Подкрутили гайки на 1,5 млн в месяц. Кейс: пассажирские перевозки

Подкрутили гайки на 1,5 млн в месяц. Кейс: пассажирские перевозки

Не так давно отчаяние привело к нам владельца крупной автобусной компании. Его бизнес перевозил тысячи пассажиров, выручка росла, а вот прибыли не было. Ситуация была настолько серьёзна, что ещё чуть-чуть и ему самому бы пришлось ехать до нас на автобусе. Дело в том, что он поддерживал жизнь компании, вкладывая свои и кредитные средства, чтобы только "затыкать финансовые дыры".

Ответственный финдир такого не допустит. Для него есть несколько, как это модно говорить, Red flags (красных флагов). Например, расходовать неотработанные (предоплатные) деньги или полностью тратить свободные средства, не выделив из них часть в резервный фонд. Ну и спасать бизнес за свой счёт отправляется в эту же копилку. А вот, например, самому кредитовать свой бизнес - это уже более правильный подход (ещё и на налогах сэкономить можно. В этой статье описано как). Существует масса подобных правил и приёмов, которыми должен владеть опытный финансовый директор. Если интересно узнать больше, записывайтесь на консультацию - финдиректор ГК “Бизнес Гарант”, Галина Виноградова

Вернёмся к нашим баранКам.

Дано:

  • На балансе у предприятия имеется 60 автобусов разной вместительности
  • Штат сотрудников насчитывает около 200 человек
  • Ориентировочная выручка - около 30 млн. руб.\месяц
  • А также убытки и растущие долги

Шаг 1: Собрали финансовую мозаику

Заглянув в бухгалтерию мы увидели, что дела ведутся в 1С + модуль 1С “Управление автотранспортом” + прочих разрозненных таблицах.

Собрав классический отчет о движении денежных средств (ДДС) мы увидели подтверждение слов собственника - денежный поток от операционной деятельности в последние месяцы был отрицательным. Проблему пытались решать с помощью новых вливаний денег и кредитов. Но это все равно, что тушить огонь бензином — долговая нагрузка только росла.

Шаг 2: Разобрались с затратами

Кстати, о бензине! Перейдя к отчету о прибылях и убытках, мы заметили, что очень большие суммы уходят на ГСМ. Кто-то возразит “Естественно! 60 автобусов съедают столько, что кажется двигатели работают на купюрах!” Но финдир не финдир, если не возьмётся за расчёты! Как оказалось, нормы расхода горюче-смазочных материалов были завышены, это во-первых! А ежемесячные списания происходили сверх норм, это во-вторых. Мы привели расходы в соответствие с рекомендациями Минтранса и внедрили систему мотивации, где перерасход топлива прямо влиял на зарплату. Эти меры высвободили 500.000 рублей в месяц!

В существующей бухгалтерии ничто не указывало на утечки. …это в назидание тем, кто не верит в силу отчёта о прибылях и убытках💪 (в нужных руках).

Шаг 3: Оптимизировали закупки

Продолжили разбирать бизнес по запчастям и заметили, что эти самые запчасти, масла, аккумуляторы, автошины и другие расходники могут принести свою “копеечку”. Анализ показал, что закупочные цены были на 10-15% выше среднерыночных. Мы предложили собственнику лично пересогласовать прайс с поставщиками. Эта стратегия привела к снижению цен на 10% и принесла еще 300.000 рублей в месяц!

Но и это не всё! В качестве профилактической меры было решено применить один лайфхак - внедрение конкурсной системы закупок на поставки с суммой более 100.000 руб. Теперь компания сможет получать только лучшие предложения.

Шаг 4: Рационализировали усилия

Далее выяснилось, что некоторые автобусы “катали воздух”. Суть в том, что в рейс мог выйти большой автобус (на 43 места), но проданных билетов было мало - скажем, треть от полного объёма.

Мы взявшись за оптимизацию работы автобусного парка. Для этого было предложено ввести гибкую систему подачи транспорта. Как и рассчитывалось, эти меры принесли предприятию ещё 400.000 рублей.

🤯Из-за максимального сопротивления водителей этот шаг оказался самым сложным. Уладили вопрос элегантно - правильной мотивацией.

Шаг 5: Настроили денежные потоки и запустили бюджеты

Так как часть денег поступала от продажи билетов на сторонних автовокзалах, какие-то суммы задерживались у них. Мы пересмотрели график оплат и согласовали еженедельные перечисления. Так удалось выйти на положительный денежный поток. На этом этапе компания уверенно и планомерно начала гасить свои долги.🚀

Шаг 6: Наметили стратегию развития

Затем мы разделили структуру компании на центры финансовой ответственности (ЦФО). Утвердили планы и бюджеты и привязали мотивацию сотрудников к их выполнению. Конечно, такие перемены тоже не были приняты сотрудниками сразу. Но результаты говорят сами за себя: за три месяца платежи выровнялись, а экономия составила еще 1.000.000 рублей.

Итог

С данным ПАТП мы работали год. За это время компания вышла в плюс, и сейчас рентабельность бизнеса составляет 9%. Долги планомерно закрываются, запланировано обновление автопарка. Кстати, и с этим вопросом один на один собственник не останется. После соответствующих расчётов мы дадим рекомендации, как можно обновиться с максимальной выгодой.

А ваш бизнес сталкивался со скрытыми финансовыми проблемами? Как удалось их распознать?

1616
88
41 комментарий

У вас гугл, что ли, вместо корректора?

https://gramota.ru/meta/neotrabotannyy ;)

3
Ответить

В гугл доках часто подсвечивает что-то верное как ошибку. Грамота очень выручает))

3
Ответить

А я и не заметила даже. Кажется, пора снова открывать учебники☺️

1
Ответить

Я ждала ваш комментарий, Вячеслав! Большое спасибо))))

1
Ответить

Такие статьи скоро будут инструкцией для мошенников)

3
Ответить

Думаю, они и так все уже знают)))))

1
Ответить

Почему?)

Ответить