{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Неуспешный успех: как провалить 9 из 10 бизнес-гипотез и всё же создать работающий продукт

Сколько гипотез нужно протестировать, чтобы создать востребованный продукт и построить прибыльную компанию? Я протестировал не меньше десятка и почти все из них провалились — рассказал о самых обидных провалах и о том, как случайно выпустил востребованный продукт.

Привет! Меня зовут Степан Родионов, я основатель сервиса учета финансов для бизнеса Adesk, а по совместительству — человек с кучей бизнес-провалов за плечами.

Про успешный успех сейчас говорят все, а мне захотелось поделиться своими провалами, чтобы показать — за одной работающей идеей скрывается куча проб, ошибок и нервов.

Восхищался Биллом Гейтсом и мечтал также

«Делать бизнес» я хотел всегда – еще в юности следил за Биллом Гейтсом и мечтал, что когда-то тоже построю свою империю. И хотя уже тогда тяготел к IT, думал, что эта ниша для серьезных дядек, а еще слишком молод и зелен. Но зарабатывать хотелось, поэтому сначала я продавал цветы, а потом начал возить вещи с Таганского рынка в Екатеринбурге и перепродавать их в Челябинске.

Пока пробовал себя в продажах, успел закончить универ по профилю «Прикладная математика и информатика», найти «нормальную» работу (нормальную, то есть по специальности) и начал больше погружаться именно в IT-проекты.

Массажи прямо в офисе или как провалилась моя первая задумка

2013 год. Я молодой и амбициозный разработчик, который уверен в гениальности своих идей. Запускаю проект «ОфисПрактика» — сервис офисного массажа.

Идея казалась классной: вызываешь массажиста, он приезжает прямо в офис и где-то в переговорке делает расслабляющий массаж. Ну круто же? Я запустил минимальную версию этого сервиса, создал группу в ВК и стал ждать, когда моя задумка выстрелит.

Сайт, к сожалению, не сохранился, но осталась группа ВК. Вели ее не очень активно, но возражения старались отрабатывать:)

Как-то этот проект работал, но широкого распространения так и не получил. На это было две причины, которые я осознал уже намного позже:

  1. Было непонятно, как продвигать услугу. До недавнего времени у меня вообще были сложные отношения с маркетингом – я думал, что если буду делать что-то классное, оно само себя продаст.
  2. Спрос нужно было формировать. Тогда ни такой услуги, ни уж тем более подобного сервиса не было, поэтому нужно было не только создать продукт, но и стимулировать рост спроса на него. Как это делать, я тогда не знал.

В общем, идея провалилась, а я пошел дальше — тестировать идеи.

Почему я уволился с работы и ушел на фриланс

После неудачи с собственным проектом, решил, что надо брать заказы по разработке на фрилансе. Запустил рекламу на 5000 рублей и скоро получил первого (и единственного с той рекламы) клиента. Ему нужно было разработать приложение для сети ювелирных магазинов. Но приложение ему нужно было для Android, а мне это было неинтересно, поэтому я нашел подрядчика и передал заказ ему.

В итоге из 30 000 ₽, которые я получил, 15 отдал подрядчику, еще часть потратили в процессе разработки. Вышел, можно сказать в ноль — так себе бизнес. Но тут меня сработала другая логика: «ага, можно рекламировать себя и брать заказы». Короче, я уволился с работы, открыл ИП и стал искать заказчиков. Теперь я был предпринимателем. Да, без сотрудников, да, с «офисом» на балконе, но как звучит – предприниматель.

На фрилансе было несколько успешных проектов, которые подтолкнули меня к расширению команды — появились первые сотрудники и известные заказчики, например, ЦИАН. Но тестировать гипотезы и щупать идеи я не бросил, просто теперь делал это вместе с коллегами-разработчиками.

Вода по подписке – идея, которая до сих пор не забыта

На тот момент у нас были постоянные заказчики, мы получали прибыль, но все это казалось каким-то несерьезным. Хотелось создать собственный продукт и продвигать его, поэтому часть прибыли от разработки на аутсорсе я начал вкладывать в тестирование разных гипотез.

