Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

У нас на рынке принято показывать только успешные кейсы. Но давайте будем честны — случается всякое. Хочу рассказать вам один пример, как несогласованность действий в отделе маркетинга нашего клиента чуть не привела к репутационной катастрофе.

В конце 2022 года к Acoola Team обратился один из старейших брендов охранных систем в России. Компания с 30-летней историей развивалась в ногу с технологиями: выросла из охранного агентства в разработчика-интегратора полного цикла и цифровизировала свои услуги. Бренд работал сразу на несколько аудиторий:

  • с частными лицами;
  • малым, средним и крупным бизнесом;
  • владельцами коммерческой и некоммерческой недвижимости.

В 2022 году компания столкнулась с необходимостью уйти от наработанной годами волны онлайн-негатива. Мы предложили план действий в рамках репутационного менеджмента с расчетом на год.

Все могло быть просто. Но не в этот раз 🙃
Наш парусник несколько раз пришлось переоборудовать в галеру.
Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Расскажу про наши приключения с этим кейсом и о том:

  • как бизнес легко провоцирует волну негатива даже при высоком качестве услуг,
  • почему командная работа с постоянной коммуникацией в критически опасной ситуации – единственно верный вариант,

а также покажу цифры и графики за 2023 год, на которых наглядно виден результат не самого удачного решения заказчика.

Выходим в море ORM, друзья!

В море брызг не миновать: когда накрывает волна негатива

Клиентская оценка услуг выстраивается в трех позициях: позитивной, нейтральной и негативной. Наличие негатива – нормальная часть рабочего процесса хотя бы потому, что невозможно нравится всем. Однако в реалиях интернет-поиска большой процент негатива и низкие рейтинги – серьезная проблема для бизнеса. Это влияет на продажи

Как настоящие Акулы, сравним такой кризис с моментом, когда на корабль надвигается опасная волна. В мореходной практике предполагается уйти от волны, т.е. держать при попутном шторме столько парусов, чтобы волна не могла догнать и накрыть судно.

К примеру, у нашего заказчика на момент обращения уровень негатива составлял 29% и оказался равен количеству положительных отзывов.

Средний рейтинг бренда не поднимался выше 3,65 звезд. Так как на разных площадках рейтинг варьировался от 2 до 4 звезд, потенциальные клиенты чаще предпочитали продолжить поиск и выбрать другую компанию.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Спасительный курс: в чем польза ORM для бизнеса

Онлайн-негатив в отзывах, комментариях и рейтингах может быть спровоцирован:

  • низким качеством услуг, их несоответствием реальности, дороговизной;
  • отсутствием обратной связи, несвоевременным обновлением информации, откладыванием на потом работы над онлайн-репутацией (ORM);
  • из-за маркетинговых мер, которые могли бы сработать на результат, но не смогли 🧐

Если первая проблема (логично) требует всестороннего улучшения качества продукта / услуги изнутри, то вторую и третью решают такие ребята, как мы.

ORM (англ. Online Reputation Management / Онлайн Репутационный Менеджмент) – эффективный и актуальный набор инструментов, который помогает бизнесу работать с онлайн-репутацией. Его важно учитывать в общей стратегии маркетинга, использовать в связке с другими инструментами.

И именно ORM способен увести бизнес от волны негатива.

Мы предложили заказчику поработать над онлайн-репутацией с помощью отзывов и комментариев, чтобы решить следующие проблемные задачи:

  • поднять низкий рейтинг в поисковых системах, который отталкивал потенциальных клиентов;
  • укрепить экспертизу компании в охранной сфере;
  • сократить количество негативных отзывов и увеличить долю положительных;
  • увеличить снизившийся клиентский поток.
Читать эти комментарии до сих пор больно
Читать эти комментарии до сих пор больно

Как мы планировали увести клиента от волны негатива

Для работы с негативом и привлечения дополнительной аудитории мы предложили следующий план:

