Эффективность советской методики обучения чтению: что же потеряли современные школы?

Современная система начального образования сильно изменилась по сравнению с советским временем, особенно в области обучения чтению. Без сомнений можно выделить семь значительных отличий между методиками, применяемыми сейчас, и теми, что использовались ранее.

1. Изменение количества уроков чтения.

В прошлом на формирование навыка осознанного чтения в первом классе отводилось 416 уроков. На каждую неделю приходилось по 15 уроков. Сегодня в программе осталось только 132 урока, из которых 92 посвящены звукобуквенному анализу, не имеющему к процессу чтения никакого отношения. Таким образом, на обучение чтению остаётся лишь 40 уроков, что в десять раз меньше, чем было в школах с 1930-х до конца 1960-х годов.

2. Порядок введения букв.

По букварю Редозубова и Байдена буквы вводились не в алфавитном порядке, а в порядке изучения слов. Сначала ребята учили простые слова: «мама», «Маша», - для написания этих слов они предварительно несколько уроков отрабатывали буквы, которые используются в словах. Это облегчало понимание того, как образуются слова, и почему для этого используются определённые буквы.

3. Обучение чтению через письмо.

Одним из ключевых аспектов советской методики было обучение чтению через письмо. Методика была построена таким образом, что ученики изучали букву и учились писать ее на одном уроке, постепенно буквы складывались в слоги, а потом в слова, но главным правилом было одновременное обучение чтению и письму.

4. Письмо пером.

Советские школьники до 1970-х годов писали пером, что делало почерк более разборчивым, а письмо - правильным. Каждая буква прописывалась отдельно, это помогало детям не пропускать буквы и проверять свои работы на ошибки. В конце 1960-х годов было введено безотрывное письмо, которое существенно изменило качество правописания.

5. Отсутствие звукобуквенного анализа.

В советской начальной школе до 1980-х годов не было звукобуквенного анализа, а орфография вводилась только в пятом классе в минимально необходимом объёме. Так как ключевым аспектом советской методики было обучение чтению через письмо, звукобуквенный анализ не был необходимой частью обучения.

6. Методика обучения через визуальное и тактильное восприятие.

До середины 1980-х годов детей учили читать через глаза и руки, а слух воспринимал написанное или составленное из букв слово только после визуального восприятия.

7. Соответствие возрастной физиологии.

Все аспекты советской программы начального обучения строго опирались на биологические законы возрастной физиологии и особенности развития ребёнка. В школу принимали детей только после семи лет, когда их мозг был достаточно развит для обучения. Программа обучения не включала ничего такого, что дети в возрасте от семи до десяти лет не смогли бы понять и усвоить.

Современные программы начального образования значительно сократили время, отводимое на обучение чтению, и изменили методы, используемые для этого. Нельзя забывать, что чтение – это первостепенный навык, который должен освоить каждый человек. Лишая детей времени, отведенного на обучение чтению, мы лишаем их возможности стать образованными.

Начать дискуссию