Одной из гипотез был сервис доставке воды — я до сих пор считаю, что это классная идея, которая когда-то выстрелит. В чем суть: что-то вроде маркетплейса, где пользователь выбирает поставщика воды, периодичность доставки, тут же всё оплачивает и забывает об этой проблеме – курьер просто будет привозить новые бутыли с выбранным интервалом, например, каждые две недели.

Мы сделали работающий прототип этого сервиса, и я пошел с ним в Ниагару – это наш уральский производитель воды. Как сейчас помню: зашел в отдел маркетинга со сломаной рукой и компьютером наперевес, а там женщины с равнодушными лицами смотрят на меня и не понимают, что я вообще им предлагаю. Естественно, моя презентация провалилась — в Ниагаре так и не поняли, что я хотел и зачем им нужен какой-то сервис.

Я сходил еще в пару местных компаний, написал московским водным фирмам, но не смог никому продать идею. Тратить силы на это дальше было бессмысленно, поэтому мы оформили опыт в кейс и пошли дальше пытаться.

Как ВК порушил наш проект

После опыта с сервисом по доставке воды, я сделал вывод: нужно классно разработать, красиво упаковать и грамотно продать — вот залог успеха. Но скоро выяснилось, что даже самая крутая и востребованная у людей разработка может улететь в трубу, причем даже не по твоей вине. Так было с приложением для прослушивания музыки из ВК.

Мы создали приложение, которое подбирало музыку из разных тематических сообществ ВК и собирало плейлисты по жанрам. Например, можно было выбрать «хаус», а приложение само «прошерстит» группы с подборками такой музыки и составит плейлист с самыми популярными треками этого жанра. Это сейчас в ВК есть рекомендации, можно составить плейлисты по интересам или отсортировать музыку по жанру – тогда таких гибких настроек не было.

Результат мы загрузили в магазины приложений. Казалось, что мы наконец-то нашли идею, которую сможем и дальше развивать — даже без маркетинга и какого-то системного продвижения она пользовалась спросом, потому что приложение реально собирало классные плейлисты.

Все было хорошо: количество пользователей росло, мы потихоньку выкатывали какие-то обновления и радовались, как отлично всё складывается. Так было, пока разработчики ВК не заявили: все ребята, API музыки закрываем (а у нас на этом всё приложение держалось) . Мы попытались обойти эти нововведения и даже как-то смогли это сделать, но сторы узнали о наших «серых» схемах и приложение пропало с маркетов.

Работающей оказалась гипотеза, на которую никто не ставил

Пока мы тестировали всякие гипотезы и разрабатывали софт под заказ, команда выросла до 20–25 разработчиков. Стало понятно, что нам нужна какая-то система, которая поможет управлять и автоматизировать три важнейших для нашего бизнеса направления: продажи, финансы и HR.

Мы написали собственную программу (разработчики мы, или кто) , которая позволяла следить сразу и за продажами, и за кадрами, и за финансовыми показателями. Выводить эту разработку на рынок изначально не планировали – делали исключительно под себя и так, как было удобно нам. В разговорах со знакомыми предпринимателями я иногда рассказывал о нашем сервисе, а они вдруг начали им интересоваться. И тут меня осенило — раз эта штука так облегчает жизнь нам, может и другим предпринимателям она поможет?

«Тащить» на рынок сразу три направления, которые мы зашили в нашу систему, было глупо – у нас не было столько ресурсов. Тем более, тогда уже были более узкие решения – amoCRM, например, нацелена только продажи, и все ресурсы команды компания направляет на одно это направление. Такой сервис всегда будет впереди мультиплатформ, как минимум по качеству проработки. Я тоже решил не распыляться и начал делать сервис финансового учета, отрезав от изначальной разработки hr и продажи. Почему оставили финансы? Чёрт его знает, серьезно:) Просто так карта легла.

