🖐5 шагов для выбора бизнес-ниши. Больше не говорите, что не знаете с чего начать

🖐5 шагов для выбора бизнес-ниши. Больше не говорите, что не знаете с чего начать

Многие из нас хотя бы раз задумывались о создании собственного бизнеса. А те, кто уже ведет свое дело, нередко размышляют о запуске нового направления. Возникает вопрос: как выбрать подходящую нишу? Ведь правильный выбор может значительно повлиять на успех, прибыль и вашу личную удовлетворённость.

Я часто сталкиваюсь с тем, что предприниматели испытывают трудности именно на этапе выбора ниши. И так как много лет назад я взялась помогать бизнесу, надеюсь моя статья задаст нужное направление всем ищущим.

👋Привет! Вы на канале финансового директора! Для более тесного знакомства приглашаю вас в свой Telegram канал ➭ Галина Виноградова.

Как же обнаружить ту самую золотую жилу? Расписала для вас 5 простых шагов:

Шаг ❶. Инвентаризация ресурсов: что у нас в загашнике?

Прежде чем штурмовать рынок, взгляните на свои ресурсы. Я говорю не только о деньгах.

Примеры из практики:

• Опыт - наше всё

Моя клиентка была мастером по пошиву одежды. Когда у неё появился ребёнок, она задумалась о новом источнике заработка. И тут, как говорится, “карты сошлись”. Она стала успешным предпринимателем, создав бренд одежды для кормящих матерей. Т.е. её навыки и личный опыт (понимание “болей” клиентов и работа над решением проблем) помогли создать продукт, который идеально отвечал потребностям ЦА.

• Недвижимость работает.

У другого моего клиента была автошкола, но в период пандемии у него осталось много пустующих помещений. Все они были арендованные, а отказ от аренды грозил неустойкой. Вывод: эти помещения надо использовать и желательно с выгодой. Тогда мы посмотрели вордстат, проанализировали рынок и обнаружили растущий спрос на коворкинги (видимо многие не смогли запереться дома и продолжать работать, “сидя на кухне”). Вот и решение - использовать свободные площади под рабочие пространства. К тому же, у автошколы имелся мощный отдел продаж, который перенаправил свои усилия на новые задачи. В итоге клиент остался в плюсе, несмотря на тяжелейшие для бизнеса условия.

• Связи решают.

Если вы уже работали в сфере крупного бизнеса, ваша книга контактов и умение налаживать связи могут стать козырем.

• Личная заинтересованность.

Важно, чтобы вам нравилась выбранная ниша! Ваша увлечённость и стремление превратить хобби в заработок тоже можно рассматривать как ресурс. Вспомните груминг салоны, многие зоомагазины, небольшие кафе и бары, пекарни. Все они рождаются от большой увлечённости.

💪Навыки, помещения, оборудование, наработанные базы клиентов, партнёрские базы, транспорт, земля, местность и даже климат (особенно в случае с туристическим направлением), всё это может стать вашим секретным оружием.

Шаг ❷. Оценка рынка: что хочет народ?

Теперь надо понять, что происходит на рынке. Какие ниши растут, а какие умирают. На что есть спрос?

Пример: Тут вспомнилась известная история с кроксами. Шери Шмельцер начала украшать эту обувь разными значками и мелкими игрушками, которые идеально крепились в родные отверстия. Вскоре круг общения Шери заинтересовался её идеей. Вместе с членами своей семьи Шери создала интернет-магазин и наторговала на несколько миллионов долларов. А когда об этом узнали в Crocs, то предложили просто выкупить концепцию. Так появились знаменитые “джибитсы”.

💡 Мораль басни: наблюдайте за рынком, ищите тренды и экспериментируйте.

🖐5 шагов для выбора бизнес-ниши. Больше не говорите, что не знаете с чего начать

Инструменты для анализа рынка:

Яндекс.Wordstat: поможет оценить спрос на различные товары и услуги.

Google Trends: покажет, какие темы сейчас в тренде.

Отраслевые отчёты и исследования: дадут глубокое понимание выбранной ниши.

