Многие из нас хотя бы раз задумывались о создании собственного бизнеса. А те, кто уже ведет свое дело, нередко размышляют о запуске нового направления. Возникает вопрос: как выбрать подходящую нишу? Ведь правильный выбор может значительно повлиять на успех, прибыль и вашу личную удовлетворённость.Я часто сталкиваюсь с тем, что предприниматели испытывают трудности именно на этапе выбора ниши. И так как много лет назад я взялась помогать бизнесу, надеюсь моя статья задаст нужное направление всем ищущим.👋Привет! Вы на канале финансового директора! Для более тесного знакомства приглашаю вас в свой Telegram канал ➭ Галина Виноградова.Как же обнаружить ту самую золотую жилу? Расписала для вас 5 простых шагов:Шаг ❶. Инвентаризация ресурсов: что у нас в загашнике? Прежде чем штурмовать рынок, взгляните на свои ресурсы. Я говорю не только о деньгах.Примеры из практики: • Опыт - наше всёМоя клиентка была мастером по пошиву одежды. Когда у неё появился ребёнок, она задумалась о новом источнике заработка. И тут, как говорится, “карты сошлись”. Она стала успешным предпринимателем, создав бренд одежды для кормящих матерей. Т.е. её навыки и личный опыт (понимание “болей” клиентов и работа над решением проблем) помогли создать продукт, который идеально отвечал потребностям ЦА.• Недвижимость работает.У другого моего клиента была автошкола, но в период пандемии у него осталось много пустующих помещений. Все они были арендованные, а отказ от аренды грозил неустойкой. Вывод: эти помещения надо использовать и желательно с выгодой. Тогда мы посмотрели вордстат, проанализировали рынок и обнаружили растущий спрос на коворкинги (видимо многие не смогли запереться дома и продолжать работать, “сидя на кухне”). Вот и решение - использовать свободные площади под рабочие пространства. К тому же, у автошколы имелся мощный отдел продаж, который перенаправил свои усилия на новые задачи. В итоге клиент остался в плюсе, несмотря на тяжелейшие для бизнеса условия.• Связи решают.Если вы уже работали в сфере крупного бизнеса, ваша книга контактов и умение налаживать связи могут стать козырем.• Личная заинтересованность.Важно, чтобы вам нравилась выбранная ниша! Ваша увлечённость и стремление превратить хобби в заработок тоже можно рассматривать как ресурс. Вспомните груминг салоны, многие зоомагазины, небольшие кафе и бары, пекарни. Все они рождаются от большой увлечённости.💪Навыки, помещения, оборудование, наработанные базы клиентов, партнёрские базы, транспорт, земля, местность и даже климат (особенно в случае с туристическим направлением), всё это может стать вашим секретным оружием.Шаг ❷. Оценка рынка: что хочет народ? Теперь надо понять, что происходит на рынке. Какие ниши растут, а какие умирают. На что есть спрос?Пример: Тут вспомнилась известная история с кроксами. Шери Шмельцер начала украшать эту обувь разными значками и мелкими игрушками, которые идеально крепились в родные отверстия. Вскоре круг общения Шери заинтересовался её идеей. Вместе с членами своей семьи Шери создала интернет-магазин и наторговала на несколько миллионов долларов. А когда об этом узнали в Crocs, то предложили просто выкупить концепцию. Так появились знаменитые “джибитсы”. 💡 Мораль басни: наблюдайте за рынком, ищите тренды и экспериментируйте.Инструменты для анализа рынка: • Яндекс.Wordstat: поможет оценить спрос на различные товары и услуги. • Google Trends: покажет, какие темы сейчас в тренде. • Отраслевые отчёты и исследования: дадут глубокое понимание выбранной ниши.