реклама
разместить

Как мультимедиа влияет на образовательные практики и трансформирует их?

Мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения, образовательные подходы претерпевают изменения. Цифровые инструменты внедряются в обычные школы и расширяют возможности EdTech платформ для детей и взрослых. Один из значимых сегодня трендов в образовательных продуктах — интерактивность. Какие преимущества она несет и как грамотно внедрить мультимедийные технологии в EdTech-продукт?

Как мультимедиа влияет на образовательные практики и трансформирует их?

Типы мультимедийных технологий в образовательных продуктах

Мультимедийные технологии давно проникли в сферу образования — как основного, так и дополнительного. Они повышают интерес к материалу, дают возможность изучить информацию более наглядно, а порой и вовлекают учеников в процесс, как в увлекательную игру. В разной степени и в разных формах мультимедийные технологии стали привычны и в традиционном офлайн обучении, и в онлайн-проектах. Можно выделить несколько ключевых типов технологий, которые сегодня стали базовыми.

Видеоматериалы и анимация. Лекции, документальные фильмы, обучающие ролики, интервью с экспертами вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют визуализировать сложные идеи и концепции, сделать их более доступными для восприятия.

Например, анимационные видео упростят понимание химических реакций, физических явлений или работы клеток. А чтобы ученики не пропустили важное при просмотре, можно использовать список вопросов-подсказок, на которые необходимо ответить.

Интерактивные презентации. Они включают в себя элементы взаимодействия, как опросы, викторины и ссылки на дополнительные ресурсы. Например, обучающиеся могут составлять пары слов: страны и их столицы, или иностранные слова и их перевод. Это меняет традиционный подход к обучению, ведь позволяет учащимся активно участвовать в процессе. А такие инструменты, как Prezi или AhaSlides, позволяют создавать динамичные и визуально привлекательные интерактивные материалы.

Пример создания презентации в Prezi 
Пример создания презентации в Prezi 

Виртуальная реальность. Она позволяет учащимся перемещаться в 3D-пространствах и взаимодействовать с объектами, которые невозможны или труднодоступны в реальной жизни. Простой формат VR-контента — виртуальные экскурсии, как пример – внеземные путешествия от DreamPort по курсу астрономии.

Дополненная реальность. Она накладывает цифровую информацию на реальный мир. С помощью мобильных приложений или специальных очков учащиеся могут видеть 3D-объекты, которые взаимодействуют с окружающей средой.

AR-приложение Molecules Editor для мобильных устройств позволяет увидеть 3D-модель молекулы при помощи камеры устройства и карточки с записанной химической формулой.

Приложение Molecules Editor предоставляет 3D-модель молекулы, используя ее формулу
Приложение Molecules Editor предоставляет 3D-модель молекулы, используя ее формулу

Преимущества использования мультимедийных технологий

Для современного EdTech-продукта — как детского, так и взрослого — активное использование мультимедийных инструментов становится обязательным условием. Интерактивные доски, виртуальная реальность и другие технологии значительно расширяют горизонты обучения, предлагают новые способы передачи информации. Все это дает преимущества в обучении — и, соответственно, влияет на востребованность EdTech-продукта.

Рост интереса и мотивации учащихся. Лекции или чтение учебных материалов могут быть скучными и однообразными, а яркие визуальные элементы, анимации, видео и интерактивность и геймифицированные элементы делают процесс обучения увлекательным и динамичным. Ученики, вовлеченные в процесс, проявят больший интерес к материалу, что способствует лучшему усвоению информации.

Игровые элементы, которые могут внести мультимедийные технологии, актуальны не только для детских EdTech-продуктов. Зарубежные исследования говорят о том, игровые методики положительно сказываются и на результатах студентов старшего возраста, помогают снизить уровень стресса и страх неудачи.

Возможность индивидуализации обучения. Благодаря адаптивным платформам и программам, каждый ученик может работать в собственном темпе и сосредотачиваться на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Система автоматически корректирует сложность заданий в зависимости от уровня подготовки и успеваемости ученика. А обучающиеся, в свою очередь, выбирают те ресурсы, которые им наиболее интересны.

С учетом высокой конкуренции на рынке EdTech, персонализация подхода к ученику становится одним из ключевых условий для того, чтобы компания могла выделиться, зацепить клиента и создать с ним устойчивые долгосрочные взаимоотношения.

Улучшение восприятия и усвоения материала через визуализацию. Люди обрабатывают информацию по-разному — визуально, аудиально, кинестетически. Мультимедиа используют различные каналы восприятия: комбинация видео, аудио и текста обеспечивает более глубокое усвоение материала.

Интерактивность в фокусе обучения

Благодаря развитию технологий, появлению новых мультимедийных инструментов и повышению их доступности современное образование отходит от пассивного восприятия информации. Пользователю онлайн-сервисов уже недостаточно просто слушать видеоурок или решать задачу — ему становится важно взаимодействовать с материалом и получать знания через личный опыт. Поэтому интерактивные элементы и механики становится одним из ведущих трендов на глобальном рынке EdTech.

