РАЗБОР ПОЛЕТОВ: Стратегия развития малого бизнеса

РАЗБОР ПОЛЕТОВ: Стратегия развития малого бизнеса

Стратегическое агентство DT-TEAM отмечает рост потребности в масштабировании малого бизнеса на 2023 год. Это связано с изменениями в экономике страны, новыми вопросами и задачами, которые сейчас открываются перед владельцами. Выход на малые рубежи также предполагает развитие и рост, но как правильно осуществить задуманное? Редакция “Нейростатегия” найдет ответы вместе с Ириной Александровной Чернышовой, директором по развитию бизнеса “Vita Che Marketing”

Планирование рождается из хаоса

Далеко не секрет, что любой бизнес-проект – это множество задач, которые необходимо решать единовременно, в режиме быстрого реагирования. При этом, на первый взгляд, нельзя определить их первенство, каждая единица очень важна и требует максимальной отдачи в решении. На первом этапе предприниматель в лице его команды или стратегического консультанта сталкивается со множеством новых вводных: бизнес-климат, финансовый учет, контроль трафика клиентов, конкуренция, корпоративная политика, партнерство и многое другое. Главным в стратегическом инфополе становится вопрос: «Как конвергировать все условия и инструменты для решения задач в одну единую структуру при масштабировании малого бизнеса в средний?»

На этот вопрос уже более 25 лет находит ответ в разных плоскостях стратегического управления Ирина Александровна Чернышова, партнер российской консалтинговой группы "Стратегии устойчивого развития" и амбассадор Ассоциации Директоров по развитию.

Мой путь можно назвать «Турбулентной спиралью». Изначально он вовсе и не был стратегическим. Каждый новый виток – это решение «проблемы-долгостроя», которая вечно мешается под ногами. Почти всегда приходиться налаживать и антикризисное управление – находить выгоды, продавать их всем, кто так или иначе заинтересован. В этот же момент необходимо осваивать контроль и планирование. И тут же применять все это на практике.

Ирсанн Чернышова

Малый бизнес начинается с себя

Ключевое различие между средним/крупным бизнесом и малым уходит корнями в основание самой деятельности. Как правило, это самозанятость. Предприниматель одновременно выступает в роли главного управленца, мотиватора, генератора идей. Семейный бизнес, пожалуй, самый распространенный формат в этой нише. И он не так уж прост, как многие считают.

Я сама была владельцем малого бизнеса. Ты все время находишься в состоянии стресса, потому что постоянно идет процесс контроля расходов. Например, ты не можешь не выплатить зарплату. Иначе рабочие встают и уходят. Остается только твоя семья, что тоже не добавляет оптимизма. Однако рычаги управления всегда остаются у тебя. Они не переходят в распоряжение обстоятельств так, как это происходит в среднем и крупном бизнесе. На самом деле, в этом и есть сила малого бизнеса.

Ирсанн Чернышова

Малый бизнес считается основой экономики всех стран. Потенциал виден сразу. Первоегосударству не нужно думать, как занять население, оно сделает это за него. Второеоткрывается поле рыночных отношений и здоровая конкуренция (мотиватор любого бизнеса, из которого может вылиться как рост, так и развитие). Третье – появляется изобилие трудовой деятельности, что приводит к «социальной разрядке» и соцэкономической стимуляции населения. Банально не все поголовно станут работниками одного завода на всю страну.

Один в лодке

Авантюрист и писатель Тур Хейердал в своем рассказе «Путешествие на Кон-Тики» описал процесс добровольной изоляции от остального экипажа во время длительного мореплавания. К кораблю привязывали шлюпку, и каждый мог какое-то время побыть в одиночестве и самопознании. Но в то же время надо было справляться с проблемами в одиночку. Провизия, погодные условия, морская болезнь. Это в точности описывает ситуацию предпринимателя на стадии удержания и развития малого бизнеса.

Управляющий как бы находится на расстоянии от главных «линкоров». Хочет найти выход на открывающийся масштаб, но остается в рутине своего же бизнеса, который должен продолжать приносить ему доход и не показывать отрицательный рост.

Основные сложности ведения малого бизнеса или три «О»:

  • Отсутствие финансового щита. Малый бизнес, в отличие от среднего и крупного, не может похвастаться запасом дополнительного капитала на случай рискованных действий. Планирование финансов настолько быстрое, что деньги просто не успевают накапливаться. При этом большинство предпринимателей хотят выводить деньги, ведь главная их цель – получить максимальную выгоду от предприятия. Это может стать фатальной ошибкой при переходе на новый уровень;
  • Отсутствие стрессоустойчивости. Почти все начинают с малого, но мозговой штурм не дается так легко. Постоянно пребывать в режиме многозадачности удается только спустя некоторое время. Качество накопленного опыта будет зависеть от возможности управляющего ясно видеть картину происходящего, не отрывать личный образ, образ команды и бизнес-проекта друг от друга;
  • Отсутствие слаженной командной работы и распределения.

