Шоу Трумана в мире бизнеса: или как мы возвращаем владельческий контроль соучредителю компании. Часть 1

Даже самые близкие партнеры могут иметь скрытые мотивы. Доверие, конечно, — основа сотрудничества. Но эта история, скорее, о том, что необходимо сохранять бдительность и не терять контроль, чтобы не стать Труманом в своем собственном бизнесе.

фильм “Шоу Трумана”. Ключевая сцена
фильм “Шоу Трумана”. Ключевая сцена

Этот кейс в самом разгаре и мы еще только на пути к восстановлению полного контроля над ситуацией. Хотя работы проведено достаточно много и я бы хотела поделиться ей с вами, так как она достаточно показательна.

Меня зовут Оксана Лангольф. Я создаю отделы владельцев.Веду деятельность 21 год. Из них 15 – как самостоятельный предприниматель и владелец компании. Повышаю эффективность и управляемость бизнеса:

- Выполняю диагностику бизнеса: нахожу, где что у него болит и как это можно вылечить;

- Устраняю риски налоговых доначислений за дробление бизнеса и выстраиваю архитектуру бизнеса с учетом деловой цели. Вывожу бизнес из тени без многократного роста налогов;

- Закрываю риски воровства на производстве, сбыте, снабжении;

- Закрываю директору возможность использовать компанию в личных целях и чувствовать себя владельцем, создаю механизмы контроля за бизнесом для собственника на расстоянии;

- Создаю инструменты принятия решений владельцами, в том числе в случае конфликтов между ними;

- Навожу порядок в финансах;

- Нахожу резервы увеличения прибыли без увеличения объема продаж.

Написала книгу "Путеводитель по владельческому контролю над бизнесом. Диагностика", которая влетела в ТОП продаж Литрес зимой 2023 - 2024г.

Итак к истории

В конце января ко мне обратилась женщина, соучредитель компании, с тревожным чувством, что в ее бизнесе что-то не так. Она не могла точно сформулировать проблему, но интуитивно чувствовала, что ее обманывают. Это предчувствие оказалось не пустым волнением — вскоре мы обнаружили, что подводные камни есть и они достаточно глубоко.

Причиной ее обращения стало назначение нового исполнительного директора, который, казалось бы, был неплохим кандидатом: работал долго, показывал видимые результаты. Но у клиентки было стойкое ощущение недоверия.

Я приступила к диагностике и сразу столкнулась с полным противодействием со стороны сотрудников. Запросы о документах и данных часто игнорировались или затягивались. Вместо полноценной информации я получала лишь фрагменты — Excel-файлы с недостающими данными. Это превращало процесс проверки в настоящую детективную историю: сотни тысяч строк приходилось пересчитывать вручную, в то время как доступ к базе данных оставался закрытым.

Все же нам удалось выяснить, что оказывается, менеджеры использовали компанию в своих интересах, а партнер вел свою игру. Моя клиентка оказалась в ситуации, когда она вроде бы и генеральный директор, но на самом деле не управляет компанией и даже не знает, что действительно происходит в ее бизнесе.

Имея 50% доли в компании и занимая должность, она несет на себе всю административную и уголовную ответственность. В случае выявления недоимок или требований со стороны кредиторов, все риски субсидиарной ответственности ложатся именно на нее. В то время как фактически управляют компанией другие люди.

Ситуация, конечно, не завидная. Единственное, что можно было сделать в этой истории — это предъявить факты. Восстановить свои права как владельца можно было только одним способом — собрать доказательства и выставить претензии как своему партнеру по бизнесу, так и менеджерам. И эти доказательства мы собирали с трудом.

Протагонист. Фильм “Довод”
Протагонист. Фильм “Довод”

В процессе анализа начали всплывать деликатные подробности. Мы обнаружили, как менеджеры использовали свою “власть” для манипуляций, как сособственник обманывал своего партнера, каким образом подписывались акты и какие дополнительные соглашения давали финансовые преимущества одному из партнеров.

Я увидела, как тщательно и последовательно компанию выводили из состояния подконтрольности. Менеджеры, наблюдая за отношением одного партнера к другому, начали преследовать свои интересы, играя на стороне того, кто был более влиятельным. Таким образом, сложился клубок манипуляций и обмана, в результате чего моя клиентка стала своеобразным «свадебным генералом» в своем же бизнесе.

Еще выяснилось, что даже при найме финансового директора партнер моей клиентки первым делом сообщил ему, что вся информация должна проходить через него, прежде чем дойти до генерального директора. Это означало фактическую цензуру всей деятельности компании. Партнер проводил отбор информации, выясняя, что можно показывать генеральному директору, а что – нет.

Когда я завершила диагностику, стало ясно, что компания превратилась в «дойную корову» для бизнеса партнера. Он извлекал выгоду из компании, выводя средства в аффилированные структуры, тем самым обезжиривая ее.

В компании накопились огромные запасы неликвидного товара — свыше миллиарда рублей, которые вытягивали деньги из бизнеса. При этом компания была вынуждена кредитоваться, чтобы “не утонуть” .

Конечно, процесс потери контроля моей клиенткой над компанией не произошел мгновенно. Все происходило планомерно и постепенно.

В отчете я описала все детали, которые мне удалось выявить в течение 2 месяцев плотной работы. После чего клиентка предложила мне взять на себя задачу по приведению компании в порядок.

Эта статья – завязка истории. Кульминация и развязка будет в следующих статьях. Я могла бы написать все сразу, но тогда это был бы уже скорее сценарий, чем лонгрид для vc.

Спойлер на следующую статью. Я расскажу:

1. Что мы сделали в первую очередь после диагностики?

2. Какие управленческие решения приняли?

3. Кого из ТОП-менеджмента уволили?

4. С какой реакцией столкнулись? (Да-да, она не у всех была адекватная)

Подписывайтесь на мой блог!)

А пока промежуточный вывод

Владеть — это не только иметь запись в ЕГРЮЛ; это действительно контролировать и управлять.

В процессе работы я заметила, что отсутствие контроля и чрезмерное доверие к сотрудникам или компаньонам может привести к печальным последствиям. Это напоминает раковую опухоль: вы живете своей жизнью, и вдруг обнаруживаете четвертую стадию болезни. В жизни – летальный исход. В нашем случае “пациент” выживет”, но важно избавить его от злокачественных клеток, вывести в стабильную ремиссию и в дальнейшем держать руку на пульсе, вовремя проводить диагностику.

История моей клиентки — напоминание о том, что интуиция и внимательность к деталям могут спасти бизнес от необратимых потерь. Не бойтесь задавать вопросы и искать правду — даже если это требует усилий и времени. В конечном итоге, контроль над компанией должен оставаться в руках тех, кто действительно заинтересован в ее благополучии.

Спасибо, что дочитали до конца. Свои вопросы пишите в комментарии – отвечу с радостью!

1616
44
11
33 комментария

Интересно 👍🏻

4
Ответить

Благодарю за обратную связь)

4
Ответить

Прям детектив )

Жду вторую серию

4
Ответить

Обязательно подготовлю)

4
Ответить

Если позволите, пара замечаний:

соучредителю или соучредителям, вероятно?

4
Ответить

Спасибо, это тоже исправлю.
На "соучредителю". Потому что второй учредитель контроль не только не терял, а наоборот, контролировал и властвовал«за двоих»)

4
Ответить

Ну и вот это, пожалуй. Есть ещё, не буду настроение вам портить )

4
Ответить