Интерактивы в образовательном продукте могут быть разными:

  • тесты и опросы;
  • интерактивные упражнения;
  • игровые элементы и механики.

Тесты и опросы. С точки зрения реализации это самая простая категория элементов, которую можно внедрить в любой образовательный продукт. Например, если сервис предлагает исключительно базу видеолекций, без практических уроков, можно добавить тесты и опросы в конце теоретических роликов. Это поможет оценивать то, как учащийся освоил материал, который только что прослушал.

По результатам теста будет открываться следующий ролик — с углубленной информацией по той же теме, если учащийся освоил предыдущий блок, или с разъяснением частых ошибок, если плохо справился с тестом.

Интерактивные упражнения. Эта технология позволяет разнообразить практическую часть обучения: учащиеся могут закреплять знания и решать задачи не через стандартные тесты, а через квизы, викторины и другие увлекательные механики. Например, соотносить пары изображений одного живописца на уроке искусства, вставлять пропущенные слова в текст на уроке английского, перетаскивать карточки с вопросами на карточки с правильными ответами на уроке физики, и так далее.

Игровые элементы и механики. Самая сложная, но в то же время самая увлекательная для учащихся категория интерактивных технологий. С помощью игровых механик можно создавать образовательные игры и симуляции, которые погружают учащихся в реалистичные ситуации и позволяют отработать практические навыки, развить эмоциональный интеллект. Например, ролевая игра на уроках истории позволит глубже понять контекст выбранного события, чем при традиционном чтении учебника.

Игровые интерактивные механики наиболее популярны в детских образовательных продуктах, поскольку игра — ведущая форма деятельности для дошкольников. Педагоги говорят, что геймификация повышает мотивацию учеников, успехи в запоминании материала, снижает страх совершить ошибку. Значительная часть EdTech-продуктов для детей предлагает курсы и уроки, которые содержат элементы геймификации.

Платформа для изучения английского языка Lingualeo интегрирует интерактивные методики и мультимедийных ресурсов, использует принципы геймификации, адаптируется к уровню знаний каждого ученика, создает индивидуальный план обучения. Образовательный контент представлен в разных форматах: аудио-визуальные задания, интерактивные упражнения, викторины и игры.

Как ввести мультимедийные технологии в EdTech-продукт с пользой

Интерактивные элементы и другие мультимедийные технологии дают дополнительную ценность образовательному продукту, могут выделить его среди конкурентов. Однако при их использовании важно учесть два нюанса.

Учитывать возраст целевой аудитории. Интерактивные элементы актуальны и в детских продуктах, и в сервисах для дополнительного профессионального образования. Однако какая механика действительно качественно сработает, зависит от возраста аудитории.

Игровые механики наиболее актуальны для детского и школьного образования, и чем младше целевая аудитория, тем больше фокуса необходимо делать на развлечение — глубже прятать образовательный компонент под эту обертку. Детей легче включить в процесс обучения через мини-игры, чем просто стимулировать решать задачи и выдавать им баллы для продвижения на лидерборде.

Так Учи.ру предлагает большое количество образовательных игр для школьников 1–4 класса. Например, дети могут украшать елку вместе с завриками — вымышленными персонажами — и выполнять задания по русскому, математике и другим предметам.

В детских EdTech-продуктах стоит сфокусироваться на:

  • Развитии персонажа — это может быть маскот компании, как заврики Учи.ру, или персонаж, которого ребенок выбирает сам. По мере того, как ученик улучшает свои знания, его персонаж прокачивается.
  • Сквозных историях — соедините образовательные игры между собой сюжетом, чтобы стимулировать ученика переходить из одного продукта в другой или выполнять больше домашних заданий, чтобы узнавать новую часть истории.

Для взрослых будут более актуальны классические соревновательные механики — как упомянутый набор баллов и открытые лидерборды, а также тесты и интерактивные упражнения. Из игровых идей можно делать ставку на симуляции: например, в корпоративном обучении специалистов отдела продаж — отработать поведение с клиентом в виртуальном пространстве.

Адаптировать технологии под мобильную версию. Сегодня почти половина россиян выходит в интернет со смартфонов. Кроме того, уже даже у каждого третьего ребенка 4–5 лет есть свой смартфон, как показывает исследование Mediascope. Поэтому бизнесу, который выпускает EdTech продукты, необходимо фокусироваться на удобстве мобильной версии.

Это в свою очередь требует адаптировать все интерактивные технологии под маленький экран. В частности, роль будут играть размеры элементов, их расположение, скорость отклика при касании и перетягивании или других движениях — для удобства взаимодействия.

