«Бизнес-ТРИЗ». Что такое ТРИЗ, история технологии, применение в бизнесе и мой личный кейс на 100 миллионов

Привет! Меня зовут Алексей Благих, я председатель Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ в России (IBTA, Нидерланды) и основатель международного клуба «бизнес-ТРИЗ».

В этой статье хочу рассказать про бизнес-ТРИЗ и где применяется этот метод. Как пятнадцать лет в своём проекте я не замечал проблему, из-за которой недополучил минимум сто миллионов рублей. И как решил эту проблему посредством инструментов ТРИЗ для бизнеса за полчаса.

История ТРИЗ

Начну с краткого обзора по истории возникновения Теории решения изобретательских задач. Она берет свое начало в СССР, в середине двадцатого века. В 1956 году вышла статья Генриха Альтшуллера, основоположника ТРИЗ. Теория из статьи развилась в систему АРИЗ – Алгоритм решения изобретательских задач. А к 1970 году появилась сама система ТРИЗ.

К середине восьмидесятых годов Альтшуллер утратил интерес к ТРИЗ, так как считал, что теория полностью выстроена и больше в ней делать нечего. Он ушел в другую свою теорию – ТРТЛ (Теория развития творческой личности).

Но его последователи в Советском Союзе и эмигрировавшие из него, продолжали развивать ТРИЗ. Со временем в теории появились ОТСМ (Общая теория сильного мышления), ТРИЗ-педагогика и бизнес-ТРИЗ.

В этой статье я буду рассказывать в основном о бизнес-ТРИЗ, как о наиболее востребованной методике.

Бизнес-ТРИЗ в России и мире

Теория решения изобретательских задач широко применяются за рубежом. Компании гиганты, такие как Samsung, Procter and Gamble, Shell, LG, Intel, Boeing, Disney, Mars.

По данным компании General Electric, ТРИЗ ускоряет поиск решения инновационной задачи в 6-10 раз. По данным компании Samsung, к 2022 году в корпорации выполнено более тысячи шестисот успешных проектов с применением этой методики.

В России интеграция методологии в бизнес идет медленнее, но крупные корпорации, такие как Русал, Ростех, Росатом, Сбербанк, уже приняли ее на вооружение и получают очень хорошие результаты. Активно изучает и внедряет у себя бизнес-ТРИЗ малый и средний бизнес.

Сферы применения ТРИЗ

Существует мнение, что ТРИЗ это только про решение инженерных задач. На самом деле, это не так. Несмотря на то что теория создавалась именно для них, она давно выросла из этих рамок. Идеальность самого метода в том, что он растет и изменяется под новые потребности. И когда в бизнесе стали появляются новые задачи, ТРИЗ с успехом начала их решать. Вот неполный перечень сфер, с успешными кейсами:

  • Ритэйл, страховой бизнес, пищевая промышленность, электронная промышленность (повышение эффективности продаж).
  • ИТ, туризм (новая маркетинговая концепция, повысившая продажи).
  • Автомобильная индустрия (налаживание цепочки поставок).
  • Маркетинговые услуги (изобретена новая бизнес-модель).
  • Телекоммуникации (устранение конфликтов при корпоративном слиянии).
  • Образование (повышение эффективности учебного процесса).
  • Пищевая промышленность(открытие нового рынка услуг, определение ассортимента новых бизнес-продуктов и комбинаций “продукт-услуга”
  • ИТ, страховой бизнес (создание принципиально новых рекламных концепций).

ТРИЗ в ИТ-сфере

Сейчас бизнес-ТРИЗ становится очень востребован, именно в ИТ-сфере. Любой современный бизнес завязан на софт. Проще говоря, без софта бизнесу не выжить. А в связи с текущей обстановкой, с ним возникают проблемы. Появляются такие инновационные задачи, которых раньше не было, и которые не решаются прежними, наработанными за года методами. Методология бизнес-ТРИЗ как раз и создана для того, чтобы решать нерешаемые с первого взгляда проблемы, которые раньше не возникали.

