Как сделать корпоративное обучение незабываемым: вовлекаем через дизайн

Привет, мы Тру, провайдер корпоративного обучения, и сейчас мы расскажем вам о том, как создаем коммуникационный дизайн, усиливаем с его помощью текстовый контент и добавляем в образовательный опыт мощные эмоции и смыслы. Прочитайте этот материал, и вы узнаете, как работает коммуникационный дизайн и на что стоит обратить внимание заказчику корпоративного обучения.

Как сделать корпоративное обучение незабываемым: вовлекаем через дизайн

Почему мы говорим о дизайне курсов:

Наш сайт попал в Журналус Артемия Лебедева, а год назад — в галерею лучших проектов пользователей Tilda. Недавно и сайт курса-фестиваля по H2H-продажам СЕО Тру Юли Максиной, который делали наши дизайнеры, вошел в эту галерею.

Дизайн — в топ-10 инструментов вовлечения, которые используют лидеры рынка

Мы считаем, что визуальная упаковка обучающих программ важна так же, как текстовый контент, потому что она в такой же мере, если не в большей, моделирует эмоциональное содержание обучения. Но так думают не все:

«Дизайн не должен создавать эмоциональный отклик. Это должен делать контент. Пользователь приходит ради контента, а не ради визуальной части»

Цитата из выступления Евгения Кузьмина, дизайн-директора Uprock

Остался ли Евгений до сих пор при том же мнении, нам неизвестно, но как раз с первой частью утверждения хотим поспорить.

В марте 2024 года мы опубликовали масштабное исследование опыта корпобучения 318 компаний с общей численностью сотрудников больше миллиона человек. Первые места в используемых компаниями инструментах вовлечения заняли такие категории, как «регулярная обратная связь» и «целеполагание в начале обучения». А на третьем месте, опередив мультиформатность и микрообучение, оказался именно дизайн, точнее, «современный стиль в дизайне материалов».

<p>«Современный стиль в дизайне материалов» как инструмент вовлечения используют 52% респондентов</p>

«Современный стиль в дизайне материалов» как инструмент вовлечения используют 52% респондентов

Неужели дизайн в обучении так важен? Да, если это не просто набор оформительских приемов и картинок, а элемент коммуникативной модели, который доносит заложенные в продукт смыслы. Это как раз тот случай, когда мы не просто «показываем красивых рыбов», но еще и «продоем» их — то есть вовлекаем в обучение так, чтобы его участники с интересом и любопытством дошли до финала.

Коммуникационный дизайн — передача информации через визуальные образы. Это гибрид дизайна, психологии и педагогики. Дизайнер коммуникаций понимает, как использовать конкретные элементы — цвет, шрифт, иллюстрации — для передачи того или иного послания.

Пример от Тру. Представьте новичка, который только пришел в компанию и знакомится с ее структурой и корпоративной культурой на онбординге. Как создать эмоциональную связь с компанией? Это поможет сделать коммуникационный дизайн. У нас как раз был такой кейс, и в нём мы спроектировали путь новичка в компанию таким образом, чтобы стартовой точкой был не сухой тренинг, а «космическая» велкам-игра с красочным визуалом и харизматичными игровыми персонажами. Дизайн помог превратить онбординг в креативное и яркое приключение, донес до участников послание: «Оставайся с нами, у нас интересно, и это только начало большого пути».

Дизайн не должен создавать эмоциональный отклик, говорите?
Дизайн не должен создавать эмоциональный отклик, говорите?

Как создается визуальная коммуникация

Ваши кейсы, Тру, это ок, а что говорят на самом деле умные люди? Вот что:

«Когнитивные функции более высокого уровня, такие как обучение и память, в целом руководствуются эмоциями. Успешное извлечение эмоциональных изображений включает большую активацию миндалины, а также энторинальной коры и гиппокампа, чем нейтральные изображения.

При этом результаты показали, что на запоминание больше влияют эмоциональные образы, чем эмоциональные слова». (The Influences of Emotion on Learning and Memory. Chai M. Tyng, Hafeez U. Amin, Mohamad N. M. Saad, Aamir S. Malik).

Если использовать инструменты коммуникационного дизайна грамотно, повышается эффективность обучения: растет эмоциональное вовлечение, за счет этого материал запоминается лучше, внимание пользователя становится более управляемым, создается цельный и запоминающийся контент. На это работает айдентика обучающей программы.

Айдентика — узнаваемый стиль, который используется во всех материалах курса. Она складывается из выбора графических элементов, стиля, шрифтов, цветовой гаммы.

Дзен-настроение курса «Дзен-гудизм» для ВК
Дзен-настроение курса «Дзен-гудизм» для ВК

Прежде чем этот узнаваемый стиль оформится, команде дизайнеров и клиенту предстоит пройти путь в несколько шагов.

Шаг 1. Состыковка в понимании цели и в видении визуального оформления. Этот процесс начинается с составления мудбордов.

Мудборд передает общее настроение концепции. Респектабельный клуб или разудалый фестиваль, восхождение на вершину или загадочный детектив — у каждого формата свое настроение, и его можно передать с помощью дизайна.

Согласование мудбордов — один из самых важных этапов в работе над проектом. Если он пропущен, вся последующая работа сожрет намного больше ресурсов: клиент и команда дизайнеров разойдутся в общем видении проекта, нужно будет заново придумывать идеи и воплощать их с нуля.