Шаг ❸. Генерация идей: соединяем пазл 🧩 Теперь пора соединить ваши ресурсы с потребностями рынка и сгенерировать идеи для бизнеса. Например:Пришли как-то ко мне молодые люди с идеей стартапа. Они хотели продать приложение, которое в режиме дополненной реальности вписывает предметы в изображение с камеры. Сама идея не нова, но с доработками под определённую ЦА оказалась очень жизнеспособной. У разработчиков и вдохновителей было понимание, кого может заинтересовать продукт: мебельщики, дизайнеры, магазины маркетплейсов и т.д.Шаг ❹. Тестирование гипотез: проверяем идею на прочность 🤔 Этот шаг должен уберечь вас от вкачивания денег и ресурсов в первую попавшуюся идею. Взяв пример выше, я предлагаю один из самых эффективных методов тестирования гипотезы - CustDev-интервью. Найдите представителей вашей ЦА и пообщайтесь с ними. Узнайте:• есть ли у них на самом деле проблема, которую вы обозначили?• насколько остро она ощущается? • сможет ли её решить ваш продукт\услуга?• как проблема решается сейчас? • сколько времени и усилий тратится на это?• сколько инвестиций требуется на решение задачи? И сколько готовы инвестировать на самом деле?❗Многие проблемы ЦА может не осознавать. Получив ответы, вы обнаружите почву для принятия решения.Пример: Мои клиенты (те, что с приложением) провели CustDev с производителями мебели.Выяснилось, что мебельщики вынуждены создавать карточки товаров с подробным описание размеров. Дополнительно им приходится делать фотографии в интерьере или с другими предметами для демонстрации масштаба. При этом приходится подключать дизайнеров, фотографов и прочих специалистов. А ведь это всё время и деньги.По факту, в ходе разговора сложилась первичная оценка ценности приложения. Реальная картина показала, что продукт может стоить дорого, так как решает проблему почти полностью.Шаг ❺. Считаем и планируем: без этого никуда. 🧮 Даже если вы уверены в своей идее на 100%, не забывайте про финансовую сторону вопроса: ✦ Рассчитайте стоимость продукта или услуги; ✦ Создайте финансовую модель, которая покажет, насколько ваш бизнес будет прибыльным; ✦ Определите точку безубыточности (объем продаж, при котором вы выйдете в 0).Одних лишь теплых чувств для бизнеса недостаточно. Нужен холодный расчет!Знаю, что к пятому шагу фокус на пути к выбору ниши у предпринимателя рассеивается полностью. Он уже готов вгрызаться в новую бизнес-идею и запускаться. НО! Пятый шаг - это не пятая лапа, без которой можно устоять. Цифры, счёт, таблицы - это невидимый фундамент. И если вам искренне не хочется (скучно, непонятно) заниматься финансами, доверьтесь профессионалу на аутсорсе. Тогда будущий ВЫ скажете спасибо себе, прошлому)Какой бизнес вы бы запустили сейчас?Создание и продажа уникальных продуктов (авторские изделия, одежда, аксессуары).Что-то из сферы услуг (салон красоты, автосервис, образовательные курсы).Есть идея стартапа (IT-продукты, технологические новинки).Экологически ориентированные проекты (переработка отходов, производство эко-продукции).Социальные проекты (благотворительные организации, соц. инициативы).Свой вариант в комментарияхГалина Виноградова (Tg: @uchot_finance)Финансовый директор ГК "Бизнес Гарант"
У меня всегда обратная проблема была: идей больше, чем возможностей)
Может писать по статье на идею? Пусть другие реализуют!
Думаю, лучше иметь идею, но не иметь возможностей, чем наоборот
Значит самое время заняться анализом спроса на Ваши идеи)
Наверное, сейчас для выбора ниши можно"посоветоваться" с нейронками типа ChatGPT. Слышал, что некоторые компании проводят кастдевы с ним вместо живых людей.
да, это рабочий вариант, но нейронки нужно уметь проверять, есть риск, что они сгенерят нежизнеспособные гипотезы
Ага! А потом к ним первым придет Т1000. Ну уж нет))))))))))))))))