Почему люди так быстро подсаживаются на Тикток: анализ продуктового дизайна и UX/UI-решений

Тикток эффективно работает на привлечение и удержание аудитории: это одна из самых быстрорастущих соцсетей в мире. Многие списывают успех Тиктока на алгоритмическую ленту, которая подстраивается под пользователей. Но алгоритмы хорошо работают во всех соцсетях.

Тикток использует поведенческую психологию и визуальный дизайн, чтобы увеличить вовлеченность пользователей. В этой статье команда Epic UX разбирает дизайн-решения, которые помогли Тиктоку добиться успеха.

Почему люди так быстро подсаживаются на Тикток: анализ продуктового дизайна и UX/UI-решений

UI-решения: понятный каждому интерфейс и кнопки, которые всегда под рукой

Быстрый онбординг. Стив Круг, автор книги «Не заставляйте меня думать», сформулировал основополагающий принцип веб-дизайна: «До всего важного должно быть не больше двух кликов». Тикток придерживается этой парадигмы:

  • при первом запуске приложения пользователь регистрируется или авторизуется через соцсети;
  • пользователь сразу же оказывается на экране с видео.
До контента в Тиктоке — один клик
До контента в Тиктоке — один клик

Для сравнения: онбординг в Инстаграме занимает минимум пять экранов — создать юзернейм, задать пароль, загрузить аватар, указать дату рождения, подписаться на рекомендации и так далее.

На этом моменте пользователь уже думает «Ну долго ещё?»
На этом моменте пользователь уже думает «Ну долго ещё?»

Понятный интерфейс. Тикток адаптирует механики других платформ: новому пользователю интерфейс интуитивно понятен. Свайп ленты, лайк по двойному касанию, хэштег для навигации по контенту — к этому пользователь привык.

Есть и фильтры, как в Инстаграм, и короткие видео, как в Снепчате. Понятный интерфейс снижает порог входа для новых пользователей и ускоряет их привыкание к платформе.

Тикток использует привычные жесты
Тикток использует привычные жесты

Простой экран создания видео. В Тиктоке много пожилых пользователей, которые, на первый взгляд, должны плохо обращаться с технологиями. Но вместо этого они ведут успешные аккаунты с тысячами подписчиков. Секрет в простом интерфейсе.

На экране создания видео большой список функционала: добавление музыки, фильтры, активация таймеров и специальных эффектов. Но в интерфейсе выделяется главная кнопка — «запись». А чтобы было легче, под ней — сборник шаблонов. Даже без опыта в монтаже у нового пользователя за секунды будет готов первый тикток.

<p>Тикток как бы говорит: «Не парься, просто снимай»</p>

Тикток как бы говорит: «Не парься, просто снимай»

Кнопки всегда под рукой. Основные кнопки закреплены на экране. Пользователям не нужно обращать внимание на другую часть экрана во время пролистывания.

Иконки Follow, Like, Comment, Share расположены в зоне, которую легче всего достать большим пальцем. Сами пиктограммы полностью залиты и увеличены в масштабе, чтобы не сливаться с видеоконтентом. Эти же кнопки в Snapchat расположены ниже и выглядят прозрачными — их не видно и тапать большим пальцем неудобно.

UI Тиктока позволяет пользователям более естественно взаимодействовать с ключевыми опциями и выигрывает этим у конкурентов
UI Тиктока позволяет пользователям более естественно взаимодействовать с ключевыми опциями и выигрывает этим у конкурентов

UX-решения: 6 секретов «залипательности» Тиктока

  1. Никаких отвлекающих факторов. Пользователь взаимодействует только с одной единицей контента одновременно. Он вовлекается в контент и концентрируется на экране. Варианта взаимодействия всего два: он может листать дальше или досмотреть видео до конца.
  2. Потребление контента не прерывается. При запуске приложения пользователь сразу видит видео. Оно будет воспроизводиться на повторе, пока его не смахнут.
  3. Между контентом нет буферной зоны. Ленту Тиктока невозможно быстро пролистать. Каждое новое видео центрируется на экране и останавливает скролл.
  4. Алгоритм делает все сам. Пользователь видит те видео, которые ему понравятся. Не нужно заполнять формы и обозначать свои предпочтения: лента подстраивается под поведение пользователя.
  5. Пользователь почти всегда видит что-то новое. Так работают рекомендации. Это создает эффект вознаграждения: свайпай вниз и увидишь то, чего не видел раньше.
  6. Приложение использует темные паттерны. В настройках Тиктока есть функция Digital Wellbeing для контроля времени просмотра приложения. Чтобы добраться до этой настройки, придется пробиться через принудительное продление пользовательского опыта: само приложение не предложит остановить просмотр контента. Использование тёмных паттернов осуждается в дизайн-сообществе, но не сказать о такой UX-находке Тиктока было бы нечестно.

Вывод

Продуманный лэйаут, расположение элементов, заимствование проверенных механик и сокращение лишних действий делают приложение успешным. Тикток одновременно удовлетворяет и потребность людей развлечься без усилий, и потребность бизнеса максимально быстро вовлечь пользователей в свой продукт.

Хотите больше кейсов успешного продуктового дизайна? Подписывайтесь на Epic UX — телеграм-канал Epic Growth про дизайн пользовательского опыта.

44
18 комментариев

У меня есть другая версия почему

24
Ответить

Ключевое, на мой взгляд, отличие TikTok от конкурентов (а его конкуренты — это сервисы, пожирающие внимание, типа Instagram или Youtube) в том, что алгоритмы на основе данных определяют предпочтения пользователя. То есть, бэкенд главнее фронтенда. Причем, используется не social graph (не нужно ни на кого подписываться или ставить лайки) или сторонние данные типа тех, которые запрещает iOS, а собственные данные на основе обычного смотрения или быстрого отказа от просмотра. ByteDance откатала этот подход еще в своем предыдущем большом продукте — новостном приложении Jinri Toutiao (今日头条), в России «Яндекс.Дзен» на него очень похож.

Алгоритмы, помимо пугающе точного определения подходящего пользователю контента, также лучше понимают, какое видео широко распространять, а какое — нет.

Главная страница YouTube работает по такому же принципу, но YouTube предполагает более длинные видео и обстоятельный контент. В TikTok, инфлюенсер потанцует 30 секунд — и это сразу вирусится.

На мой взгляд, UX/UI победы TikTok не на стороне смотрения, а на стороне создания контента. Вот это однозначная победа — любой человек может снять видос с песнями и плясками за полминуты.

13
Ответить

Я не подсел , не на что там подсаживаться . Прона нету телок тоже голых фиг найдешь

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Вы считаете его успеху послужил хороший UI/UX?

2
Ответить

Да плюс еще SOLID, KIS и ООП. Юез этого не взлетело бы

2
Ответить

подсаживаются быстро потому что, алгоритм подбирает для тебя интересные видео.

2
Ответить