Только когда мудборды согласованы, можно переходить к следующему шагу.

Шаг 2. Разработка фирменного стиля.

Фирстиль — константа, конкретный документ, который описывает, как будет выглядеть проект: какие в нём будут использоваться цвета, шрифты, логотип, графические элементы.

На этом шаге клиенту важно убедиться, что получившаяся картинка соответствует представлению о конечном продукте и учебным целям проекта.

Пример от Тру. В одном из недавних проектов на этапе обсуждения мудборда клиент выбрал не тот референс, на который мы делали ставку, а другой, с изображением девушки. Настроение одной картинки помогло распаковать огромный пласт информации об аудитории, ожиданиях клиента и его визуальных представлениях.

Легко считать характер персонажа: дружелюбный, эмпатичный, мягкий
Легко считать характер персонажа: дружелюбный, эмпатичный, мягкий

Три задачи коммуникационного дизайна

Корпоративная среда воспринимается как серьезная и регламентированная. Но обращение к эмоциям, использование сторителлинга и юмора в обучении помогает «очеловечить» учебный процесс в компании, сделать его дружелюбным и понятным.

Вот какую роль в образовательном контенте играет коммуникационный дизайн.

1. Задает тональность.

Например, через цвет или шрифты. Психология цвета давно изучена, и для тех, кто хочет узнать больше, наши дизайнеры очень рекомендуют книгу Иоганнеса Иттена «Искусство цвета». Все мы знаем, что один цвет успокаивает, другой драйвит, что красный — цвет сильных чувств и эмоций, а зеленый — креатива и доверия. Что шрифт может быть мягким и уютным или резким и жестким. Точно так же, как у текстов, у визуала есть свой tone of voice, который работает на эмоции и вовлеченность. Для этого требуется понимание аудитории и того, какие образы ей будут близки. Учитываем теорию поколений: не только текстовый, но и визуальный контент должен говорить с участниками обучения на одном языке.

Легко догадаться, где спокойный и мягкий «язык» дизайна, а где — дерзкий и молодежный
Легко догадаться, где спокойный и мягкий «язык» дизайна, а где — дерзкий и молодежный

2. Повышает понимание контента.

На это работает структура: визуально оформленные блоки контента, заголовки, выделение текста, инфографика. Все эти элементы помогают расставить акценты и облегчить восприятие контента. Еще один инструмент легкой коммуникации — визуальная метафора, она позволяет донести сложную идею через понятный образ.

<p>Попробуйте представить текст без визуала, сразу минус 100 к понятности</p>

Попробуйте представить текст без визуала, сразу минус 100 к понятности

3. Оставляет яркие визуальные воспоминания.

Мы плохо запоминаем факты, но отлично запоминаем истории. А если они подкреплены визуально, интерес и вовлеченность еще выше и повествование останется в памяти надолго.

Пример Тру. В одном из курсов мы нарисовали такого обаятельного персонажа, что он надолго запомнился участникам обучения. А вместе с героем в памяти прочно отложился и контент с его участием. Что за персонаж, спросите вы? А мы не сможем ни ответить, ни показать, потому что NDA :)

Во всей этой истории с коммуникационным дизайном есть один важный вопрос: как в погоне за нескучным и увлекательным не переборщить с когнитивной нагрузкой? Не «задавить» картинкой собственно контент? Как это произошло в «Дюне-2», где спецэффекты и потрясающие воображение миры задвинули на задний план сюжет и содержание (*прим. — субъективное мнение).

Вот что мы думаем на этот счет: располагай Дени Вильнев бюджетом не в $190 млн, а раза в два меньшим, возможно, режиссер не так масштабно развернулся бы в спецэффектах и больше уделил внимания другим ингредиентам хорошего кино. Погодите, мы что же, за урезание бюджетов на дизайн, иначе, не дай бог, он затмит собой всё остальное в учебном курсе? Нет, здесь работает другой подход: крепкая методологическая основа, знание того, как работает каждый элемент дизайна в совокупности с другими компонентами курса, и опыт. Подробнее про опыт — в наших кейсах (почти все иллюстрации взяты из них).

Подведем итог: коммуникационный дизайн включает в себя элементы графического дизайна и при этом идет на один шаг дальше. Он не оставляет восприятие заложенных в визуальную упаковку смыслов на откуп участнику курса, а управляет этим восприятием и тем самым делает продукт ближе к аудитории.

Задача коммуникационного дизайна — не просто обеспечить учебному продукту красивый и эффектный визуал, но стать частью общего послания и работать на образовательные цели каждым своим элементом. А какие сообщения передает дизайн ваших курсов?

Больше интересного про наш подход в создании корпоративного обучения — в телеграм-канале «Доучились!».

99
6 комментариев

«Дизайн не должен создавать эмоциональный отклик. Это должен делать контент. Пользователь приходит ради контента, а не ради визуальной части»- странная фраза из уст дизайн директора.Как бы понятно что на ап вок люди приходят или предложить свои услуги или найти исполнителя,но все равно

Ответить

может, он имел ввиду, что в основе Emotional Design все равно лежит фнукция/суть — контент? как бы контент как часть сценария дизайна

2
Ответить

Да, странно как-то

Ответить

Понравилась статья, спасибо! Мечтаю, чтобы в нашей компании был индивидуальный подход к каждому внутреннему курсу.

Ответить

Дизайн кажется таким мощным инструментом в обучении

Ответить