{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Взяться нельзя отказаться. Как я внедрял IT-систему на 8000 квартир за 2 месяца. Что получилось, а что пошло не так?

Когда еще не знаешь, что есть горящий проект

В конце декабря у управляющей компании застройщика “Строим Везде” ломается система сбора показаний. Все, что нарабатывалось в течение 5 лет, утрачено. Полное восстановление должно занять 5 месяцев. В один момент компания лишается автоматического получения показаний по электроэнергии, теплу, холодной и горячей воде на 36 многоквартирных домах.

Сделать проект на 5 месяцев за 1 месяц. Браться или нет?

Представляете, что такое со следующего месяца обойти 8000 квартир для сбора показаний вручную с каждого счетчика? На сбор показаний со всех квартир потребуется 20 человек + неделя времени. Нужно успеть восстановить систему до следующего периода сбора показаний.

Мы созваниваемся с Мишей, моим партнером, который отвечает за продажи.

Миша — прямой человек в общении: если что-то есть, с чем несогласен — сразу скажет. Одна из вещей, которые я вынес из совместной работы с ним — это именно его прямота и спокойная сила

Во время звонка оба понимаем, что настроить и отладить систему на 31 794 счетчика за месяц невозможно. В спокойном темпе это делается за 5 месяцев. Но у нас не было столько времени.

Если мы не закончим за месяц, то управляющей компании придется обходить 8000 квартир и вручную собирать показания.

Надо придумать, как успеть внедрить нашу систему.

А теперь знаешь, что всё горит

Нашей компании Wise 3 года. У нас работы по пилотному проекту: внедряли нашу систему умный дом в 180 квартир. В каждую квартиру мы устанавливали несколько систем:

Система защиты от протечек автоматически перекрывает воду при обнаружении протечки, а жителю и сотруднику управляющей компании отправляется уведомление о том, что затопление предотвращено.

Никаких протечек и затоплений соседей снизу и последующих разбирательств.

Для меня сдача пилотного проекта — личная история.

Это первое внедрение наших систем и нашего оборудования в многоквартирные дома.

Мы ставим свое оборудование для защиты от протечек — контроллер Wise Leak, датчики протечки и привода перекрытия. Система следит за состоянием мокрых зон и в случае протечки автоматически перекрывает воду, даже без интернета.

Еще один контроллер, который мы разработали для домов — Wise Electro. Он позволяет управлять освещением и розетками.

Открывать и закрывать воду, управлять освещением, розетками и прочими электрическими приборами житель может через мобильное приложение.

Но как у любого уважающего себя стартапа, есть и куча вопросов, которые нам еще предстояло решать.

Буквально за месяц до этого мы расходимся с одним из моих партнеров, который вместе со мной отвечает за IT. Помимо формирования продукта я начинаю отвечать еще и за управление командой разработки бэкенда и всех новых интеграций.

В конце лета я читаю книгу Эви Пумпурас и решаю пойти на борьбу. Оглядываясь назад, могу сказать, что это было одно из лучших решений в моей жизни.

План внедрения — как успеть, когда не успевается?

Первое, что делаю для решения проблемы — рассказываю нашим разработчикам про ситуацию и предлагаю всем принять участие во внедрении. Команда откликается, не формально, для галочки, а по-настоящему. Над задачей начинают думать еще 7 человек.

Разбивка каждого дома по ресурсам. Белые строки - не начата работа; желтые - есть какие-то проблемы и требуется внимание; зеленые - закончено. Обязательное обновление информации 3 раза в день

Я делаю план по внедрению, таблицу в Google Drive со статусами, где видно кто и за что отвечает. За каждым домом был закреплен ответственный, обновление статуса происходило 3 раза в день. Такой подход позволил в любой момент иметь актуальную картину и быстро принимать решения.

Проект внедрения выходит из статуса “невозможно успеть”, и принимает конкретные очертания с понятными шагами и точками контроля.

Это решение сработало. Ощущения у меня — как на парусной яхте, когда внезапно ловишь попутный ветер.

“Планирование — всё”. Но всё идет не по плану

3 недели мы с командой из 7 человек заводим все счетчики управляющей компании к нам в систему. Завели. И внезапно оказалось, что система не вывозит. Мы осознанно не занимались вопросами производительности на начальном этапе.

Первое — нужно собрать общую, но в то же время четкую картину что именно работает медленно и сколько занимает времени. Этим уже можно управлять.

