Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Это пост о том, что такое хакатон и его пользе, о нашем кейсе и опыте участия в хакатоне Россетей, о том, как можно быстро и с небольшим бюджетом получить минимально жизнеспособное решение в сфере компьютерного зрения в, казалось бы, очень короткие сроки: 24 часа вместо привычных для MVP 3-4х месяцев.

Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Наша цель: Показать вам, как снять основные риски, и перед тем, как вливать ощутимый бюджет, за относительно небольшие деньги получить осязаемое ИИ решение под ваши задачи. И делать так, можно не только при помощи хакатонов.

ЧТО ТАКОЕ ЭТОТ ВАШ «хакатон»?

Углубляясь в этимологию слова, мы получаем гибрид двух: хакер и марафон. Сегодня хакатоны проводятся не только по программированию, это соревнования, где специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

“По сути, хакатон — это соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта (например, веб-сервис или мобильное приложение) для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик.

Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций. Команды собираются по 3-5 человек: разработчики, дизайнеры, аналитики, маркетологи и другие специалисты ИТ-сферы. Длиться такой марафон может от нескольких часов до недели. Когда хакатоны только стартовали в начале нулевых в Кремниевой долине, участники часто приходили вместе со спальными мешками и совсем не покидали площадку. Если люди непрерывно работают в команде в таком формате, у них часто получается найти нетривиальные решения для привычных задач.”

Как это происходит сейчас?

В условиях пандемии хакатоны перешли некоторые в онлайн. В одном их таких и участвовала команда VisionSystems.

Исключая формат мероприятия, остальные контрольные точки остались такими же.

Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток), это обычно пицца и энергетики. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.

Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.

Кто организатор?

Организовать хакатон может профильный event-подрядчик.

Одни из самых известных: Angel Hack, TechCrunch, Russian Hackers, Актум, Boosters Pro и Zucker Studio. Также организатором может выступить технологический акселератор или корпорация.

Чаще всего корпорации, венчурные фонды и другие крупные игроки только финансируют эти мероприятия, преследуя плюс-минус подобные цели:

  • Найти талантливых, креативных специалистов или целые команды;
  • Решить конкретную бизнес-задачу;
  • Запустить пилот нового приложения или сервиса;
  • Инвестировать в перспективные проекты на ранней стадии.

Корпорации типа Microsoft, Google, Facebook регулярно проводят хакатоны.

В России от тренда не отстают Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Тинькофф и другие. Они проводят как внутренние, так и внешние хакатоны. Цели все те же — привлечение ценных кадров, развитие корпоративной культуры и реализация новый идей.

Какая выгода?

Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства.

Ну и забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона. (Если предложила)

Спонсоры и крупные компании на таких ивентах находят проекты и команды, которые решают их проблемы или задачи эффективнее и быстрее, чем они бы сделали это своими ресурсами. Бывают, когда созданные на хакатонах продукты привлекали большие инвестиции и были куплены корпорациями, но чаще всего компании стараются не упускать новаторские продукты и идеи для собственных сервисов.

Кстати, приложение MSQRD, которое купил Facebook в 2016 году, создали именно на хакатоне.

Наш кейс

Компания Россети дала задачу на определение положения элегазового выключателя на их подстанциях.

Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Подстанции расположены на удаленных от города площадках. Это затрудняет передачу сигнала через камеры, а учитывая все риски, исходящие от даже небольшой ошибки, отраслевые правила требуют от персонала визуально убедиться в отключенном/включенном положении аппаратов для дальнейшего оперирования с оборудованием.

Это дорого — выезд машины и бригады из 3-х человек только для визуального контроля. Это долго, удаленные подстанции находятся в сотнях километров и добраться до них займет несколько часов. Это сложно назвать оптимизацией работы.

Решением было методами компьютерного зрения локализовывать на кадре элегазовый выключатель, определять его положение, и дальнейший мониторинг этого положения.