Шаг ❸. Генерация идей: соединяем пазл

🧩 Теперь пора соединить ваши ресурсы с потребностями рынка и сгенерировать идеи для бизнеса. Например:

Пришли как-то ко мне молодые люди с идеей стартапа. Они хотели продать приложение, которое в режиме дополненной реальности вписывает предметы в изображение с камеры. Сама идея не нова, но с доработками под определённую ЦА оказалась очень жизнеспособной. У разработчиков и вдохновителей было понимание, кого может заинтересовать продукт: мебельщики, дизайнеры, магазины маркетплейсов и т.д.

Шаг ❹. Тестирование гипотез: проверяем идею на прочность

🤔 Этот шаг должен уберечь вас от вкачивания денег и ресурсов в первую попавшуюся идею. Взяв пример выше, я предлагаю один из самых эффективных методов тестирования гипотезы - CustDev-интервью. Найдите представителей вашей ЦА и пообщайтесь с ними. Узнайте:

• есть ли у них на самом деле проблема, которую вы обозначили?

• насколько остро она ощущается? • сможет ли её решить ваш продукт\услуга?

• как проблема решается сейчас? • сколько времени и усилий тратится на это?

• сколько инвестиций требуется на решение задачи? И сколько готовы инвестировать на самом деле?

❗Многие проблемы ЦА может не осознавать. Получив ответы, вы обнаружите почву для принятия решения.

Пример: Мои клиенты (те, что с приложением) провели CustDev с производителями мебели.

Выяснилось, что мебельщики вынуждены создавать карточки товаров с подробным описание размеров. Дополнительно им приходится делать фотографии в интерьере или с другими предметами для демонстрации масштаба. При этом приходится подключать дизайнеров, фотографов и прочих специалистов. А ведь это всё время и деньги.

По факту, в ходе разговора сложилась первичная оценка ценности приложения. Реальная картина показала, что продукт может стоить дорого, так как решает проблему почти полностью.

Шаг ❺. Считаем и планируем: без этого никуда.

🧮 Даже если вы уверены в своей идее на 100%, не забывайте про финансовую сторону вопроса:

✦ Рассчитайте стоимость продукта или услуги;

✦ Создайте финансовую модель, которая покажет, насколько ваш бизнес будет прибыльным;

✦ Определите точку безубыточности (объем продаж, при котором вы выйдете в 0).

Одних лишь теплых чувств для бизнеса недостаточно. Нужен холодный расчет!

Знаю, что к пятому шагу фокус на пути к выбору ниши у предпринимателя рассеивается полностью. Он уже готов вгрызаться в новую бизнес-идею и запускаться. НО! Пятый шаг - это не пятая лапа, без которой можно устоять. Цифры, счёт, таблицы - это невидимый фундамент. И если вам искренне не хочется (скучно, непонятно) заниматься финансами, доверьтесь профессионалу на аутсорсе. Тогда будущий ВЫ скажете спасибо себе, прошлому)

Какой бизнес вы бы запустили сейчас?
Создание и продажа уникальных продуктов (авторские изделия, одежда, аксессуары).
Что-то из сферы услуг (салон красоты, автосервис, образовательные курсы).
Есть идея стартапа (IT-продукты, технологические новинки).
Экологически ориентированные проекты (переработка отходов, производство эко-продукции).
Социальные проекты (благотворительные организации, соц. инициативы).
Свой вариант в комментариях
Галина Виноградова (Tg: @uchot_finance)
Финансовый директор ГК "Бизнес Гарант"
22
3
1
47 комментариев

У меня всегда обратная проблема была: идей больше, чем возможностей)

3
Ответить

Может писать по статье на идею? Пусть другие реализуют!

2
Ответить

Думаю, лучше иметь идею, но не иметь возможностей, чем наоборот

1
Ответить

Значит самое время заняться анализом спроса на Ваши идеи)

Ответить

Наверное, сейчас для выбора ниши можно"посоветоваться" с нейронками типа ChatGPT. Слышал, что некоторые компании проводят кастдевы с ним вместо живых людей.

2
Ответить

да, это рабочий вариант, но нейронки нужно уметь проверять, есть риск, что они сгенерят нежизнеспособные гипотезы

2
Ответить

Ага! А потом к ним первым придет Т1000. Ну уж нет))))))))))))))))

1
Ответить