И, наконец, самая известная часть Agile – конкретные методы организации работы, такие как Scrum. Они дают способ воплощения принципов в виде некоторых процессов. Они обладают простотой и наглядностью, и потому привлекательны. Казалось бы, ничего сложного: берешь руководство и воплощаешь в организацию компании. Однако, будучи конкретной реализацией принципов, они обладают ограничениями, касающимися класса проектов, для которых они эффективны. Про это часто забывают, пытаясь применить их для совсем других категорий проектов. А еще забывают о том, что применение организационных фреймворков типа Scrum в IT поддержано большим количеством инженерных средств и практик, таких как Continious Integration, автоматические тесты, Task tracker и многих других. Если мы переходим в другую область, то эти средства тоже следует забирать. Одни из них забрать легко, например, Task tracker или доски, Jira сейчас применяется для любых задач, а не только в IT. Другие перенести невозможно, и надо вырабатывать альтернативные способы, чтобы обеспечить организационному фреймворку необходимую поддержку.
Добрый день, Максим!
Спасибо за статью. А можете подробнее рассказать про адаптацию ценностей Agile для образования, про опыт внедрения, если есть, в ВУЗах. С одной стороны, знаком с концепцией Agile на практике, с другой стороны, есть опыт преподавания в ВУЗе, но сам никак не могу представить, как Agile мог бы работать в ВУЗе.
Добрый день! Про ВУЗ совершенно понятно, что разработка проектов может выполняться с использованием Agile-методов. В том числе и студенческих учебных проектов, обучать не только техникам выполнения работы, но и ее организации, навыкам командной работы и так далее. Насколько я знаю, это достаточно распространено и я слышал об этом в обсуждениях на конференциях. Хотя докладов я не слышал, и это всегда была частная инициатива преподавателей, а не предписанная организация процесса: они просто вместе с заданием на проект предписывали и обучали современным методам - спринты, демонстрации, таск-трекер и так далее. Тут дело в организации процесса образования в ВУЗе: часто учебные проекты выполняют в рамках курсов по специальности, а управлению проектами учат в других курсах. которые ведут другие преподаватели и часто на другом курсе. По-хорошему. методисты, которые увязывают курсы в учебный процесс, должны об этом подумать, плюс нужно междисциплинарное объединение, когда учебный проект курируют и тот, кто преподает специальный дисциплины и тот, кто преподает ведение проектов.
Что касается перестройки основного учебного процесса, то я слышал про опыты перестройки в школах по Agile, есть фреймворк eduScrum и
в Москве, говорят уже больше сотни школ процесс меняют. Такой опыт регулярно рассказывают на AgileDays, можно посмотреть мой отчет http://mtsepkov.org/AgileDays-2019 этого года, доклад Agile-школа, а в конце там ссылки на доклад предыдущего года, тоже очень интересный. А ВУЗы - нет, работают традиционно.
Вообще основная сложность применения, например, Kanban в ВУЗе для учебной программы в целом - в сильно отложенном результате, непонятно, как мерить поток создания ценности и его оптимизировать. Так что это будут какие-то другие методы, думаю.
Меня больше интересовало не использование Agile в процессе преподавания предмета, например, выполнения учебного проекта и применение на нем Agile-методологии - тут, действительно, много кто что делает по своей личной инициативе, а использование Agile в процессах управления ВУЗом, самого процесса преподавания - изменение подходов к обучению, обновлению материалов и.т.д.
Про школы интересно - спасибо!
Про сильно отложенный результат так и есть. Если, например, я что-то хочу поменять в подходе к преподавания предмета, содержании курса, то, скорее всего, это удастся применить только к следующему потоку, так как рабочая программа уже утверждена.
Студенты же могут самостоятельно изучать предмет, а для этого у них в начале семестра должна быть уже рабочая программа на руках и отступать от нее уже нельзя.
Я к тому, что нарушается
Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Я бы сказал, что даже требуется прямо обратное.
А если делать все по правилам, то для того, чтобы преподавать в следующем году, надо рабочую программу опубликовать уже зимой, а к этому времени я даже еще толком не могу понять качество обучения у текущих студентов в годовом курсе.