Для этого настроили мониторинг запросов, чтобы видеть сколько измерений в секунду нам прилетает и какой вклад каждой бизнес-функции в нагрузку. Нашли узкие места, приоритезировали.

Далее снимаем дампы с виртуальной машины Java, чтобы изнутри посмотреть на то, чем живет программа в каждый момент времени. Чувствовали себя хирургами.

Нашли проблемные места, локализовали и оптимизировали. Сейчас у нас в секунду идет от 50 до 100 измерений. Запас прочности — x4 с понятной стратегией масштабирования.

Верхнеуровневый статус по домам. Часть домом уже полностью готовы и рабочие.

Тем временем время сбора показаний начинается через несколько дней.

Первый месяц получения показаний через нашу систему — всю неделю мы напряженно работали, решая оставшиеся проблемы, но показания сняли и отдали управляющей компании.

Ощущение, что мы оторвались от земли, но по-прежнему летим на очень маленькой высоте, периодически еще ударяясь о землю.

На второй месяц после внедрения на решение внештатных ситуаций потребовалась уже неделя. На третий месяц — всего 2-3 дня.

С тех пор все работает стабильно, показания собираются ежедневно с 8000 квартир и в нашей помощи больше нет необходимости.

Спустя год после окончания проекта я гулял по одному из ЖК, где мы внедряли нашу систему. В ЖК 17 домов, в каждом доме по 200–500 квартир. И в каждой квартире работает наша система по сбору данных. Даже не верится: наша махина сейчас переваривает уже больше 40 000 датчиков и счетчиков, следит за состоянием системы защиты от протечек, пожарной системой, охраной, а также управляет умными устройствами внутри квартиры.

В конце августа 2023 мы зафиксировали более 1.2 миллиона измерений за сутки. Для сравнения, если каждый день один раз получать показания с многоквартирного дома в 200 квартир, получится всего 800 показаний. Но у нас есть еще и другие системы: пожарная безопасность, охрана, умные устройства внутри квартиры, система защиты от протечек и управление освещением и розетками.

"А говорят в ЖКХ денег нет" © комментаторы vc.ru

Доводить казалось бы невозможные проекты разработки и внедрения до завершения — то, что меня по-настоящему драйвит. О моей жизни, проектах в IT и находках рассказываю в своем канале в телеге.

Особенно интересны горящие и сложные проекты, что к ним привело и как получается выходить из таких ситуаций?

Сейчас еще изучаю, с какими проблемами в IT сталкиваются люди и компании.

Напишите в комментарии ваш запрос — я постараюсь ответить.

Если столкнулись с горящим проектом и не знаете, что делать — можно спросить у меня @anzuev

На рассказ этой истории меня вдохновила статья Василия Ганова про завод, которую я увидел на VC пару месяцев назад. Я написал ему и мы начали работать вместе. Василий, cпасибо за помощь в подготовке статьи 🙏

0
63 комментария
Написать комментарий...
Anastasia

Антон, вам и команде респект за такую работу, отличный кейс

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

А книга Эви Пумпурас любимая. Перечитывала несколько раз 🙌

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Антон Зуев
Автор

Анастасия, спасибо за комментарий. Работаем, чтобы все проекты получались такими. А мне в ваших статьях нравятся иллюстрации. Как вам Aigital, рекомендуете? 🙂

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анатолий Серёгин

Превратить 5 месяцев в 1 — это надо иметь талант! Если я правильно понял, то процессы были не оптимальны, раз получился такой выигрыш по времени при тех же ресурсах?

Я заметил несколько изменений. Как думаешь, какое дало самую большую выгоду?

И интересно, оставишь эти изменения для будущих задач или продолжишь работать, как раньше?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

По поводу процессов: я заметил, что бОльшую часть времени занимает отладка системы и поиск мелких ошибок из-за человеческого фактора. Это нудно и долго делать, поэтому мы 1 раз автоматизировали это и все. Я люблю делать вещи 1 раз и потом всю жизнь пользоваться результатами. У тебя нет такой проф. деформации?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Зуев
Автор

Дело не только и не столько в процессах (хотя они тоже были улучшены). У меня есть 2 режима работы: кризис и спокойный темп. Плюс работы в режиме кризиса - скорость, но есть и обратная сторона: долго в таком режиме ни я, ни команда работать не можем, это изматывает.