Мультимедийные технологии уже сейчас играют значительную роль в образовании, но их потенциал далеко не исчерпан и будет развиваться в ближайшие годы вместе с развитием цифровых инструментов. Они повышают вовлеченность учащихся, улучшают восприятие информации, дают дополнительную мотивацию, причем актуальны и в детском, и во взрослом обучении. Современные EdTech продукты уже невозможно представить без мультимедийных инструментов, однако важно грамотно их подбирать и внедрять, чтобы не потратить ресурсы бизнеса впустую.

11
реклама
разместить
2 комментария

Мультимедиа меняет образование, делая его интерактивным и увлекательным. Важно учитывать возраст и интересы аудитории.

1
Тренды 2025 в онлайн-обучении

Села, поискала, почитала и проанализировала статьи про тренды. Немного даже взгрустнула, что новизны мало. Но в этом есть свои плюсы – тренды переходят в тенденции, а значит, появляется все больше данных об эффективности их применения на практике. Итак, мои наблюдения, куда смотрим, что внедряем.

реклама
разместить
Как маркетинг делает языковое обучение желанным: стратегии, подходы, и успешные кейсы
Как маркетинг делает языковое обучение желанным: стратегии, подходы, и успешные кейсы

Почему изучение языков становится мечтой миллионов, но далеко не каждый делает первый шаг? Языковые школы — это не просто место, где учат грамматике, это портал к новым возможностям. Сегодня конкуренция в образовательной сфере высокая, и маркетинг становится ключевым инструментом привлечения студентов. В этой статье мы разберем, как языковые школы…

Твой первый миллион: как заработать его честно и без нервотрёпки

На одном из мастермайндов мне рассказали кейс, который запал в голову. История про парня, который чуть не утонул в кризисе, но вместо этого вырулил так, что теперь его бизнес приносит миллионы. И не потому что он гений или крутой стратег — просто в нужный момент он сделал правильный шаг.

Твой первый миллион: как заработать его честно и без нервотрёпки
Инновационные методики обучения: революция или маркетинговая уловка?

В последние годы в образовании появляется все больше «инновационных методик»: перевернутые классы, электронно-интерактивное обучение, геймификация, VR-технологии и многое другое. Эти подходы преподносятся как революционные, способные в корне изменить образовательный процесс и повысить его эффективность. Но так ли это на самом деле?

Инновационные методики обучения: революция или маркетинговая уловка?
22
ИИ, VR и геймизация: почему 2025 год разорвет шаблонное обучение (и можно ли на этом заработать)
ИИ, VR и геймизация: почему 2025 год разорвет шаблонное обучение (и можно ли на этом заработать)

Российский рынок EdTech в 2024 году — 168 млрд рублей (+19% к 2023). Но это не просто рост — это битва технологий, где нейросети и метавселенные вытесняют «динозавров». Почему это важно? Потому что 73% студентов считают: если в курсе нет ИИ или геймификации — это пустая трата времени.

22
Как создать успешный EdTech-проект: тренды, примеры и стратегии
Как создать успешный EdTech-проект: тренды, примеры и стратегии
Кризис пришёл — клиенты ушли. Я подумал, что всё. Но дальше произошло странное
Кризис пришёл — клиенты ушли. Я подумал, что всё. Но дальше произошло странное

Несколько месяцев назад у меня начался кризис. Не мировой, не экономический — мой личный. Проекты закончились. Новых не было. Реклама не давала ничего. Я смотрел на календарь и пытался вспомнить, когда в последний раз получал платёж. Было тревожно.

Как привлекать туристов через инновационные инсталляции

Необычные инсталляции на уличных фестивалях, «оживающие» картины в музеях, виртуальные гиды в арт-пространствах — все чаще подобные технологии можно встретить в крупных городах. Мультимедийные решения становятся все более востребованы, и при правильном применении могут добавить городу привлекательности в глазах и местных жителей, и туристов. Послед…

Как привлекать туристов через инновационные инсталляции
11
Искусственный интеллект в образовании: революция или просто модный тренд?
Искусственный интеллект в образовании: революция или просто модный тренд?
реклама
разместить
Как социальные сети превратили образование в успешный бизнес
Как социальные сети превратили образование в успешный бизнес

Ещё 10 лет назад образование ассоциировалось с университетами, лекциями, книгами и дорогими курсами. Сейчас всё иначе: люди учатся в Instagram, TikTok, YouTube и Telegram, а блогеры продают образовательные курсы успешнее, чем традиционные учебные центры.

Как разработать успешный факультативный курс: Пошаговое руководство
Как разработать успешный факультативный курс: Пошаговое руководство
EdTech-тренды, которые меняют работу методистов: как адаптироваться и быть на шаг впереди

EdTech развивается с невероятной скоростью — то, что еще вчера казалось инновацией, сегодня становится стандартом. Методисты и педагогические дизайнеры уже не просто проектируют курсы, а работают на стыке образования, маркетинга и технологий. Разберемся, какие тренды сейчас формируют рынок онлайн-обучения и как адаптироваться к этим изменениям.

[]