Про школы еще не смотрел, но, по идее, в планами занятий у них тоже должно быть, как с рабочими программами. Это про то, что в Agile мы в начале пути не знаем конечного результата, а все эти поурочные планы, рабочие программы, как раз, наоборот, требуют четкого описания знаний, навыков, умений, которые обучающийся должен приобрести.
Можно ли по Agile построить сам процесс преподавания предмета, скажем алгебры, чтобы адаптироваться под обучающихся? Известны ли такие примеры?
В школах получается комбинированная конструкция для учеников, это хорошо рассказывал Павел Рабинович (в моем отчете http://mtsepkov.org/AgileDays-2018 ссылки, а вот здесь подробный конспект выступления, на котором я с ними познакомился http://mtsepkov.org/GosAgile-2017-06 Есть директивно установленная программа на год, например, по математике или химии, изложенная в учебнике и со своими точками контроля в виде контрольных или лабораторных работ. И это то, что менять нельзя. А вот в промежутках между ними, оказывается, способ обучения не нормирован. И дальше ученикам формируют бэклог материала и заданий, а они в командах решают, как именно будут изучать, и там как раз возможны различные варианты. То есть никакой рабочей программы, где все расписано по урокам - нет, хотя рамочно набор тем - обозначен. В принципе это похоже на Agile-разработку, если рассматривать тему как эпики, которые в целом надо сделать - декомпозиция на задачи и поиск способа выполнения происходит позднее.
Наверное, при известном вольном отношении в ВУЗе так тоже можно - ты делаешь рамочную программу, а содержание детализируешь и меняешь прямо в процессе обучения. И дальше вопрос, что ты этой рамочной программой несколько скован, но, наверное, не больше чем разработчики первоначальным ТЗ и договором.
Ну и следующий вопрос - переход от индивидуальной работы, когда каждый преподаватель сам делает свою программу, к коллективной когда есть задача обучения готового специалиста, а содержание курсов может перераспределять относительно гибко. И организовывать по Agile уже работу преподавателей - операционку по Kanban, а проекты изменений по Scrum. Кстати, учителя на Agile-2019 (ссылки в предыдущем посте) говорили, что изменения учебного процесса они сами организуют по Agile. Но без подробностей.
Спасибо за развернутый ответ!
Идею понял. Что касается курсовых, дипломных, то это реализовать легко, и заинтересованные в результате преподаватели, которых я знаю, интуитивно строят работу похожим образом.
А вот при проведении основных курсов, ничего не могу поделать с собой, вызывает определенную долю скепсиса - вся вариативность работает до первой жалобы студента, недовольного итоговой или промежуточной аттестацией - и такой преподаватель получит по шапке. Не пойму, в этом случае, мотивацию преподавателя - выстраивать по-новому процесс обучения, тратить на это много сил и энергии, при этом все может быть разрушено в любой момент одной единственной жалобой. Преподавателю очень быстро и доступно объяснят, что вот это не работает "Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану." Да и ФГОСы нового поколения сильнее ограничивают вариативность содержания предметов, как мне кажется и реформа с лицензиями различных уровней, тоже снижает возможность вариативности, по крайней мере для большинства ВУЗов. Но это не вопрос, а просто мое брюзжание...
Спасибо! Получил для себя много полезной информации.
Евгений, добрый день! Меня зовут Екатерина, я - ведущий тренер eduScrum в России. С интересом читаю статьи Максима, и вдруг ваш вопрос. У нас в команде тренеров eduScrum есть Татьяна Аксенова https://www.facebook.com/tatyana.axenova.1/posts/2190286171083854 - она год преподавала в ВУЗе по eduScrum, провела три проекта, которые покрывали 3 семестра, и подробно писала о своем опыте в сообществе https://www.facebook.com/groups/eduscrum/ (к сожалению, не одним постом, а серией). Вы можете посмотреть в группе, можете поговорить с Татьяной если захотите подробностей. В целом, если в прошлом году все началось со школ, где проектное обучение требуется по ФГОС, а также необходимы практики, которые развивают межпредметные компетенции, то в этом году начали шевелиться и ВУЗы, пока точечно, но мы уже привыкли к движению небольшими шагами. :)