Чего не хватает Озону для нормальной работы с хендмэйдом?

В прошлом посте я вкратце коснулся того момента, что Озон не идеален для тех, кто продает изделия ручной работы, и обещал раскрыть эту тему подробнее. Тем более, благодаря конкурсу отзывов, кажется, есть возможность донести свои мысли до руководства маркетплейса. Поэтому, приступим.

Немного вводной информации. Что я понимаю под магазинами хендмэйд-товаров? Честно говоря, мое определение довольно широкое: это микро- или малый бизнес, занимающийся непосредственным созданием авторских товаров. Что именно делает этот бизнес не так важно. Это могут быть товары любой тематики, как физические, так и цифровые. Главное – не перепродажа, а непосредственное создание. А также очень важно: в замысле или реализации товара должен быть виден автор, а не конвейер.

Именно это делает продажу хендмэйд-товаров отдельным рынком, активно растущим в развитых странах мира. С одной стороны, в таких странах практически полностью преодолен дефицит «товаров народного потребления». Когда всё, от зубной щетки до автомобиля воспринимается как база, можно вас поздравить: вы в клубе развитых стран. Россия уже тоже вошла в него, по крайне мере своим городским населением. Начинается сверх-потребление, появляются все эти люди, которым совершенно не понятно, что подарить на праздник, потому что у них уже все есть. В том числе, такие люди появляются и в зеркале.

С другой стороны, в таких странах появляется значительная прослойка людей, которая способна эту потребность закрыть. Благодаря низкому финансовому порогу входа и, наконец-то, бюрократической простоте создания небольшого бизнеса, возникают люди имеющие идеи и навыки как сделать что-то уникальное, востребованное и красивое. Причем возникают в большом количестве. Спрос встречается с предложением и ба-бах! Мы (мастера из России) наблюдали это (а многие и поучаствовали) в США, когда маркетплейс Etsy с оборота 818 млн. долларов (2019 год) прыгнул до 2,3 млрд. долларов (2021 год). Похожие процессы происходят и в России (с некоторым отставанием как обычно), только у нас до сих пор не понятно, какой маркетплейс вырвется вперед, создав лучшие условия для покупателей и продавцов.

В общем, этот рынок растущий и весьма перспективный. Мы работаем с Озоном уже сейчас, но видим, что пространство для улучшений имеется. А также есть открытое окно возможностей в ближайшую пару лет. Но пора переходить к конкретике. Что нужно сделать, по моему мнению, Озону для улучшения темы продажи хендмейда?

1. Базово: вообще создать такую категорию на сайте - Товары ручной работы. Сейчас это раскидано по всем разделам. Чтобы человек, имея потребность купить что-то авторское, знал куда нажимать. Но, конечно, не надо насильно сгонять хендмэйд-продавцов в один раздел. Лучше, если это будет возможность, проставив дополнительный атрибут в карточке товара, отправить товар и в эту новую категорию.

2. Для таких товаров увеличить временную рамку по отгрузке. Ведь многие вещи изготавливаются долго, имеют какие-то индивидуальные характеристики и их невозможно сделать заранее и держать в наличии. Причем клиенты (по моему опыту) с пониманием относятся к этому. Авторская вещь требует времени, в отличие от ширпотреба, который должен быть доставлен максимально быстро. На Etsy максимальный срок отгрузки составляет около 30 дней.

3. Создать подраздел Цифровых товаров. Многие мастера продают видео своих авторских курсов, электронные изображения, выкройки и даже литературные произведения на заказ. Это то, что я с ходу вспомнил, а вообще-то еще много всего. На Озоне я этого практически не вижу. Причем продавать такие товары очень удобно: не требуется доставка, а только способ скачать товар. Но условия сотрудничества с такими продавцами должны быть особыми, ближе к RealFBS, пожалуй.

4. Многие мастера работают в одиночку, и надо дать им возможность уходить в отпуск одной кнопкой. А не как сейчас: проставлять остатки всех товаров 0 шт. А потом, после возвращения, разбираясь с техподдержкой почему криво остатки прогрузились обратно (личный опыт). Хорошо бы также сделать возможность, чтобы клиенты видели до какого числа мастер в отпуске.

5. Конечно же, необходима реклама Озона в том числе и как площадки изделий авторской работы. Нужно представить потенциальным покупателям Озон и с такой стороны тоже. У Почты России был опыт, когда они перед Новым 2022 годом прорекламировали, что через них удобно доставлять изделия российских мастеров. Тогда справиться с хлынувшим потоком заказов лично мне было весьма непросто.

6. Так как Озон представлен не только в России, нужно дать возможность торговать и мастерам из других стран. В этом сила американской площадки Etsy, и нужно брать с них пример. И, кстати, это то, с чем можно выйти на рынок Китая. Их родной китайский ширпотреб, конечно же, не интересует.

Уверен, что список можно продолжать, все более глубоко вникая в детали. Возможно, займусь этим, если будет интерес со стороны Озона. Также буду рад, если кто-то решит дополнить мои мысли в комментариях. Одна голова хорошо, а больше – лучше. Спасибо за прочтение!

Ozon ID 30470940

11
Начать дискуссию