5 причин, по которым вам никогда не навести порядок в бизнесе

5 причин, по которым вам никогда не навести порядок в бизнесе

Строили бизнес-мечты, а получили сущий кошмар, который высасывает всё ваше время и нервы? Если вы узнали в этом себя, знайте, что вы не одиноки. Я постоянно слышу от разных предпринимателей практически одно и то же: устал от бардака, сотрудники не работают, весь бизнес тащу на себе, хочу развиваться и масштабироваться, но боюсь, что масштабирую бардак. По моей оценке, так живут примерно 80% предпринимателей.

В этой статье мы разберёмся, почему предпринимателям редко удаётся выстраивать систему в своём бизнесе.

Причина 1. Отсутствие центра ответственности за систематизацию

В любой, даже самой маленькой компании есть:

  • руководитель отдела продаж (РОП) — эксперт в продажах;
  • финансовый директор — эксперт в финансах;
  • маркетолог — эксперт в маркетинге и продвижении;
  • начальник производства — отвечает за производство.

При этом специалисты, которые отвечают за систематизацию бизнеса, встречаются только в крупных корпорациях. В малом и среднем бизнесе этим обычно занимаются все, кому не лень: то РОП ищет подходящую CRM, то HR пишет регламент. В итоге за построение системы управления никто, кроме собственника, не отвечает.

Если сравнить бизнес с организмом, то система управления — это нервная и опорно-двигательная системы

Без них невозможно принимать решения и твёрдо стоять на ногах. Если ими не заниматься, возникают серьёзные заболевания, такие как склероз или остеогенез, которые делают людей практически инвалидами. Именно такими инвалидами являются большинство компаний без систематизации.

Причина 2. Недостаток необходимых компетенций и опыта

С моей точки зрения, предприниматели — это самые крутые и нужные люди в мире. Они несут на себе риски, берут ответственность и заставляют этот мир крутиться. Но если вопрос касается построения системы управления, то у большинства из них нет ни специального образования, ни необходимых управленческих навыков. А главное — нет времени учиться этому и получать опыт.

Среди предпринимателей мало настоящих экспертов в управлении

И это объяснимо, ведь преуспеть предпринимателю помогают такие качества, как умение договариваться, способность видеть возможности, готовность идти на риск и высокий уровень энергии. А для построения системы управления нужны другие качества: понимание методологии систематизации, логика и системное мышление, дисциплина и способность доводить дело до конца. Моя команда экспертов по систематизации Business Commandos решает любые задачи по систематизации бизнеса: создание оргструктуры, комплексное описание бизнес-процессов, создание регламентов и базы знаний, построение системы найма, адаптации и мотивации для сотрудников, внедрение управленческого учёта, CRM и ERP-систем любой сложности. Вместе с вашей командой мы за несколько месяцев наведём порядок в вашем бизнесе. Чтобы организовать установочную встречу, отправьте заявку в Telegram-бот. Обсудим все детали и начнём действовать.

Причина 3. Невозможность объективно оценить бизнес

Давайте будем честны, ваш бизнес — это ваше детище. Соответственно, есть большая вероятность того, что подходы, которые вы используете, пытаясь решить проблемы своего бизнеса, содержат в себе причины этих проблем. Поэтому чтобы исправить ситуацию, нужен свежий взгляд и новые подходы. Именно это я называю возможностью посмотреть на свой бизнес со стороны. К сожалению, находясь внутри и выстраивая его самостоятельно, вы лишены такой возможности по определению.

«Проблема не может быть решена на том же уровне мышления, на котором она была создана»

Альберт Эйнштейн

Причина 4. Высокая загрузка текущими процессами

Главный рекламный посыл многих коучей: «Я помогу вам выйти из операционной системы». Но это ментальная ловушка. Её хорошо описывает анекдот про предпринимателя, который вышел из операционной системы, и больше его никто никогда не видел.

Открою вам правду: если у вас есть бизнес, вы никогда полностью не выберетесь из операционной деятельности. Другое дело, что когда компания систематизирована, операционная деятельность становится более приятной и её становится меньше. Просто потому что в бизнесе царит порядок, и ответственность распределяется между командой.

Пока системы нет, предприниматели живут в замкнутом круге

Нет системы, потому что слишком занят, и слишком занят, потому что нет системы.

Причина 5. Недостаток воли к переменам и сопротивление сотрудников

Запомните: внедрение системы в ваш бизнес выгодно только вам и никому больше. Система — это возможность контролировать эффективность работы сотрудников, требовать с них больше и распределять между ними ответственность. Ожидать, что ваша команда с радостью и вдохновением кинется помогать вам внедрять систему, — это всё равно, что ждать, когда пчёлы пойдут на войну против мёда.

Бардак выгоден большинству сотрудников

Когда руководитель не может найти концов и ответственность размыта, создаётся комфортное болото, в котором многим нравится существовать. А система наводит порядок в этом болоте.

Поэтому если вы не найдёте в себе достаточно управленческой воли и не будете решительно настроены на систематизацию, то, скорее всего, любые ваши попытки сломаются под сопротивлением сотрудников. Мы сталкиваемся с этим саботажем на каждом кейсе и знаем, как с ним работать.

Решения и выходы из ситуации

Очевидно, что в этой ситуации есть только два варианта действий:

  1. Научиться строить систему самому.
  2. Нанять того, кто может это сделать.

Учиться систематизации — достаточно долгий процесс, потому что нюансов много. На моём канале десятки видео и статей — смотрите, изучайте, задавайте вопросы, и я с радостью помогу. Но какие из существующих инструментов сработают в вашем конкретном случае, обычно понимаешь только на практике. Поэтому нужно быть готовым к тому, что придётся совершать ошибки.

Многие собственники пытаются нанять операционного директора или какого-то супер профессионала, который построит систему управления. Но, как правило, эта идея заканчивается провалом. Человек, который работает по найму, не будет достаточно мотивирован и компетентен, чтобы построить ваш бизнес лучше вас самих.

С моей точки зрения, здесь может быть только одна рабочая схема: эксперт по систематизации бизнеса плюс железная воля собственника внедрять эту систему. То есть когда у собственника есть желание, а рядом с ним эксперт, который способен дать работающие инструменты.

Если вам нужно внедрение систем «под ключ» и вы поняли, что ресурсов для этого процесса не хватает, отправьте заявку в Telegram-бот. Моя команда экспертов по систематизации Business Commandos поможет вам выстроить эффективную систему управления, которая позволит бизнесу расти и развиваться без лишнего хаоса.

Начать дискуссию