Продажные игры. Как менеджеры обходят систему и набивают свои карманы 😈

Продажные игры. Как менеджеры обходят систему и набивают свои карманы 😈

Знаете, когда отдел продаж превращается в бермудский треугольник, в котором пропадают деньги? Когда менеджеры всерьёз берутся за обман и махинации. Основных проблем здесь две. Первая - деньги компании утекают прямо в кошелёк не честных коллег. Вторая - эти махинации не так то просто распознать.

Рассмотрим самые хитрые схемы обмана:

  • «Скидочная жила»

Менеджер продаёт товар условному ИП Переделкину с хорошей скидкой (ну правильно, а зачем ещё нужна система скидок. Всё просчитано. У компании же не убудет), а затем перепродаёт этот же товар по полной цене, ведь ИП Переделкин является кумом, сватом или братом. Получившаяся разница идёт в карман. По сути, они действуют, как типичные перекупы только «навар» формируется не за счёт накрутки, а за счёт скидки от своей же компании.

  • «Хак(взлом) бонусной системы»

Если система мотивации подразумевает премии за количество отгруженного товара, то менеджер может оформить отгрузку, только чтобы получить бонус (умничка, хорошо поработал). А затем возвращает товар, как будто передумал клиент. В свою очередь вы как добросовестный и честный управленец решаете, что отбирать бонус будет не красиво и не справедливо. Эх, знали бы вы как некоторым наплевать на эту справедливость.

  • «Отсрочка по дружбе»

Менеджер предоставляет клиенту длительную отсрочку платежа за "скромный" откат. Это как давать деньги в долг под грабительские проценты, только вместо процентов – упущенная прибыль для компании.

Почему это происходит?

  • Отсутствие контроля. 👀 Руководитель отдела продаж не следит за работой менеджеров и не анализирует показатели.
  • Кривая система мотивации. 📈 Менеджеры получают бонусы за объём продаж, а не за прибыль, что провоцирует их на махинации.
  • Излишние полномочия. 🦸‍♂ Работники имеют слишком много свободы действий, а потому легко обходят правила.
  • Дыры в управленческом учёте. 🕳 Компания не отслеживает движение товаров и денег, что позволяет менеджерам скрывать свои махинации.

Как защитить свой бизнес?

➕ Регулярно проводите инвентаризацию. 🔎 Проверяйте наличие товаров на складе, чтобы выявить недостачи.

➕ Сверяйте взаиморасчёты. 🤝 Контролируйте платежи от клиентов, чтобы избежать задолженностей.

➕ Проверяйте на аффилированность. 🕵‍♀ Убедитесь, что ваши менеджеры не связаны с клиентами или поставщиками.

➕ Отслеживайте движение денег. 💰 Проверяйте остатки на счетах и в кассе, чтобы выявить подозрительные операции.

➕ Привлеките финансового директора. 👨‍💼 Его прямая обязанность помочь вам наладить контроль и выявить мошенничество.

Но на самом деле все эти пункты можно заменить одним единственным. Доверьте этот вопрос мне, и ваш бизнес перестанет терять деньги! Поверьте, обратиться к профессионалу - равно кратно окупить вложенные в него деньги!

Жду вас в моём Телеграм канале.

20
26 комментариев

Какие то древние компании, с подобными системами) По классике, возврат ложится минусом к факту. В новом месяце продал 5 яблок, вернули 2 яблока, и факт превратился в 3 яблока.

По второму примеру, в чем разница для компании дать скидку 25% клиенту со стороны, или брату менеджера?
Как это изменит фин рез?) Особенно, если конкурентов куча.

Тема вечная с воровством, потребность будет пока на планете остались хотя бы 2 человека. Но примеры не очень, извините.

4
Ответить

Таких компаний действительно много. К тому же, для многих менеджеров подобная практика становится системной. Они как бы "занимают" у себя, чтобы получить бонус здесь и сейчас. А что там дальше - не так уж важно. Если бизнес сезонный, удачный месяц может легко перекрыть все возвраты. И тогда у менеджера, к примеру, получится 2 месяца с бонусами, вместо одного. Или заведомо просадочный месяц может принять на себя удар возвратов. И тогда у него будет хотя бы 1 месяц с бонусами, а не 0. Такая история тоже говорит о несовершенстве системы мотивации.
Во втором примере факт в том, что менеджер может и знает, как продать за полную стоимость, но делает скидку для брата, чтобы разницу забрать себе. Если сравнивать с клиентом, разницы никакой, но факт остается фактом: компания теряет деньги, потому что менеджер приносит их не ей, а себе.
Тема воровства сложная и интересная. Но важно понимать, что условия работы должны быть такими, чтобы у сотрудника не оставалось соблазнов что-то умыкнуть. Если, конечно, он не клептоман. Но это уже совсем другая история)

Ответить

Галина, а причём здесь Друзь? ;)

2
Ответить

Это игра слов)) когда менеджер обманывает своего работодателя, он, по сути кусает руку, которая его кормит. Обманывает дружественно настроенного к нему человека = обманывает друзей)

Ответить

Кривая мотивация - очень важный фактор. Понятное дело, никому не хочется быть обманутым собственными сотрудниками. Но я знаю менеджера, который иногда играл в отгрузку/возврат, если до плана оставались "считанные рубли", а допродать не получалось или клиент в последний момент откладывал сделку. Ему было обидно пахать целый месяц за голый оклад, но система мотивации строилась по принципу "все или ничего".

2
Ответить

Напишу про это отдельный материал. Иногда система мотивации бывает построена отнюдь не во благо компании... Очень часто такое встречаю в работе со своими клиентами

1
Ответить