Марк, если речь идет о смарт-терминалах, оборудованных камерами, то:
- для быстрого сканирования и распознования марки требуется специальный считывающий модуль и или камера с высоким разрешением
- полезным для удобства и скорости является целеуказатель в виде перекрестия, точки или полосы, как правило лазерный
- часть смарт-терминалов разрабатывалась до получения требований по маркам для маркировки, поэтому часть сможет быть доведена софтом, но будет все равно медленнее, чем ручной сканнер, т.к. автофокус будет тратить время, а камеры с разрешением 0,3мп и менее не справятся с задачей, особенно в условиях плохого освещения (вспышка для подсветки тоже редкость)
- эргономика самых распространенных 7ми дюймовых смарт-терминалов не рассчитана на работу навесу изначально
- - при этом существуют подставки которые решают эту проблему (см. приложение)
- новая техника, которая будет выводиться на Российский рынок будет учитывать эти требования, но в силу того, что это дополнительные затраты - скорее всего это будет опциональный модуль для сканирования
"Скажите пожалуйста,каков по вашему мнению совокупный вклад мероприятий по маркировке товаров в общий инфляционный навес на потребительском рынке.Прошу учесть совокупные расходы по всей цепочке внедрения на всех этапах."
* “навес" считать не корректно, т.к. со временем изменится характер денежны потоков
* если все же хотите, по затратам на товары общего потребления со средним чеком до 100 рублей, получится порядка стоимость марки (которая фиксируется и при инфляции будет дешеветь) на запуске до 1,5% и это для сигарет (сравните с ценой в Европе), для Лекарств (что безусловно печально, но приобретает ценность для дорогих препаратов), для молочной продукции, при этом - все сравнимо с комиссией за экваеринг,
* Чем выше стоимость товара и или выше объемы продажи, тем меньше инфляционный эффект, - так шины и шубы так вообще 50 копеек проглатывают, Обувь чуствует дополнительные затраты существенно ниже чем лекарства
"Кто является конечным финансовым бенефициаром данных мероприятий?"
Ввиду того, что моя статья посвещена трендам - обратимся к сторонней оценке https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2019/06/06/803631-predsedatel-tsentra-razvitiya
Если в лоб считать первичных бенефициаров, то видятся:
* ЦРПТ
= при этом вначале нужно отбить затраты на реализацию системы, которые уже были и будут еще, причем это все без налоговых бюджетов
"В четверг, также на ПМЭФе, был подписан важный для компании договор – о заемном финансировании проекта. ЦРПТ получит до 24,2 млрд руб. синдицированного кредита ВЭБ.РФ и Газпромбанка. ВЭБ.РФ предоставит 8,7 млрд руб., Газпромбанк – до 15,5 млрд руб.
всего за 15 лет планируется порядка 200 млрд руб. привлечь "
* Государство ("вклад системы в ВВП может составить 1,2% ВВП за счет сокращения незаконного оборота. Более 360 млрд руб. государство получит за счет роста налоговых поступлений и еще до 160 млрд – роста эффективности контрольно-надзорной деятельности. Сейчас государство тратит на контроль каждой товарной группы по 1–1,5 млрд руб. [в год], система сделает ненужными и эти расходы.")
В итоге еще
* граждане (“Потребители получат в первую очередь защиту жизни и здоровья. Во-вторых, возможность самим проверять товары (ЦРПТ разработал мобильное приложение для проверки подлинности товара. – «Ведомости») и даже зарабатывать на этом. В-третьих, маркировка расширяет возможности для работы компаний с потребителем – например, люди смогут пользоваться электронными инструкциями к лекарствам в том же приложении.")
* ритейлеры ("сокращение доли незаконной продукции приводит к росту выручки легальных производителей – от 50–100 млрд руб. (при доле незаконного оборота в отрасли в 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%).")
* производители ("Также маркировка дает производителям виртуальный склад, позволяет получать в онлайн-режиме данные о движении продукции, а значит, планировать производство, снижать запасы, повышать оборачиваемость продукции. И это не только доля рынка, это еще и новые способы маркетинговых коммуникаций с потребителем – компании FMCG благодаря приложению «Честный знак», например, могут начать прямое взаимодействие, внедрять новые программы лояльности и проч. Бизнес как раз больше всего от маркировки и выигрывает.)
"Почему вы считаете,что существующих на сегодняшний день контролирующих инстанций недостаточно для обеспечения безопасности товаров и услуг?"
Этот вопрос за пределами данной статьи
* оценка черного рынка сбыта продукции по категориям (есть в статье по ссылке выше)
* оценка мошенничества с документами (есть доки на одну фуру импортного товара, а продали по ним пять в разных регионах)
* оценка рынка поддельных и потенциально опасных лекарств и количества смертей граждан по причине их потребления (есть разные кусочки статистики в интернете)
* оценка затрат на контроль и надзорные органы (оценка есть выше)
= все это можно посмотреть собрать в открытых источниках и речь идет о переводе бюджета из контроля с человеческим участием в автоматизированную систему
== примерно как от экипажей ГИБДД в камеры автофиксации нарушений ПДД (в последнем случае вместо правила no cop - no stop, на съезде с ленинградки на внутренний радиус 3го кольца количество нарушителей разметки, кому быстрее всех надо, под камерой резко поубавилось, например, да и скоррумпировать робота посложнее будет.)
"Существует ли возможность для производителя отказаться от маркировки?"
* можно ли отказаться от оплаты проезда в общественном транспорте - можно, но рано или поздно прийдут контролеры и оштрафуют, таковы правила
Лучше, чем были 10 лет назад.
Учился в Жуковском на ФАЛТе, так что Новорязанку и дороги в городе знаю тогда и сейчас, разница в пользу сейчас.
Сейчас ценник метки с 10 центов до 1-1,5 цента упал, так что все может быть
Да, за последние пару лет был в Рязани, Казани, Пскове, Санкт-Петербурге, Барнауле, Самаре, Ярославле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калуге, Смоленске, Сочи, Твери, Клине, Краснодаре, Ростове на Дону, Петрозаводске и многих населенных пунктах по пути.
Хобби есть авто-ориентирование и командировки по работе.
Скорее мелким производителям будет затратно марки клеить руками, а автоматизация не по карману, но зато к тем кто справится будет доверия
- мы же ищем фильмы по режиссёрам и или актерам, а там сможем искать другие товары по производителю, просто отсканировав марку мобильным телефоном
Для мелких ТСП изменения не столь затратны, обеспечить приёмках выбытие любым из способов
Подробнее про утверждённые тарифы есть, например по ссылке https://www.google.ru/amp/s/www.kommersant.ru/amp/4079530
А дальше посмотрим как быстро СБП сможет достичь критической массы пользователей.
Ритейлу выгодно снижать транзакционные издержки, банкам не выгодно жертвовать заработком с экваеринга, интерченджа и надо менять привычные продуктовые линейки с кешбеками и бонусами. Чьё конфу сильнее - скоро узнаём.
Сбер QR выгоден и удобен Сберу и его клиентам, остальным пока не очень.
Умные тележки, техническое зрение, rfid, selfcheckout - это все технологии которые сейчас в активном тестировании как в РФ, так и по миру, посмотрим, что приживается лучше и будет взаимовыгодно и продавцу и покупателю
По ролям участников процесса маркировки:
Производитель
Тратит:
- на конвейере один лишний шаг на установку оборудования (в случае с табачной продукцией это высокоскоростные поточные лазеры), плюс необходимость сделать редизайн всех упаковок в ассортименте, который к слову и так раз или два в год происходит, как правило
- 50 копеек на марку
- должен сделать интеграцию ЭДО предприятия с системами ЦРПТ, один раз для своего типа бизнеса
Получает
- Ещё один барьер для входа для новых игроков (выгодно крупным)
- Дополнительный уровень защиты от подделки своего товара и снижение расходов на контроль этой части рынка
- возможность получать прямую информацию о том кто является его конечным потребителем (очень ценно т.к. сейчас это не конкретные отчеты от того же Нильсена), как следствие возможность таргетировать целевую аудиторию и понимать какие сегменты не покрыты
- возможность отслеживать темп и географию сбыта по регионам, по сетям, по чекам и т п
- понимать на сколько загружен канал тем или иным типом товара, что улучшает операционное планирование производства и сбыта
- возможность делать акции и скидки клиенту на прямую (купи мой бренд, покупай раз в неделю, 1+1=3 и т п)
- в случае выявления брака - возможность целевого попартионного отзыва, а не всех партий за период
- возможность со временем убрать штрих-код и оставить только марку
- возможность делать прямые а-б тесты с дизайном упаковки, например
И это только то, что видео сейчас и все это возможности сокращения расходов на операционку и маркетинг
Дистрибьютер
Тратит
- должен каждому экспедитору и на каждый гейт логистического предприятия купить терминал сбора данных (у большинства они и так есть)
- интеграция с ЭДО (у кого ещё нет)
Получает
- возможность попартийного учета и сопровождение ЭДО
- клиенты могут целевым образом заказывать, что увеличивает ценность JIT доставки и увеличивает на самом деле трафик
- возможность более гибкого посторонних маршрута при сотрудничестве с производителем и или точками сбыта
- снижение времени на проверки и досмотры т.к. информация о грузе бьется через единую базу
Ретейлер
Тратит
- ТСД, если ещё нет
- интеграция с ЭДО и регистрация в ЦРПТ каждой точки
- доработки софта для организации выбытия маркированного товара на кассах
- обучение кассиров (если ещё не работал с ЕГАИС)
- если нужно сделать предмаркировку и перемаркировку на возвраты, то ещё термопринтер для этикеток
Получает
- гарантию происхождения товара и отсутствия контрафакта!
