Бенчмаркинг: что такое и зачем он нужен

Бенчмаркинг: что такое и зачем он нужен

Бенчмаркинг(от англ. benchmark — критерий, ориентир) — набор методик, которые позволяют изучить опыт конкурентов и внедрить лучшие практики в своей компании. Как правило, этот инструмент используют, чтобы сравнить свой бизнес с лучшими компаниями на рынке, то есть с эталонами. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.
Такой анализ позволяет топ-менеджерам принять взвешенные решения при разработке стратегии компании — определить, на кого равняться на рынке (или установить, что компания сама является лидером), определить целевые показатели компании и модель развития.
История появления

Бенчмаркинг как инструмент анализа рынка стал использоваться компаниями в во второй половине XX века. Одной из первых на практике этот метод применила компания Rank Xerox в период кризиса в конце 1970-х годов. Тогда компания потеряла значительную часть рынка, уступив место Kodak, Canon и другим. Чтобы вернуть прежнюю конкурентоспособность, Rank Xerox сравнила свои показатели с показателями конкурентов по пунктам: производственные затраты, способ сборки копировальных аппаратов удовлетворенность клиентов и так далее. Это помогло компании оптимизировать бизнес-процессы, в том числе за счет сокращения затрат на дистрибуцию, и стать лидером в своем сегменте рынка копировальных аппаратов.

Задачи бенчмаркинга

Бенчмаркинг: что такое и зачем он нужен

Виды бенчмаркинга

Технический бенчмаркинг

Применяется для сравнения продуктов, в том числе их технических особенностей. Чаще всего его проводят проектировщики и продакт-менеджеры — они оценивают дизайн, полезность, пользовательские сценарии.

Конкурентный бенчмаркинг

В этом случае сравнивают не только продукты, но и основные ценности, например, отношение к клиентам.

Внутренний бенчмаркинг

Направлен на улучшение вашего бизнеса путём сравнения его с прошлыми данными вашей компании. При этом можно сравнивать между собой работу нескольких филиалов или подразделений.

Стратегический или глобальный бенчмаркинг

В этом случае берут за ориентир не лидеров отрасли, в которой работает компания, а лидеров в других отраслях. Например, компания, продающая мебель, может поучиться командному менеджменту у цветочных компаний.
Как провести бенчмаркинг?

1. Определите отрасль

Это важный этап, который мы проводим до начала работ, поскольку от него напрямую зависит результат. Вам нужно определить отрасль, в рамках которой вы будете искать те самые бенчмарки (классные идеи).

2. Соберите данные

Ключевой этап исследования. На этом этапе мы собираем данные для анализа в интернете. Бывает, что заказчики сами присылают часть данных для анализа (например, исследование рынка). Спросите, есть ли у них такие данные.

3.Выявите тренды, успешные кейсы отрасли

Проведите анализ полученных данных: определите какие из решений стали успешны и почему, выявите тренды, найдите примеры автоматизации того или иного процесса.

4. Трансформируйте решения под бизнес заказчика

На основе трендов накидайте с десяток идей, как эти тренды можно адаптировать под бизнес компании.

5. Составьте список предложений, готовых для реализации

Для каждого решения рассчитайте ориентировочную смету и сроки разработки. Так заказчику будет проще принять решение внедрять ту или иную фичу или нет.

6. Оформите итоговый отчет в виде презентации

В презентации опишите как прошло исследование, укажите список источников, поделитесь результатами исследования (какие тренды выявили), составьте список готовых к реализации предложений.

22
Начать дискуссию