Полномочия копипастом. Внимательный подход к уставу поможет уберечь бизнес от бед.

Часто устав и другие корпоративные документы воспринимаются как досадная формальность. В результате, отсутствие должного контроля может привести к злоупотреблениям и ВАШИМ финансовым потерям. В статье расскажу, что может случится и как это предотвратить, чтобы защитить свою компанию от возможных рисков.

Иллюстрация из Бизнес журнала “Жажда”
Иллюстрация из Бизнес журнала “Жажда”

Две ситуации из практики.

Ситуация первая.

У общества с ограниченной ответственностью дела идут неважно: потеря клиентов и обьемов в корону, компания находится на грани выживания. Ведется скрупулезный подсчет всех расходов до копейки. В этот период на помощь обществу один из учредителей предлагает взять своего знакомого директором для быстрого решения всех проблем и возврату компании прежнего уровня.

Заставка всем известной передачи
Заставка всем известной передачи

Директор приходит в общество, через некоторое время заключает с собой договор займа на несколько миллионов рублей и после этого пропадает.

Ситуация вторая

Компания купила стопроцентную долю другой компании. Но на период передачи дел оставили бывшего владельца в должности директора компании. Уставы, конечно, никто менять не стал.

И начинаются крупные вливания инвестиций в бизнес. По прошествии нескольких месяцев, когда у нового собственника возник вполне логичный вопрос: “а, собственно, что у нас с деньгами и куда они тратятся?”

Проверкой было выявлено, что часть денег была розданы взаймы под странные проценты – 3-6% годовых разным неясным компаниям, часть переведена за неясные услуги и приобретены неясные активы, которых найти не удалось.

Новые владельцы компании расстроились и решили выяснить отношения со “старым” директором-собственником. На что он показал устав и сказал, что это не крупные сделки. И в общем-то, он имел полное право.

О чем эти истории?

Очень часто собственники бизнеса относятся к составлению устава очень недальновидно и, я бы сказала, преступно-халатно.

Распространенный способ составления учредительных документов — это копипаст с Яндекса, использование типовых форм от налоговой с минимальными доработками.

Многие компании живут в той парадигме, которая прописана в Гражданском кодексе, не включая и не используя устав как механизм регулирования взаимоотношений и с директором, и между собой.

И что получается? Получается, что у нас законом об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрено, что крупной сделкой считается та, которая составляет более 25% от стоимости активов предприятия.

Ну вот и представим. Активы предприятия – это основные средства, это материалы, даже если компания убыточная, но активы у нее есть. А еще это неподтвержденная дебиторка, незавершенное производство и много других неочевидных статей, которые повышают уровень вашего «доверительного отношения» к сделкам директора.

И что мы имеем?

У директора развязаны руки на любые взаимоотношения с неясными контрагентами в рамках устава, нигде его не превышая, в моменте он может заключить любой договор, который принесет ущерб компании.

Конечно, можно сказать, что существует субсидиарная ответственность. Если компания доведена до банкротства, то ответственность ляжет на директора, который заключил неправомерную сделку. Но это еще доказать надо. Субсидиарная ответственность – это не безусловная мера. нужно доказывать, что директор действительно имел умысел, а это довольно затруднительное занятие. плюс у собственников нет задачи уйти в банкротство, они хотят жить и развивать бизнес.

И что тогда? Мы получаем ситуацию, что нерадивый директор может воспользоваться чужими средствами, чужими активами и получить от бизнеса личные профиты почти законно, просто потому что мы не предусмотрели механизмов, которые регулируют сделки.

Что я делаю в уставах компаний, которые приходят ко мне за услугами?

Я специалист по корпоративным конфликтам. Автор методики по восстановлению владельческого контроля над бизнесом "Пирамида Лангольф". Мой ТГ – подписывайтесь! Там много полезного для вашего бизнеса)

В обязательном порядке в устав компании, и это не запрещено, мы с собственником включаем пункты о том, что

директор без решения учредителя не имеет права продавать материальные ценности, которые являются основными средствами, оборудование, недвижимость, земля, в общем любая сделка, неважно больше или меньше, чем 25% от стоимости активов.

Директор может заключить договоры свыше Х рублей только с одобрения собственника.

Устав нам разрешает вносить те условия, которые необходимы НАМ. Законом об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрены те пункты, которые обязательно должны быть включены в устав, но это не запрет на творчество. Мы можем дополнять и корректировать устав по своим необходимостям, по своим запросам, если это не противоречит закону.

И, кстати, если вы думаете, что такие ляпы и прорехи бывают в уставах только в маленьких компаниях, так называемого микробизнеса, то нет. В компаниях с большими миллиардными оборотами бывают ровно такие же проблемы.

Поэтому если вы давным-давно не читали свой устав, предлагаю вам это сделать с особым пристрастием. У вас есть шанс узнать много интересного.

1414
99
11
21 комментарий

Юрист всегда дешевле копипаста. Просто надо научиться с ним работать.

5

Ваша правда. По итогу обходится многократно дешевле

5

меня убивают конструкторы уставов на сайте налоговой *фейспалм*

3

О, а мы потеряли устав. Но не восстанавливали его. У нас был типовой. Нам как теперь лучше поступить?

3

вряд ли вы его потеряли. в типовом указывается тип устава. зачем его распечатывать? они есть все, типированные. перейти на индивидуальный устав можно конечно - разработать и внести изменения в ЕГРЮЛ

2

Я недавно устроилась на работу в компанию и уже понимаю, что, что-то не так. Я делопроизводитель. Про то, что вся система делопроизводства налажена через одно место и говорить не буду, так это же касается и организационно-правовых документов.

Не углубляясь в детали, обнаружила серьезные несоответствия с действительностью, такие как:

• Оттиск печати, указанный в уставе, не совпадает с фактически используемым.

• Место хранения документов не соответствует тому, что прописано.

• Существуют подразделения в пригородах, но их статус не определен.

Это лишь некоторые из проблем, напрямую касающихся моей сферы. Подскажите, кто, помимо директора, должен озадачится? Юридический отдел проявляет полное бездействие. Мне, наверное, лучше уволится. ..))

В Уставе сказано, что "Общество обязано хранить внесенные в учредительные документы изменения и дополнения", но не уточняется, в каком именно отделе это должно происходить. Логически предполагаю, что это должен быть юридический отдел, но там нет этих документов, хотя известно о внесенных изменениях.

Понимаю, что дать какой-то прям полный ответ на площадке сложно, но буду признательна за хоть какую информацию)

3