или «пока нам бы на ноги встать, потом посмотрим».
  • Расскажите, как продакт запускает новую фичу у вас? Ожидаю услышать цепочку от анализа метрик, до выкатки фичи. Самый большой красный флаг для меня: «Директор смотрит, что кажется важным, и делаем это».

Вопросы на софт-скиллы

Это вопросы на то, сходимся ли мы ментально с компанией, руководителем и коллективом. Например, если мне важна прозрачность, возможность развития лидерских качеств и коллективная работа, я задам что-то типа:

  • Расскажите, почему уволился последний сотрудник в вашей компании?
  • Приведите пример, когда кто-то из команды проявил свои лидерские качества.
  • Как у вас происходит развитие команды?

Юридические вопросы

Вопросы о легальности бизнеса и юридической защите продукта. Задаю, если есть сомнения, недостаточно информации или проект совсем на старте.

Ремарка: задавая вопрос, пожалуйста, подумай, кому ты его задаёшь, чтобы не ставить людей в неловкое положение. Например, HR’у не надо задавать вопросы про прирост метрик, ей(-му) откуда знать.

Что и где узнать о компании, чтобы не нарваться на так себе работодателей

Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

Сайт компании

Капитан Очевидность, но загугли компанию: почитай «О нас» на сайте, пройди по пути пользователя, почитай тексты. Это не только познакомит с продуктом, миссиями и ценностями, но и поможет составить первое впечатление о проекте.

Нетворк

Прекрасно, если получится познакомиться с действующим и бывшим сотрудником компании. Для меня это самый действенный способ. Действующий расскажет, как сейчас идут дела, что будут спрашивать на интервью, чего ждут от кандидата и что стоит обходить стороной. Бывший — подсветит негативные моменты, если они есть. А ещё такой нетворк пригодится в будущем, даже если с компанией не сложится.

Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит

Наращивать нетворк можно в LinkedIn (там в основном международка) , чатиках в Telegram или у нас в продуктовом клубе.

Гугл

Как в примере про ментальное здоровье выше — иногда можно просто загуглить. Главное сделать это, а не останавливаться на красивом лендинге компании.

Джоб-борды

И на hh. ru и на Хабр. Карьера есть раздел отзывы о работодателе. Отдельное спасибо тем, кто их пишет. Относиться нужно (как и к любому отзыву) критически: ты узнаёшь точку зрения только с одной стороны, так что слепо верить не стоит.

Для международных компаний прекрасный сайт glassdoor, наши зарубежные коллеги намного охотнее делятся фидбэком.

Юридические документы

Это касается не только легальности бизнеса, но и документов в ходе общения. Запросить время после оффера на изучение трудового договора — отличная практика. А вот «давайте мы в договоре напишем зарплату 20к рублей, а премией будем платить ещё 100к» — НЕ отличная практика.

Итого

Приглашение на работу — это достижение, которым можно и нужно гордиться. Принятие этого приглашения — ответственность, которую ты берёшь на себя, учитывая все риски-ириски. Подходи к поиску работы продуктово и подписывайся на телеграм-канал ОКейси, в нём я делюсь лайфхаками трудоустройства, провожу эфиры, на которых можно пообщаться с опытными продактами и узнать, как попасть в компанию мечты.

77
реклама
разместить
3 комментария

Согласен, не только компания выбирает тебя, но и ты компанию. Невозможно работать с людьми, которые не понимают что хотят от специалиста, а лечить выгорание себе дороже. На себе это прочувствовал, когда только начинал(

Ещё замечаю, что многие компании ещё на этапе поиска пишут максимально обобщенные вакансии, особенно по поиску продажников. Стараюсь помочь оформить профиль работодателя, дополнить объявление сутью. Потому что начиная отсюда – пустой текст вакансии отнимает время и у кандидата и у компании

странное собеседование с тупыми вопросами и анкетой на три листа, тоже как вариант не идти в такую компанию