Поэтому всегда “ехать быстро” не получается, нужно время на восстановление. Или у тебя есть секрет как “ехать быстро” и долго, не изматывая себя и команду?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Светлана

Ну что тут скажешь, отличная работа, если бы все так работали👍
Интересно, насколько часто приходят заказчики с такими срочными и сложными задачами?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Светлана, спасибо за комментарий, стараемся 🙂
Насчет срочных и сложных задач.
“Нужно вчера” - самая частая формулировка.
Но я люблю брать такие IT-проекты и доводить до завершения.

А у вас не бывает ситуаций, когда “нужно вчера”? :)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Mariia Kostareva

Интересная история, но один вопрос не дает покоя: в течение того месяца удалось ли работать физически не на износ? Сон, свободное время — или всё-таки пришлось нагонять не только процессами, но и часами?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Смотрите в корень :)
Есть вещи, от которых в моменте можно отказаться, и от которых нельзя.
Сон для меня - это то, от чего я стараюсь не отказываться. Даже во времена, когда я участвовал во всяких хакатонах, занимать призовые места помогал именно сон и свежая голова.

А свободное время иногда страдало, особенно в начале проекта. Это та стоимость, которую я плачу за более высокую скорость в моменте.
Но после обязательно был отдых. Без этого никак.

А у вас есть вещи, от которых вы не отказываетесь?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Иващенко

Спасибо за материал0 приятно читать

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Спасибо за комментарий, его тоже приятно :) а что вам больше всего понравилось?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зыкин

Можно примерный порядок стоимости проекта узнать?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Вячеслав, приветствую!
Спасибо за вопрос. Сильно зависит от объекта. А вы спрашиваете, чтобы свой запрос оценить?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вдумчиво о продажах

В ЖКХ денег много, но бизнес очень жесткий

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Костя, спасибо за комментарий. Да, есть такой момент.
Но что для меня было открытием в ЖКХ: управляющие компании от застройщика по моему опыту сильно отличаются в лучшую сторону. И с ними прекрасно работать и всей этой жесткости я не встретил. Прекрасные люди.
А вы с чем сталкивались?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Анатолий Серёгин

Сколько памяти забирает java машина для приложения?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Сейчас у нас она ест около 1гб оперативной памяти на нашей нагрузке (100+ rps). Не сильно много.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

История интересная. Но с количеством слов "система" в тексте прямо таки перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Спасибо за комментарий)
А чем история понравилась?

P.S. Со словом система и правда перебор. Буду иметь в виду.
Писать идеальные статьи - не моя сильная сторона, а поделиться историей хотелось :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Разорвин

Неплохая история, но черезчур много поверхностного текста, вода, конкретики нет! Что в итоге произошло и что конкретно вы сделали, я работаю в строительстве и понимаю в IT, но из стати максимум понятно что «сам себя не похвалишь - никто не похвалит» а какая ценность в ней в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Рад что вам понравилась статья. И за критику тоже спасибо!
В статье я описал, что сделал с точки зрения управления, чтобы проект завершился в кратчайшие сроки. Конкретно это
1) подключение бОльшего количества людей для решения (не исполнителей, а включение в процесс генерации решений),
2) механизм управления проектом - таблицы, через которые видно что прямо сейчас требует внимания, а что нет.
Если не секрет, чем вы занимаетесь в строительстве?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Антон Хрипко

Стало интересно, кто оплачивает автоматизированный сбор данных? УК или жильцы? Я понимаю, что в итоге все равно платят жильцы, так как у УК нет других источников дохода, но перекладывают ли они это напрямую на жильцов или выделяют из своей маржи кусочек все же?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Антон, спасибо за комментарий.
Обычно за такие системы платит застройщик и дальше передает управляющей компании для использования. Для застройщика это относительно небольшие деньги в масштабе всей стройки.
А с жителя управляющая компания может брать за обслуживание, но это очень маленькие деньги: от 80 рублей в месяц.

Застройщики, с кем мы работаем по таким системам, продают не только стены, но и дальнейший опыт жизни в доме. И поэтому вкладываются в дополнительные удобства: автоматический сбор показаний, приложение для жителя, звонок из домофона в приложение, просмотр камер в доме, открытие парковок и шлагбаумов через приложения и другие приятные вещи.

Но есть и другие примеры, конечно. Какой у вас был опыт? Перекладывали на жильцов?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Частное Яйцо

Ох уж Java. Мне кажется на ней можно запилить всё что угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Да, на Java можно сделать много всего, но далеко не все, к сожалению. Но каждый инструмент всего лишь инструмент. Один подходит для одних задач, и ужасен для других.
Например, для embedded устройств софт на Java - это невозможная роскошь.
А какое самое необычное использование Java вы встречали?

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда