Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов

Лучший способ что-то узнать у своих клиентов или аудитории - спросить в лоб. Один из методов опроса покупателей магазинов - анкетирование. Провели анкетирование. После анкетирования покупателей собственник был поражен - они не знают про второй и третий магазин, не знают про наши социальные сети, покупают вовсе не из-за цены.

Возможно, вы тоже уверены в чем-то наверняка, касаемо своих клиентов. Правы вы или нет - покажет только опрос, касдев или иной метод сбора достоверной информации. А пока клиент вам не сказал в лоб своим ртом какой-то факт, но вы в нем убеждены - вы додумали за клиента.

Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов

История одного магазина с товарами для кондитеров

Меня зовут Елена, я являюсь маркетологом. Однажды я работала с сетью магазинов товаров для кондитеров из небольшого города населением 250к человек. Товары для кондитеров - это круги для выпечки, посыпки, крем-чиз, сыры, лопатки, ягоды, мука и пр. То есть это огромный ассортимент всевозможных товаров для профессиональной выпечки.

Я им делала маркетинговый план.

Вопросы, которые в большей степени волновали собственника:

  • А может сделать интернет-магазин? Это же так удобно для покупателя
  • Как мне изжить новых конкурентов?
  • Как привлекать в социальные сети больше людей?
  • Чтобы такого креативного придумать для моего бизнеса?

Как видите запроса на проведение маркетингового опроса не было, но тем не менее я предложила его провести.

Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов

Как результаты опроса покупателей стали финальным штрихом для решения не делать интернет-магазин

Клиент хотел делать интернет-магазин, при этом: в бизнесе не было учета остатков и автоматизации склада, а так же не было человека, который бы занимался фасовкой заказов на доставку. По моим подсчетам в затею с качественным онлайн-магазином пришлось бы вложить от 0,4 млн р. точно. Зачем? Нужно ли? Как скоро окупится?

Давайте суммируем все факты:

  • По запросам на продукцию группа Вконтакте моего клиента была на первой строке Яндекс-выдачи.
  • У конкурентов живых онлайн-магазинов не было.
  • В городе всего 250к население, то есть не так то много потенциальных покупателей.
  • Чтобы реализовать идею, нужно заморочиться и сделать автоматизацию движения товаров.
  • Клиенту, которому нужна розовая кокосовая посыпка, придется поискать ее среди карточек товаров очень долго. Хочет ли он этого? Или ему проще прийти и взять с полки. Или позвонить по телефону, спросить продавца совет и попросить доставить проще?
  • Возможно, инт.магазин станет неокупаемым за 1 год вложением.

Даже после всех этих аргументов мысль о интернет-магазине клиента не покидала. Хороший продавец взял бы и продал, заказчик же хочет, но я предложила сделать опрос покупателей в магазине и выяснить, нужен им такой сервис или нет.

Как мы провели опрос покупателей - быстро, дешево, информативно

Я составила вопросы для анкеты опроса покупателя, отправила на согласование заказчику. Он обратил внимание на вопрос: “В каком из наших магазинов вам удобнее всего делать покупки?” И варианты на выбор: “Адрес 1”, “Адрес 2”, “у вас, что 2 магазина? я не знала”.

Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов

Заказчик сказал: “Да, ладно, все знают, что у нас 2 точки и 1 склад. Мы же много лет на рынке”. Мы немного поспорили, но в итоге вопрос оставили.

Прочие вопросы для опроса клиентов в магазине:

(пишу на память, точные формулировки были другие)

1.Сколько вам лет ______

2.Вы профессиональный кондитер?

да, пеку торты на заказ;

нет, пеку торты для семьи и себя, это мое хобби;

нет, просто люблю ваш

3.Как часто вы покупаете кондитерские товары?

Очень редко, один раз в месяц, 1 раз в неделю, и т.д.

4.Как вы о нас узнали?

Группа ВК,

2ГИС,

посоветовали,

увидела вывеску,

не помню,

свой вариант ________

5.В каком из наших магазинов вам удобнее всего делать покупки?

Адрес 1

Адрес 2

У вас что 2 магазина? Я не знала

6.Вы хоть раз пользовались услугой доставки у нас?

да/нет

7.Вам было бы удобно заказывать наши товары через интернет-магазин?

да, буду заказывать онлайн

нет, мне удобнее прийти

8.Что вам больше всего нравится у нас?

низкие цены

все есть (широкий ассортимент)

территориально удобно приходить

приветливый персонал

все свежее

9.Как вы могли нам порекомендовать улучшить наш сервис?

______________

10.Какие акции и подарки вы бы хотели видеть у нас?

______________

И так далее.

Такой пример маркетингового опроса-анкеты покупателей магазина. Вопросы были напечатаны на простом белом листе А4, после чего отданы продавцам, чтобы те в процессе работы давали их заполнить покупателям.

Важно! Проводя опросы клиентов в магазине, важно дарить что-то клиентам в благодарность за заполнение анкеты опроса. Иначе зачем клиенту на что-то отвечать.

То есть затраты на опрос составили - печать бумаги + сказать продавцам, что делать.

Какие интересные результаты дал опрос 200+ покупателей в двух разных магазинах?

Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов
  • Только 40% клиентов - профессиональные кондитеры, остальные - просто живущие рядом и воспринимающие выпечку как хобби. Следовательно сегмента “выпечка как хобби” больше, а работа в социальных сетям с ними не была никак выстроена.
  • Ни один из опрошенных не узнал о магазине из 2ГИС - следовательно платная реклама, которую бизнес заказывал ранее… ну вы поняли.
  • Большинство клиентов узнали о магазине благодаря вывеске и сарафанному радио. Группа ВК тоже сделала свой вклад, но меньше.
  • Про существование 2-го магазина знало лишь 15% из опрошенных. (НЕ ВСЕ)
  • Больше всего покупателям нравится, что все есть и цена.
  • “ЗА” создание интернет-магазина - 10%.

и так далее.

Только на этом этапе клиент отказался от идеи с веб-магазином. Следовательно, благодаря опросы клиентов в магазине, бизнес не потратил 0,4 млн р., а вложил их в другие способы продвижения.

Что в этом примере с опросом было удивительного для меня как маркетолога?

Как мы выяснили горькую правду, почему наши покупатели покупают у нас, а не у конкурентов

Часто я рекомендую сделать опрос клиентов при разработке маркетинговых планов. при этом большинство бизнесов соглашается, что это нужно. Но потом начинают искать исполнителя, кто сделает, откладывать на послезавтра, на понедельник, на следующий месяц, на никогда в итоге.

Был вообще треш-случай, когда маркетолог со стороны заказчика сказал, что опросы покупателей это неинформативно, лучше использовать какое-то там наблюдение.

А здесь от предложения провести опрос покупателей в магазине прошло 3 дня. Заказчик взял из плана текст составленного опросника, распечатал и отдал продавцам в работу. Все просто, четко и быстро.

11
2 комментария

Вот поэтому важно анализировать интересы и запросы целевой аудитории))

Ответить

все понимают, что важно, но не все делают))

Ответить