  • Мониторить информационное поле: упоминания в СМИ и соцсетях, мессенджерах, выдачу бренда и его позиции в поисковых системах. Ежедневно – через автоматическую систему для отслеживания общей динамики, еженедельно – с подключением аналитика для отслеживания новых отзывов и перемещения площадок.
  • Участвовать в обсуждениях и посеять оптимальное количество положительных отзывов, чтобы нивелировать негатив и перекрыть предыдущие комментарии.
  • Общаться с клиентами на гео-сервисах и сайтах-отзовиках от лица официального представителя – чтобы настроить обратную связь, обжаловать необоснованные негативные отзывы, нападки конкурентов или отзывы, нарушающие правила сервисов.
  • Работать с рейтингами на приоритетных ресурсах – выйти на уровень не менее 4,5 звезды в разных городах, получить совокупный рейтинг не менее 4 звезд.
  • Улучшить тональность на площадках и снизить негатив – на уровень ниже 10%.
  • Привлечь дополнительное внимание к бренду благодаря партизанскому маркетингу – через новые ветки обсуждений и диалогов на сторонних форумах.

Курс был принят, и от волны негатива клиентский корабль в буквальном смысле стал уходить бодро и уверенно. Оцените наши показатели ниже.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Каких результатов мы добились за год сотрудничества

Динамика тональности площадок

К началу 2023 года ситуация оценивалась как критическая: сравнялось количество площадок с положительной тональностью и отрицательной – 29% и 29%.

К концу года количество положительных площадок увеличилось до 48%, а отрицательных снизилось до 9%.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

К октябрю 2023 года, благодаря выбранной стратегии, нам удалось снизить долю негатива с 29% до 7%, а средний рейтинг поднять до 4,07 звезд. Тенденция в росте показателей стабильно сохранялась.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Но! Этот кейс не был бы поучительным и полезным, если бы не ситуация, которая произошла со стороны клиента без нашего согласования в октябре 2023 года. И ниже вы увидите последствия несогласованности.

Пока уходили от одной волны, нас накрыла другая 🙃

В ноябре 2023 года наш клиент решил запустить рекламную кампанию для своих услуг с телефонным информированием (если проще — телефонная атака на пользователей, которую многие сочли спамом).

С одной стороны, клиент не обязан согласовывать такие решения с подрядчиком. С другой, совместное обсуждение и наша экспертиза помогли бы просчитать риски, продумать стратегию и минимизировать репутационные риски.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Так как этот шаг существенно повлиял на результаты нашей работы. Мы получили новую волну негативных реакций от пользователей, что привело к снижению рейтинга.

Динамика среднего рейтинга за 2023 год в целом составляла 0,28 единиц. Однако в ноябре мы видим существенное снижение.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Детальнее изменения рейтинга можно проследить на отдельных площадках. Например, мы рекомендовали продолжить увеличивать количество публикуемых сообщений на Яндекс.Карты. Обратите внимание, как выправился рейтинг в Ростове-на-Дону, Туле и Нижнем Новгороде. Также к концу года существенно поправилась ситуация в Екатеринбурге.

Зато из-за несогласованной телефонии снизились рейтинги в Москве и Санкт-Петербурге.

Рейтинг клиента в разных городах на карточках Яндекс.Картах, высвечивающихся в ТОП-20 выдачи
Рейтинг клиента в разных городах на карточках Яндекс.Картах, высвечивающихся в ТОП-20 выдачи

Проследить динамику рейтинга в ходе нашего сотрудничества еще интереснее в рамках работы с карточками из ТОП-20 на Google Maps. Наиболее классных показателей мы добились в Воронеже (5 звезд), Казани (4,3) и Санкт-Петербурге (4,2). Вышли на уверенные 4 звезды в Туле. В остальных городах присутствия рейтинг варьировался от 2,5 до 3,7 звезд.

Примечательно, что на Москву телефония сработала отрицательно, что также повлияло на региональные площадки.