Так появился Adesk – сервис финансового учета для бизнеса. На рынок мы вышли в 2019, даже не анализируя конкурентов (я узнал про них уже после запуска) . Скоро пришло понимание, что раз есть конкуренты, надо как-то выделяться, отстраиваться. Недавно мы выпускали статью об этом – можно почитать тут.

Если кратко, мы создали сервис для предпринимателей от предпринимателей — без формул, терминов, которые сначала надо погуглить, и сложной структуры для финансистов. Короче, мы сделали сервис для учета денег бизнеса, с которым справится предприниматель с любым финансовым бэкграундом.

Когда поняли, что наконец-то нащупали идею, которая работает, стали заниматься улучшениями – добавляли новые инструменты, улучшили интерфейс и даже написали робота на базе искусственного интеллекта, который обучается и помогает распределять операции по статьям.

Зачем я все это написал

Конечно, чтобы сказать, что за темной ночью всегда приходит рассвет 😂 Ну, то есть напомнить, что провалы нужно воспринимать, как тест гипотезы и полезный опыт. Ну и по классике vc тут сейчас должны быть советы – на правах человека с набором провалов за плечами, сформулировал три совета для тех, кто прямо сейчас сталкивается с трудностями:

  • Не ориентируйтесь на себя. Если вам кажется, что ваша идея гениальна – спросите у потенциальных клиентов, считают ли они также. Мы часто смотрим на идеи через розовые очки и не видим, как тратим силы впустую. Не бойтесь отказываться от того, что не работает.
  • Не забывайте про маркетинг. Я долго думал, что главное — сделать классный продукт, а все остальное само случится. Не-а, не случится. Без грамотного продвижения никто не узнает даже о самом крутом продукте.
  • Не бойтесь ошибаться. Да, неприятно, но именно тут вы можете получить бесценный опыт, который примените, когда найдете тот самый проект.

В общем – не опускайте руки, пробуйте, но смотрите на всё с холодной головой. Ну и не забывайте вести учет финансов с первых дней, чтобы видеть, сколько денег приносит ваша компания и всегда знать, в том ли направлении вы развиваете свой бизнес.

Ну а комментариях можете поделиться своими бизнес-провалами, если они у вас были — иногда очень успокаивает, что не ты один проходишь через неудачи.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Aimee Korinek

вк загубил не один проект

Ответить
Развернуть ветку
Ульрих фон Лихтенштейн

лошары)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Аристов

Они все еще продолжают их гбить,надо как то это останавливать

Ответить
Развернуть ветку
Подушка опасности

Хачем заниматься тем, к чему ты не способен? Просто возьмите к себе в команду профессионального продакт-менеджера, а не тыкайте пальцем в небо.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Ячменева

Что-то я не помню, чтобы профессиональные прокаты были популярны в 2013 году. Да и если их послушать у каждого продакта есть свое кладбище гипотез, которые не взлетели

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Те бизнесы, что осознавали ценность продакт-менеджмента еще в 2013 году, сейчас и владеют рынками, в основном

Ответить
Развернуть ветку
Подушка опасности

Не было конечно и сейчас нет. Так он и стал профессионалом только потмоу, что уже много раз шышки набил.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Ох уж эта наивная вера, что профессионал сотворит чудо. Во-первых, не будучи продактом, крайне сложно профессионала отличить от п..дабола, во-вторых если у него получился один продукт это вообще не гарантирует следующих успехов, ну и в третьих действительно крутых продактов днем с огнем не сыщешь, как и любых других крутых специалистов. Они востребованы и сидят на хороших позициях за большие деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Подушка опасности

Почему чудо-то? Есть задача, есть специлисты способные выполнить ее быстрей, дешевле и качественней чем другие. Вот и весь вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Ячменева

Считаю, что пора возродить воду по подписке!

