Три вызова цифрового мира

Продолжаю серию статей, посвященную Менеджменту цифрового мира. (https://vc.ru/future/93918-menedzhment-cifrovogo-mira). Подводя итоги рассказанному в предыдущих статьях (первая, вторая, третья и четвертая ) можно заключить, что приход цифрового мира несет три основных вызова, которые обесценивают регулярный менеджмент, основанный на регламентах, правилах, и компетентности сотрудников, и требуют принципиально иных способов организации

  1. Business Agility – необходимость для компаний быстро изменяться в ответ на высокую неопределенность и скорость изменения рынков в VUCA-мире. Изменения правил и регламентов не успевают за изменениями мира. Массовых курсов, обучающих эффективно действовать в условиях высокой неопределенности тоже нет.
  2. Цифровизация приводит к тому, что то, что ранее делали по регламентам – делает IT и роботы. Людям остается только обработка особых случаев, а также умственная и творческая работа. Раньше этим занимались только люди, обладавшие соответствующими способностями или приобретавшие опытом, а теперь это требуется от всех.
  3. Mindset поколения соцсетей: работа должна давать фан, драйв и самореализацию, человек должен быть счастлив на работе. Организация должна вовлекать людей с таким представлением о жизни, иначе останется без сотрудников.
Три вызова цифрового мира

Разные отрасли развиваются в разном темпе, поэтому сила вызовов различна. И даже на разные подразделения одной организации эти вызовы могут действовать в разную силу. IT их ощутило уже более 20 лет назад, и Agile возник как ответ на них, это мы будем подробно разбирать в отдельных статьях дальше. И уже лет 5-7 назад свободный график, гибкая организация и отсутствие бюрократии стали стандартом де-факто не только в небольших стартапах и IT-компаниях, но и в IT-отделах крупных корпораций и банков. В 2012 я слышал, как руководители проектов Сбербанка, в котором тогда IT было организовано традиционно, жаловались что не могут найти опытных разработчиков на интересный проект, несмотря на зарплату +30% к рынку: как только те узнавали, что работа с 10 до 17, и много бюрократии – они теряли интерес к предложению.

А сейчас в IT уже говорят о новом социальном контракте сотрудника, который приходит на смену старому «зарплата в обмен на компетентное выполнение своих обязанностей». Этот контракт звучит так: «искренняя работа на цели компании в обмен на условия для счастья на работе». И это – всерьез, услышав на AgileDays-2019 как Александр Горник говорит об этом контракте и призывает «не стесняйтесь требовать от компании выполнения ее части контракта», я написал об этом статью, и меня позвали сделать об этих изменениях доклад на конференцию РИТ++, собирающую более 3000 участников, где счастью на работе был посвящен отдельный трек. Конечно, это пока первые ласточки, но ориентироваться на темпы, которыми в IT распространялся Agile, то можно предположить, что лет через пять или чуть больше новый контракт распространится по IT, включая IT-отделы корпораций, заинтересованные в квалифицированных разработчиках. А практически это означает все корпорации. Потому что даже авиакомпании сейчас конкурируют не самолетами и не пилотами, они конкурируют бонусными программами привлечения пассажиров и логистикой самолетов, снижающей оплату стоянок в аэропортах и повышающей часы полета, а и то и другое обеспечивается IT-программами.

5-7 лет на изменение большой компании – это очень быстро, поэтому проектировать траекторию стоит уже сейчас

И если учесть, что 5-7 лет на изменения в большой компании – это очень быстро, то получается, что готовиться к этим изменениям надо уже сейчас, ну, через пару лет максимум. Тем более, что Agile уже завоевывает не только IT, но и R&D отделы корпораций, да и на основном производстве тоже применяется. Например, на AgileDays-2019 был доклад о применении его методов на литейном заводе, и делал его не Agile-коуч, а заместитель генерального директора Нурмагомед Джафаров. И было много других докладов, интересующиеся могут посмотреть программы конференций или мои отчеты с конспектами докладов AgileDays-2019 AgileDays-2018 AgileBusiness-2018 и другие.

Таким образом, компаниям стоит вырабатывать свою траекторию движений в цифровой мир с учетом контекста изменения рынков, цифровизации и изменения рынка персонала в ее сегменте. А всем нам стоит задуматься про ваше место на этом пути, в вашей нынешней компании или, быть может, за ее пределами. Цифровой мир – это не только мир IT и роботов, но и мир самоопределения. И счастье в нем – зависит от самого человека.