Здесь важно отметить, что многократные попытки применения ТРИЗ в программировании пока что по результатам уступают другим развитым в этой области методологиям. Поэтому, в первую очередь, бизнес-ТРИЗ применяют для управленческих и организационных задач в ИТ-компаниях. Например, как снизить трудозатраты в проекте, как обратить все затраты на обучение сотрудников в прибыль компании и т.д.

Как работает бизнес-ТРИЗ и преимущества метода

В теории решения изобретательских задач для бизнеса существуют три базовых уровня:

  • Первый. На нем выявляются ключевые проблемы тормозящие бизнес и способы их устранения с минимальными затратами.
  • Второй. На этом уровне с помощью инструментов выявляются препятствия, тормозящие развитие систем бизнеса. А также ненужные, но требующие затрат элементы подсистем.
  • Третий. После отлаживания всех систем, на этом уровне проводится мощный анализ с целью прогнозирования дальнейшего развития продуктов, услуг и сервисов. Инструменты третьего уровня позволяют также провести оценку потенциальных рисков бизнеса.

Мой личный кейс. Недополученная прибыль от сайта по продаже бизнес-планов

Этим проектом я занимаюсь 15 лет. Когда-то это был один из первых таких сайтов в Рунете. Конкуренция была небольшая, сайт практически не нуждался в рекламе и приносил неплохой дополнительный доход. Всё время существования сайта, я постоянно работал над его усовершенствованием и качеством предоставленных на нём продуктов.

Проблема

Подобных проектов становится всё больше и конверсия сайта заметно снижается. Несмотря на качественные продукты, продажи упали. Встал вопрос, что делать? Закрывать этот бизнес мне не хочется, я верю в его доходность, а что ещё важнее, в его практическую пользу для покупателей. Нужно искать решение проблемы.

Я поставил перед собой чёткую задачу: непросто немного поднять конверсию, а увеличить её минимум в два раза. При этом сохранить идеальность существующей модели.

Формула идеальности в бизнес-ТРИЗ: (Создатели ценности — Редукторы ценности)/Затраты.

А это значит, что решение должно повысить ценность продукта, при этом не создать никаких редукторов (то, что снижает ценность для клиента), а лучше устранить старые, и при этом внедрение не должно требовать никаких затрат.

Пути решения

К поиску решения я привлёк экспертов бизнес-ТРИЗ, которые проходили курс обучения у нас. Сначала применили стандартный метод. Составили ОИП – описание инновационной проблемы. И выделили уже известные, очевидные решения:

– Добавить ещё что-то в продукт. Не подходит – это требует больших затрат.

– Улучшить дизайн сайта. Не подходит – это не даст такого резкого роста, и при этом потребует затрат.

– Увеличить бюджет на рекламу. Не подходит – это требует больших затрат и не приведёт к росту прибыли.

Инструменты ТРИЗ для бизнеса

Через полчаса работы очевидные решения были исчерпаны. И пришло время анализа проблемы при помощи инструментов бизнес-ТРИЗ. Этот анализ показал, что перед тем, как вкладываться в дизайн или рекламу, нужно резко повысить ценность продукта для клиента.

Но как? Ответ, как оказалось, все пятнадцать лет лежал на поверхности. Нужно не улучшать свойства и так отличного продукта, а ответить на вопрос: зачем клиент покупает продукт?

Ответ очевиден – клиент покупает точно рассчитанный бизнес-план, чтобы зарабатывать. И ему нужна бизнес-модель в цифрах. Не дизайн обложки, не уверения, что внутри больше полезного, чем у такого же продукта от конкурентов, а конкретные цифры. Насколько больше сможет зарабатывать конкретный клиент и когда.

Причём эти цифры все эти годы уже были в материалах на сайте. Но они были не на видном месте, а на тех страницах сайта, до которых редко доходит потенциальный клиент.