Детали зависели от ранее уже обозначенного канала связи: слабый он или сильный.

Рассмотрим оба случая:

При сильном сигнале канала связи используется камера на объекте: на каждый объект камера. Она передает сигнал на удаленный сервер модуля распознавания, который, в свою очередь, анализирует видео и передает ответы о положении выключателя в реальном времени. Это не тратит большое количество места на сервере, так как отправляется не вся картинка целиком, а уже проанализированная информация, где гипотетический 0 — нет, а гипотетический 1 — да.

Ответы модуля распознавания на предоставленный датасет:

  • «status_of_switcher»: 1, «confidence»: 1.0, «processed_frames»: 98, «video_duration»: 32, «time_execution»: 26.38
  • «status_of_switcher»: 0, «confidence»: 0.95, «processed_frames»: 144, «video_duration»: 31, «time_execution»: 27.67

При слабом канале связи будут использоваться также, камеры на каждом объекте, но уже сигнал передается не на сервер модуля, а на коробочное решение: небольшая коробочка, размером примерно с классический смартфон, которая также расположена на объекте. Она анализирует видео и отправляет мета-данные и отдельные кадры оператору.

По сути, компьютерное зрение определяет положение выключателя и, в зависимости от канала связи, передает информацию.

Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Что это даст заказчику?

Это значительно уменьшит количество выездов бригад для визуального осмотра в дневное время. Сейчас, на выезд и проверку оборудования, специалисты тратят около 4х часов.

С нашим решением будет экономиться время, которое можно будет оптимизировать для выполнения других задач: мы уменьшим в 20 раз время на определение состояния приборов и датчиков на подстанциях: с нескольких часов до 5-10 минут, за счет ИИ решения.

Помимо выгоды для компании, такая оптимизация позволит без промедления запускать аварийно-ремонтные работы и восстанавливать отпуск эл.энергии

Что мы делали?

В рамках пилота (за 24 часа):

Для реализации нам потребовалось создать инфраструктуру видеоаналитики на объектах, собрали все необходимые данные, интегрировали решение. Провели тюнинг модулей распознавания на основе реальных данных и включили в аналитику дополнительные датчики для мониторинга.

Для промышленного решения это будет:

  • масштабирование для полного цикла аналитики
  • включение в аналитику новых датчиков и приборов для мониторинга
  • создание единой системы видеоаналитики для всех объектов Россетей.

То есть мы на хакатоне отмакетировали основные R&D риски (которые можно было закрыть за это время) и оставили на масштабирование самые долгие но уже сейчас понятные работы.

И таким образом мы полностью решили проблему, дали заказчикам представление о том, как это будет работать, о сроках и стоимости проекта и все это за 24 часа.

Интересно, что мы смогли так поступить с AI-проектом, у которого технологический порог входа выше, чем для среднего решения в веб-разработки, с которыми уже привыкли работать на хакатонах, и которыми уже мало кого можно удивить.

Почему это было для нас легко?

Чтобы выполнить такие макетирования, команда уже должна обладать определенными навыками и опытом, а именно:

  • Делать упор не только на сильную технологическую базу, но и на продуктовый подход. Чтобы придумать, как из ИИ выкроить за несколько часов ценность. Тут очень поможет навык быстрой проверки гипотез.
  • Иметь в портфолио кейсы похожей тематики, потому что их наработки можно адаптировать к уже имеющейся задаче, нам помогли вот эти:

Детекция фрода на кассах — система на существующей инфраструктуре банка по видеопотоку может обнаружить валюту и сверять эти события с автоматизированной банковской системой учета операций, контролируя мошеннические действия.

Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Распознавание лиц для ВКС — умный поиск, учитывающий дополнительные параметры при ранжировании похожих лиц сотрудников; разработка своего пайплана работы каскада нейронных сетей и алгоритмов машинного обучения для быстрого поиска совпадений по всем лицам в кадре, детекции и 3D reconstruction для выравнивания изображений и проверки допустимых ограничений для запуска распознавания поворота лица

Как сделать осязаемый AI-продукт за 24 часа для крупной корпорации

Плюсом у нас уже был опыт работы с крупными клиентами, такими как СберБанк, Центр-Инвест банк. К слову, с этим кейсом мы выиграли региональный этап, прошли в финал и вышли на всероссийский уровень.

В целом

Хакатон — отличная площадка, чтобы проверить силы для новичков и для уже опытных игроков. А еще это хороший способ протестировать прототип AI-решения, не потратив при этом больших сумм и уйму времени. К примеру, пока заказчик не «пощупает» разработку, проект на основе МЛ для него словно black-бокс. Для него разумно опасаться и триста раз подумать, а надо ли оно ему? Готовое решение за 20 часов не сделаешь, но придумать, что удастся заложить в прототип, который можно пощупать, сняв максимум рисков и вынести за пределы хакатона. Такой прототип можно легко объяснить заказчику, он даст понимание, что и как делать дальше, и стоит ли овчинка выделки.

Выгода же компании-заказчика в том, что за короткий промежуток времени и небольшой бюджет (относительно полноценного решения), компания получает прототип технологического решения, оценивает его жизнеспособность, выгоду и применяемость.

Это снимет главный риск: поверив в идею, надолго уйти в разработку сложного технологичного решения, потратить бюджеты и прийти к тому, что идея полное, дорогое и не работающее нечто!

Нам попался кейс, который идеально подошел нам по виду нашей деятельности вне форума: мы консультируем, разрабатываем готовые решения для бизнеса в сфере компьютерного зрения и машинного обучения. Примечательно, что такие прототипы можно получить не только в рамках хакатона.

Если остались вопросы — пишите в комментарии или сразу в фейсбук

1111
14 комментариев

Это же государственная компания, для них, это деятельность ради деятельности.

4
Ответить

Мы можем рассказать только о своем опыте. Подход, который мы описали в статье, отлично работает и с частным бизнесом.
В случаях когда у компании уже согласован весь бюджет, мы стараемся на первых стадиях, погружаясь в тему, оценить основной риск, чтобы у заказчика было больше ресурсов в управлении.

Бывают случаи, когда заказчик не хочет разрабатывать до исследований и можно либо месяцы его убеждать, либо согласовать небольшой бюджет, который все равно потратили бы на пресейл, и дальше развивать завершенное решение увеличив бюджет.
Иначе получится, что часть ресурсов заложена в пресейл, а достаточный бюджет на разработку еще не выделен.
У вас большие затраты на пресейле, и не получается сделать хорошее/качественное решение на первой итерации в рамках согласованного бюджета.

Хорошо что госкомпания пошла путем, который успешно применяется на практике.

1
Ответить

А как вы, за 24 часа отмакетируете технологию в которой нужна точность, к примеру 90%?

2
Ответить

Есть ряд кейсов, в которых за 24 часа абсолютно все риски не снять. Но в таких случаях, очень часто оказывается, что у заказчика еще не готовы данные.
За 24 часа можно перебрать с заказчиком все данные, оценить что на них реально построить, дать рекомендации, что нужно дособирать.

В итоге, останется риск, удастся ли получить ваши 90%, но снимутся риски того, что в целом задача не выполнима, или к примеру поймем, что с текущими данными точность выше 70% не получить.

В таком случае, за 24 часа мы бы провели полный круг сбора данных, макетирование первого решения, и выяви для заказчика главный риск - хватит ли нам данных для достижения такого качества. 

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Информация о положении и так поступает на центральный пульт, отраслевые правила требуют визуального контроля положения.

1
Ответить

24 часа Продукт

А потом приходят стартаперы и корпораты и начинают втирать - ну вот же у Гугла уже есть, ну вот же ребята за 24 часа сделали. Антирекламу, короче, сами сделали.

1
Ответить