Компания ищет путь коллективно,
но каждый сам определяет свое место на нем

Цифровой мир – мир самоопределения,
а не следования принятым путям

На этом я завершаю первый блок статей, который был посвящен вызовам нового мира. Второй блок будет рассказывать про Agile – не только про процессы и методы, но и про логику развития, и про изменение культуры IT-проектов в целом, включая современный этап. И это может быть интересным не только тем, кто хочет применить Agile в своей компании, но и тем, кто активно взаимодействует с IT-шниками и хочет понять их логику управления проектами. Отметим, что вокруг Agile-методов сейчас множество мемов и профанаций, вызванных общим дефицитом компетентных специалистов, так что разбираться самостоятельно – полезно. Я знаком с Agile более 10 лет, и активно участвовал в сообществе AgileRussia с самых первых собраний в 2009. И думаю, что смогу создать в своих статьях базу для этого. Во всяком случае, в обратной связи на мои доклады мне многие говорили, что наконец-то разобрались для себя, хотя для этого несколько раз слушали разные выступления. Я не хочу сказать, что я единственный знаю и понимаю «истинный agile», просто объяснения в самых разных аудиториях помогают мне донести концепты. Но материал не будет ограничиваться теорией и объяснениями, что такое Agile-менеджмент в его современном варианте, а будет включать варианты применения для решения конкретных задач и ссылки на кейсы.

Третий блок будет посвящен модели Спиральной динамики, которая раскрывает логику развития систем ценностей, и при этом применима как к отдельному человеку, так и к организованностям: командам, компаниям, сообществам, странам и обществу в целом. И, что особенно важно, она описывает не только логику развития человека и общества в прошлом, но и логику совершающегося перехода в цифровой мир и дает достаточно уверенные предсказания относительно будущего. И потому, на мой взгляд, она является наиболее подходящей моделью для работы с ценностями человека и культурами компаний на современном этапе.

Далее мы подробно рассмотрим развитие менеджмента в модели спиральной динамики, включая развитие agile. Немного затронем игрофикацию как способ адаптации к mindset поколения соцсетей в областях, где регламенты по-прежнему позволяют организовывать работу. Впрочем, в организациях цифрового мира игрофикация тоже оказывается уместной. А затем перейдем к бирюзовым организациям, холакратии и социократии, как альтернативному ветви развития менеджмента цифрового мира. Отметим, что хотя логика развития – иная, практики хорошо дополняют друг друга и могут применяться совместно – в IT сейчас это происходит. И в заключении цикла статей будет отдельный блок, в котором будет рассмотрена трансформаций организаций. Естественно, вопросы трансформации и применимости разных методов для решения задач. разные кейсы будут в статьях и по ходы рассмотрения методов, но там изложение будет идти от методов, в то время как в последнем блоке я сосредоточусь на задачах.

Вот такой сейчас у меня план будущих статей. Их будет много, и написание их – отдельная работа. И вы можете поддержать меня через форму у меня на сайте mtsepkov.org. Или сделать это позднее, после тех статей, которые окажутся вам полезными.

66
2 комментария

Какие компетенции сотрудников и руководителей нужны чтобы компания смогла сформировать свою траекторию ?

Ответить

Это хороший вопрос. С одной стороны, поскольку переход в цифровой мир - разовое действие, трудно говорить о компетенциях как о доказанной практической способности - подобно тому, как трудно говорить о компетенции предпринимательства. Хотя с предпринимательством - появились же серийные предприниматели, успешно организующие стартап за стартапом (я не про бизнес-ангелов, трекеров и других, а именно про тех, кто сам делает), может быть и здесь появятся успешные люди, проводящие по этому пути компанию за компанией.

С другой стороны, можно сформулировать набор навыков и знаний, которые помогут вырабатывать траекторию и идти по ней. Наверное, ближе всего тут подходит компетенция стратегирования, как совокупность способностей (а) держать долгосрочную картину изменений и вызовов, (б) определять желаемый вектор движения компании в пространстве изменений, (в) учитывать текущую ситуацию в отрасли, (г) регулярно пересматривать к конкретизировать вектор движения. Это так же близко к предпринимательскому мышлению и тому, что Шумпетер называл "Предпринимательская бдительность", но под этим часто подразумевают только короткий горизонт.

Далее, чтобы иметь картину происходящих изменений нужно хорошее системное мышление, навык разбираться в сложных моделях и строить свои - это инженерные компетенции. А поскольку вызовы не только технологические и речь идет об изменении культуры и mindset - то нужны навыки работы с softskill-моделями и понимания живых людей, которые технарям-инженерам присуще редко. Итого получаем три сильно разных компетенции, которые вряд ли соберутся на одном человеке - а значит нужны компетенции совместного командного мышления, обеспечивающего синергию решений.

Наверное, все.

1
Ответить