Внедрение решения

После принятия решения мне потребовалось всего полчаса, чтобы вынести информацию с конкретными цифрами в заголовки основных страниц сайта. Через небольшое время я понял, решение было правильным на сто процентов. Конверсия покупок выросла в два раза и продолжает расти сейчас.

Насколько очевидным было это решение?

Когда проблема решается, ответ на поставленную задачу начинает казаться суперочевидным. Так ли это? Может быть.

Я пятнадцать лет занимался улучшением качества своего продукта, подразумевая под этим то, что клиент получит безупречный продукт. И совершенно упустил из виду, зачем клиенту этот продукт.

Сейчас, оглядываясь по сторонам, я понимаю, что 99% процентов бизнесов, допускают ту же ошибку. Имея реально хороший продукт, они фокусируются именно на его свойствах, а не на том, зачем он нужен. И недополучают из-за этого весьма приличные суммы.

Недополученная прибыль

С одной стороны, недополученная прибыль всегда кажется чем-то нереальным, из области фантазий. С другой, как и всё в бизнесе, она просчитывается при помощи несложных формул. Я всегда говорю: бизнес, это не предположения. Это всегда про чёткие цифры.

И исходя из несложных расчётов, с поправкой на инфляцию и растущую конкуренцию, мой бизнес недополучил порядка ста миллионов за пятнадцать лет. При чём здесь я взял минимальные цифры и значения.

И ещё один, немаловажный для меня фактор. Я не могу точно сказать, как бы развивался этот бизнес, если позиционирование продуктов на сайте было бы таким, как сейчас. Вполне возможно, я бы интенсивнее развивал и масштабировал это направление. Эти потери просчитать невозможно, остаётся только принять как опыт.

Вывод

С Теорией изобретательских задач – ТРИЗ, в России знакомы многие бизнесмены. В том числе и среди представителей малого и среднего бизнеса. Но стереотип о применении этой методики таков, что она подходит только для больших корпораций или концернов.

Я, как практикующий эксперт по бизнес-ТРИЗ утверждаю, это не так. Инструменты бизнес-ТРИЗ, дают возможность быстро решать локальные проблемы бизнесов любого масштаба. А главное, при помощи методик ТРИЗ люди не только решают, нерешаемые с первого взгляда бизнес-задачи. Но и в принципе понимают, что это вообще возможно. Стоит только взглянуть на проблему под другим углом.

С чего начать обучение бизнес-ТРИЗ

Благодарю за доверие!

Алексей Благих

1515
17 комментариев

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач.

Бизнес-ТРИЗ - это что?
1. Теория решения изобретательских задач в бизнесе?
2. Или теория решения изобретательских бизнес-задач?
3. Или бизнес-теория решения изобретательских задач?
4. Или просто очередная инфо-цыганщина?

1
Ответить

Бизнес-ТРИЗ взято для удобства как бренд. Если быть точным, тогда это ТРИЗ для бизнеса. Ваши три пункта первых подходят. Четвертый неверный в корне :)

1
Ответить

Проголосовал за 4

1
Ответить

Как человек у которого в школе еще был ТРИЗ могу сказать что штука полезная в любом бизнесе 100%

1
Ответить

Спасибо! Да, сейчас также работаем над тем, чтобы массово вернуть ТРИЗ в школы и университеты. В детских садиках уже много где вернули, но этого тоже мало. Так построим сквозную систему от детского сада до профессиональной деятельности.

Ответить

У вас есть ссылки на задачи, а как посмотреть ответы? В книгах по триз которые я читал всегда были яркие примеры, у вас вижу только теорию( https://blagih.ru/triz_metod_paradoksov/

1
Ответить

Задачи открытые, имеют множество ответов. Суть не в том, чтобы найти единственный правильный ответ, а в том, чтобы вы могли потренироваться ТРИЗ-мышлению на задачах. Сначала идет блок теории про инструмент ТРИЗ, а затем задача к нему.

Конечно у каждой задачи есть какой-то ответ. И многие из них есть в комментариях в ВК (https://vk.com/@trizbiz-zadachi) к этим задачам.

Ответить