Рейтинг клиента в разных городах на карточках Google Maps
Рейтинг клиента в разных городах на карточках Google Maps

Успешная работа была проведена с карточками 2ГИС. Здесь нам удалось вывести рейтинг до уверенных 4 звезд и выше. Наиболее удачно прошла работа по Екатеринбургу, Нижнему Новгороду и Омску.

Однако в Москве, Нижнем Новгороде и Омске явно не любят, когда услуги промотируют по телефону.

Уходим от волны негатива на веслах: как мы боролись за онлайн-репутацию клиента, который «знает, как лучше»

Командная работа, доверие и согласованность – единственные ключи к успеху

Очевидно, что работа с репутацией, особенно у крупных клиентов, должна вестись полноценно и согласованно, иначе она не принесет результата. Как набор инструментов, ORM-маркетинг может буквально обновить представление о бренде: поменять к нему отношение, подсветить сильные стороны и приглушить слабые. Но происходит это только в том случае, когда вы работаете сообща, особенно – когда приходите за свежим взглядом и помощью к сторонним профи.

У любого бренда и так полно проблем извне: конкуренты, диванные критики, недовольные клиенты. А неумелые или самоуверенные специалисты внутри, неготовые к диалогу, и вовсе могут нанести бренду серьезный ущерб и заставить его враждовать с самим собой.

Какую бы ORM-стратегию ни выбрал бренд, сколько бы отзывов ни публиковалось, необдуманные и неконтролируемые действия со стороны клиента способны обнулить лучшие результаты. Представленный кейс показывает, что именно неконтролируемый телемаркетинг, запущенный клиентом, едва не откатил наработанные нашей командой результаты до уровня марта 2023-го.

Чтобы справиться с новой волной негатива, мы провели «поддерживающую терапию», но в некоторых городах рейтинг так и не удалось вернуть к лучшим показателям. Гребем дальше :)

По итогам сотрудничества мы сделали для себя выводы, которые всегда будут актуальны любому бизнесу:

  • Слушайте и доверяйте специалистам, к которым вы пришли за помощью. Хорошая команда предложит те меры, которые будут полезны именно вашему бизнесу.
  • Придерживайтесь стратегии и плана действий, которые выстроили для вас специалисты. Они ориентированы на преодоление кризисной ситуации.
  • Хотите проявить инициативу и реализовать свою маркетинговую идею – обязательно обсудите ее с командой, которую вы наняли. Ваши действия могут стать той самой палкой в вашем же колесе.
  • Всегда оставайтесь на связи, интересуйтесь результатами, задавайте вопросы, если чего-то не понимаете – здоровая деловая коммуникация один из важнейших инструментов в бизнес-процессах. Особенно, когда вам предстоит вместе уходить от опасной волны 🙂
4141
11
18 комментариев

Ну то есть нагнали клиенту фейковых положительных отзывов?

2
Ответить

Не-не. "Посеяли"!

Ответить

Интересный кейс. Но я даже не знаю, что можно было бы сделать. Если обзвон роботом это постоянный источник трафика, то негатив будет и его никуда не деть.
В то же время это довольно дешёвый источник трафика и не все будут готовы отказаться от него.

2
Ответить

Благо в нашем кейсе это было разовая акция. Такой трафик протестировали и больше не запускали.

Ответить

Ну вообще вся ответственность на стороне клиента. Да, грустно, что приходится с этим сталкиваться агентству, но есть вероятность, что дешевизна трафика от обзвона роботом позволяет покрыть услуги реп менеджмента на пол года вперед. И проще платить агентству (подчищать негатив) и продолжать зарабатывать на бесячем боте

2
Ответить

Это не очень дальновидно. В какой-то момент накопительный эффект в рамках репутации станет таким, что его сложно уже будет реанимировать, но вы правы — клиент сам расставляет приоритеты. Хорошо, что нам удалось оперативно просигнализировать ребятам какие последствия могут быть.

Ответить

Соглашусь, что все-таки любые виды маркетинга должны быть контролируемыми, и если мы видим негативную реакцию, нужно все тормозить, иначе можно все похерить

1
Ответить