Малый бизнес – это всегда экономия и самозанятость себя и своей семьи. Как в математической задаче – дано: семейные и дружеские взаимоотношения внутри производственных процессов. Это означает, что команда подбирается ни по компетенциям, ни по ролям, ни по скиллам, а по принципу «надо кого-то устроить, чтобы все как-то работало».

Ирсанн Чернышова

Рост – не всегда развитие

Подмена понятий здесь играет важную роль. Основатель малого бизнеса зарывается на достижении все большей рентабельности и производительности труда. Такая диверсификация указывает на непонимание управленцем, куда двигаться дальше. Термины «развитие» и «рост» декларированы самой природой. В первом случае, это качественные показатели, во втором – количественные. Но далеко не всем это покажется актуальным.

Благоприятные условия, дефицит твоего предложения на рынке, увеличение спроса – все это дает прирост твоему бизнесу БЕЗ фактора развития!

Ирсанн Чернышова

Если играть в вечной песочнице порядком надоело, то стоит обратить свое внимание на 4 выигрышных аспекта, которые в долгосрочной перспективе выведут бизнес на высшую сферу влияния и совершенно другой материальный оборот:

  • ПРОДАЖИ
  • МАРКЕТИНГ
  • HR
  • УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

Идеальная ситуация, когда владелец бизнеса делегирует эти компетенции отдельной «боевой» единице. К компании присоединяется долгожданный профайл – директор по росту и развитию. Он облегчит бытовую часть вопроса и начнет структурировать управленческий процесс. С ростом предприятия пройдет головная боль о том, как удержать достаток внутри компании. Таким образом, основатель сможет задуматься о развитии.

От точки ноль к сведению результатов

Чтобы наконец-то начать развивать малый бизнес, следует собрать первичную аналитику. Она станет фундаментом для того, чтобы определить фиксовые цели. В большинстве случаев всё начинается с поднятия продаж. Но этот показатель может быть получен совершенно другим образом. Вспоминаем про то самое качество, к которому привязывается количество. Интеграция этих двух показателей станут идеальным инструментом для решения стратегических проблем. А их может быть целое множество. Увеличить средний план продаж у менеджеров, запустить конверсию, необходимо учитывать и человеческий фактор.

Развитие – это всегда команда. Оно всегда затронет команду так или иначе. Как правило, это всегда проблема совпадения ценностей, целей и корпоративной культуры. Как ни парадоксально, но ни одна автоматизация бизнес-процессов не решает и не может до конца выполнить свою роль, если не учтена командная стратегия.

Ирсанн Чернышова

Грубо говоря, развитие в малом бизнесе – это некая демоверсия того, что происходит в среднем и крупном бизнесах. Только если в высоких кабинетах скрупулезно обрабатываются индексы удовлетворенности, эффективности, продуктивности, то здесь это решается путем «запрос-ответ» на поставленную цель (смогли ли автоматизировать какие-то процессы, описали ли эти процессы, ввели ли чек лист, как это повлияло опять же на производительность, рентабельность, маржу и прочее). «Есть задача – реши её». Каждая отработанная проблема сказывается на производительности и обороте.

Если представить весь спектр проблем в диаграмму, то получится каскад. Систематизация решений приведет к выравниванию производства, будь это услуга или продукт, а также налаживанию коммуникативных способностей внутри команды. Развитие не является таковым при условии, что намеченные цели в виде результатов, промежуточных или отчетных, не были достигнуты.

Погружение в полемику всегда забирает дополнительное время. Ознакомиться с контекстом, выделить для себя полезную литературу, оценить роль управленца и предпринимателя в бизнесе и многое другое вы сможете на прошедшем стриме нашего YouTube-канала «Нейростратегия» вместе с методологом бизнес-масштабирования и основателем аналитической консалтинговой компании «DT-TEAM» Евгением Григорьевым.

Наш Телеграм-канал, где собрали полезный контент для масштабирования вашего бизнеса! ⬇ ⬇ ⬇

Пишите внизу, а как вы думаете, что популярнее в России сегодня: средний/крупный или малый бизнес?
Крупный и средний
Малый
33
25 комментариев

«Приключение на Кон-тики» реально как методичка для начинающего бизнесмена, если смотреть на все через призму метафор😂 Всем советую!

3
Ответить

А тема оказалась то не в бровь а в глаз). По-моему абсолютно тянет на продолжение в виде экспертного диспута . Я была бы за)

3
Ответить

Какая же отборная каша метания бессвязных слов во все стороны:) Неужели кто-то вот это покупает?:)

2
Ответить

Илья, методология - вообще штука субъективная. Для кого-то работает, для кого-то нет. Здесь в общих чертах описали условия. А про «покупать» – это надо смотреть живые кейсы.

1
Ответить

Илья, добрый день! Что конкретно, вас задело? И в чем вы хотели бы разобраться?
Навешенивание ярлыков и высказывания вашего мнения не добавляет ценности никому, хорошего дня 🌞

Ответить