- быструю постановку на учёт через ЭДО, которое теперь будет у всех дистрибьютеров
- автоматизированный контроль сроков годности
- возможность организации выбытия товара одним сканированием (марка содержит gtin)
- возможность получать дополнительные целевые бонусы от производителей по объёмам реализации и таргетированию клиентских групп и сегментов
- единую и централизованную классификацию товаров по группам, вплоть до доступа к единым справочникам производителя включающим ррц и другие параметры прямо по сериям выпуска
- возможность углублённой аналитики по клиентам в преломлении групп товаров которые они потребляют, предпочтений, сочетаний
Потребитель
- Тратит
Почти гарантированно +50 копеек на маркированный товар, остальные расходы размажутся и в технологичных магазинах буду малы
Получает
- доп. Гарантию подлинности товара
- возможность целевых лояльностей и игрофикации от производителя или ретейлера
- возможность аналитики по группам товаров, калорийности, жирам, углеводам и т п - что потребляет его семья/домохозяйство
- целевые рекомендации основанные на его Казинка потребления, вместо раздражающей рекламы.
Итого нагрузку без потенциальных выгод смотреть считаю не корректно.
Со своей точки зрения возможность получить дополнительную гарантию качества, срока годности и легальности производителя и не переживать на этот счёт - оцениваю как большой плюс, особенно часто сталкивался с вопросами к товарам в путешествиях по стране, что заставляло вместо местной продукции брать известные бренды, что как правило дороже выходит.
Современные датчики содержат инфракрасные элементы, которые позволяют понять насколько клиент ещё тепленький, это же касается и камер биометрических.
Воровство биометрических данных, это скорее технологическая проблема про гонку вооружений и мы точно увидим ее развитие с обоих сторон. Самая простая защита в случае сомнения просить идентификацию рандомным из других способов (пин код, сетчатка, палец, лицо, паспорт, водительское удостоверение)
Для сравнения, что проще пинкод с камеры считать и магнитную полосу скопировать или палец с сетчаткой украсть?
так само СБП на сентябрь только пилотно тестируется - раскатка в 2020, пилоты на небольших ТСП сейчас банкам не так интересны
Ценообразование Кешбека и его связь с экваерингом в том, что
Экваеринг > интерченджа >= кешбека который банк платит клиенту не в убыток
Ставки экваеринга, если грубо от 1 до 3%, значит 5% банк платит за счёт заработка с остатка на счете или прочих комиссий, либо это покупка доли рынка с нацеленностью на инертность пользователей после ухудшения условий.
Экваеринг или торговую уступку платит ТСП, и это естественно перекладываемся на конечного клиента.
В случае оплаты кэшем аналог торговой уступки по костам, это стоимость инкассации
В случае с СБП комиссия ниже вышеперечисленных
SIGMA7, все же большая с большим количеством портов для переферии и подключённый сканер с учетом грядущей маркировки это целевое решение в этом форм-факторе
Отличный вопрос!
Удобство во многом на банках сейчас, что в пару кликов было сканирование.
QR - это транспорт в данном случае он выбран как простой и понятный к реализации, как выше в статье написано со временем транспорт для СБП можно будет и NFC реализовать т.к. действительно в большинстве точек у нас уже его принимают.
С точки зрения малого бизнеса NFC считыватель - это сертифицированное устройство по PCI, Emv, а значит в его стоимость эти сертификаты входят + подключение эквайринга это тоже трудоемкая процедура, а онбординг в СБП предполагается намного проще = дешевле и проще + разница в комиссии за экваеринг и за СБП для ТСП будет существенна
Девайс для показывания QR кода должен поддерживать протоколы для передачи этого QR от Агента до ТСП + быть защищен от внешних подключений и подмены QR в том или ином виде.
Что касается девайса для считывания - то это сканнер, либо ручной, либо стационарный с хорошим разрешением и целеуказателем, например для удобства. В идеале эти функции объединены в одном устройстве
+ добавим функционал возможности отображения, например, рекламы = какая-то операционная система, какой-то чипсет и уже нормально набегает.
Такое уже в мире есть...
Спасибо на добром слове!
И вам Вячеслав, я желаю долгих лет жизни!
Отдельное спасибо, за острые вопросы и интересные прилагательные и речевые обороты, использованные Вами для описания ситуации.