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева

какая вода? Сервис по вызову массажистов в офис лучше же 😁

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Оказывается не только мальчики массажистов вызывают, но и девочки массажистов)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ковалев

зал с массажными креслами лучше

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева

да ну, нет) Ручной массаж, особенно шейно-воротниковой зоны не идет ни в какое сравнение с этими вашими креслами)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Эту идею уже давно возродили и похоронили на Яндекс Услугах.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Морскую воду тут Борис продаёт )

Ответить
Развернуть ветку
Nasya727

Я пользуюсь адеском
На момент сравнения разных сервисов зашел больше всего по числу необходимого функционала и цене.
Сейчас адеск ведет моя сотрудница, нет никаких проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Семеныч

Вы описали классический путь пролетария, без знаний, денег, без опыта капиталистического прошлого страны.
Как слепые котята, ползут граждане постсоветского блока по полю рыночной экономики, несистемно методом тыка, как в каменный век неандертальцы.

Жалкое зрелище, Достоевские чувства сожаления и приговор Российской экономике.

Ваш собирательный образ представлчет профиль стандартного российского предпринимателя. Делать не зная что. В то время как есть маркетинговве методики, надо лишь их знать и применять.

Знать - главное. За это отвечает образование.

Выйти на рынок не изучив конкурентов, выбрать финансовый блок "сам не знаю почему", так себе лицо бренда.
Это значит, что все настолько плохо и нестабильно, что начав пользоваться вашим сервисом, завтра можно обнаружить что все закроется, схлопнется, передумали, у конкурентов лучше, собственник сгорел и перегорел после 35 лет "борьбы" (а так произойдет, поаерьте, ваша эндокринная и гармональная, нервная системы выдерживают только за счет способности организма регенерироваться и восстанавливаться, что после 35 и к 40 остановится и вы просто обнаружите огненную и выжженную пустыню внутри).
Учитесь дальше. И учите детей, передавайте свой опыт. Иначе стране, наследнице детей пролетариев п@#₽&ц.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев

А какой у вас опыт? Судя по сообщению вы «знаете».

Ответить
Развернуть ветку
Семен Семеныч

Я миллиардер. Захожу иногда почитать жизнь молодёжи в стартапах.

Ответить
Развернуть ветку
Undefined

Таким ответом можно заткнуть любого в комментариях)

Ответить
Развернуть ветку
Nasya727

Фи

Ответить
Развернуть ветку
Марина

Очень интересно наблюдать, как комментатор, руководствуясь своими мнимыми знаниями, пытается приплести термины ушедшей советской эпохи, неумело пытаясь подставить их под новую модель ведения бизнеса, пытаясь при этом кого-то обличить и выглядеть умным. Очень легко, дискредитировав старания человека, найти для себя новую область в широком смысле и найти себя в этой области в узком смысле, описав это " делать не зная что". Я считаю, что в наше время предприниматель, посвятивший жизнь своему продукту, модернизирующий его, найдет отклик в сердцах его потребителей. И уж точно не спасовав перед абсолютным профаном, кажущимся неадекватным в своих суждениях. Когда как раз , как вы говорите " тыча пальцем в небо" , люди порой и добиваются успехов, если в это верят всем сердцем. Исходя из этого, я думаю лучше иной раз попробовать что то новое, чем прислушиваться к комментарию очередного миллионера из трущоб.

Ответить
Развернуть ветку
Ульрих фон Лихтенштейн

а массаж простаты можно заказать?) где то уже читал такой текст..

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Прохоров

Ваши запросы весьма специфичны)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Degtyareva

Ни одной годной статьи теперь в свежем и популярном с введением платных подписок… 4 жалких комментария в после 😢

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Степан, красавчик! Успехов в не легком деле. Статья похожа больше на рефлексию и это тоже полезное занятие. Даешь еще 10 гипотез, но уже в рамках одного продукта ... :)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Меньшикова

Интересная история, особенно про сервис массажа)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

15 минут на массаж не так уж и много.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вика Тонина

на ошибках учатся ,главное не сдаваться и стремиться к цели

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда