Два пути развития бизнеса: цена или маркетинг?

Происходящее сегодня во внешней среде требует от бизнеса выбрать для себя один из двух путей.

Первый путь – продолжить еще более жесткую ценовую гонку, когда приходится играть одновременно и с конкурентами, и с потребителями. К постоянным конкурентным войнам в попытке отжать себе часть рынка побольше и сыграть на объеме добавилась необходимость учитывать новые реалии потребительского поведения.

В ближайшие 3-5 лет конечные потребители в низком и среднем минус ценовых сегментах будут не просто рациональными, а будут делать свой выбор преимущественно по цене (см. подробнее здесь).

Маркетинг в этой ситуации практически не нужен, важна оптимизация затрат по всем направлениям, а это задача финансистов, закупок, технологов и производства. Нужно порезать затраты (себестоимость) так, чтобы остаться в рынке по цене, при этот не оттолкнув потребителей. Это значит так балансировать на соотношении «цена – качество», чтобы потребители продолжали покупать товары и услуги, а не начали плеваться от того, что им предлагают (грубо звучит, надо переформулировать, пока не нашла подходящей формулировки).

Второй путь – перейти на настоящий маркетинг, в основе которого находятся потребители, т.е. на маркетинг в понимании его классиков. Он подойдет тем компаниям, которые работают с потребителями, для которых фактор цены не находится на первом месте, хотя и является значимым. Это преимущественно потребители товаров и услуг среднего, среднего плюс и высокого ценовых сегментов, который ищут наиболее соответствующую их запросам потребительскую ценность (свой набор рациональных и эмоциональных выгод).

За последние 10 лет бизнес избаловал потребителей широким выбором практически всего – многое было внутри страны, еще больше приезжало через импорт и трансграничную торговлю (спасибо маркетплейсам). Сейчас ситуация изменилась: российский бизнес в каких-то сферах озадачен предложением аналогов привычных потребителям продуктов и брендов (например, на рынке продуктов питания и напитков или в производстве ингредиентов для пищевой промышленности), в каких-то – в целом развитием российского производства, ранее сильно завязанного на импорт (например, легкая или обрабатывающая промышленность).

И тот, и другой варианты требуют от бизнеса умения достучаться до потребителей, замотивировав их сделать пробную покупку, и сделать для них свои товары и услуги одним из приоритетных вариантов покупки на будущее.

(из рукописи книги «Время делать бизнес» для МИФа)

337337 показов
7272 открытия
6 комментариев

Это иллюзия, что продавать дёшево - просто. И маркетинг там не нужен. Те, кто покупает дёшево, все нервы истреплют, пока примут решение.
Усилия нужны такие же для продажи дешёвого продукта, как и для продажи дорогого. А результат разный. Так что я всегда выбираю грамотный подход к маркетингу и рост цен. Безусловно, с учётом качества продукта

Ответить

Маркетинг нужен везде и всегда. Но сейчас ситуация такова, что продаваться дешевое будет само, поэтому на первый план выходит оптимизация затрат, а качество уже вторично. Плотно работая с пищевкой, видим, как буквально сжав зубы, технологи режут рецептуры под запросы дискаунтеров, и вариантов пока нет. Стоит дилемма - дешево и низкокачественно, например, под требования "Светофора" или недозагрузка производства. Плюс сейчас уже пошла волна СТМ, но не как любимой игрушки сетей, а как оптимизации их затрат. Будем смотреть, что будет дальше, но грустно ((

Если говорить про услуги и прямые продажи, там да, будет, как Вы написали - цена ниже, взрыв мозга персонала выше, потому что привыкли уже к приличному уровню, а придется падать вниз из-за падения доходов.

Ответить

Однозначно. Потребитель уже плюётся на цены.

Ответить

К сожалению, с качеством та же история. В попытках порезать все, что можно, бизнес начинает топить сам себя. В пищевке особенно, но хард дискаунтеры уже диктуют свои правила ((

Ответить

Да сейчас все бюджеты сокращают...

Ответить

При этом часть потребителей просят сохранять качество. Понятно, что это не основная часть целевой аудитории, но есть те, кто готовы и хотят платить за привычный уровень (даже не премиум, а средний - средний плюс ценовой сегмент). У нас сейчас основной запрос от клиентов - как перестроить ассортиментные матрицы, чтобы и рынок "закрыть" по адекватной цене, и маржинальных потребителей не потерять? И решения пока, к сожалению, можно найти только экспериментальным путем + ждем, что дальше будет с импортозамещением

Ответить