Как гражданин РФ запускал бизнес в Латвии в 2023 году (часть 4)

В третьей части статьи я рассказывал о регистрации компании, открытии бизнес счёта в европейском банке и поиске партнёрского производства. А это заключительная часть статьи - о бухгалтерии, краже документов и возвращении в РФ (можно не читать).

Выбрать бухгалтера или фирму на аутсорс и узнать что там с двойным налогообложением

Бухгалтера мне посоветовал тот же юрист, который сдал и квартиру и помогал с регистрацией компании. Первая консультация бесплатно. Пробеседовали около часа. Решили, что самое правильное - никак не связывать бизнес в РФ и в Латвии. Максимум - сдавать в аренду сайт, раз он зарегистрирован на меня, как физическое лицо.

Номер плательщика НДС, который нужен в том числе, для уведомления налоговой в РФ, выдают не так просто. Чтобы его получить в Латвии, нужно иметь хотя бы одного сотрудника, реальные договоры с производством и обороты по счёту. Сотрудником я могу взять себя, даже на полставки, но лучше кого-нибудь из местных. Поэтому заявить о своём участии в коммерческой организации в недружественной стране мне пока не удалось.

Остальное обсуждаемое, к сожалению, предпочту оставить непубличным. Надеюсь, все всё понимают. По сути пока нечего рассказывать, позже, возможно, дополню статью или напишу новую.

10. Слетать в европейский отпуск

После напряженных двух месяцев работы (на самом деле нет) мы с невестой запланировали отметить её День Рождения неделей в Греции.

Забронировали 3 отеля и бюджетную машину в аренду. И вот после первых двух ночей мы выходим утром из отеля, а машина не открывается с кнопки, только с ключа. Фары автоматом не выключились, аккумулятор разрядился в ноль. Складываем в машину вещи, закрываем и ждём мастера от арендной конторы, который прикурит.

Мастер приезжает, открывает машину, прикуривает, заводит... Стоим с ним и ждем у капота. Подходит мужик, что-то спрашивает у мастера, отвлекает нас... И в этот момент его напарник (вероятнее всего это были албанцы) вытаскивает с заднего сидения мой рюкзак с двумя свежими макбуками, двумя моими паспортами (РФ и загран), наличкой, российскими банковскими картами, латвийской e-ID картой, российской эцп от моего ИП, двумя моими водительскими (РФ и международные) ну и прочей полезной мелочевкой, например, ключи от квартиры в Риге и в Екатеринбурге.

Момент грабежа

Естественно мы сразу пошли в туристическую полицию. Там заполнили заявление - кто, что, где и когда украл.

Справка из отдела туристической полиции

С ним нас отправили в посольство. Оно в выходные и праздники не работает. Так, что советую не становиться жертвами мошенников и не терять документы в пятницу или выходные.

Попасть в консульство России не так-то просто, особенно в праздник День России.

Почему всё оказалось не так уж и плохо?

• В Греции для заселения в отель достаточно показать бронь на Booking'e.
  • Следующие отели у нас были оплачены.
  • Полиция разрешила ездить без водительских прав, достаточно показать справку, что всё украдено.
  • У меня осталась только белорусская банковская карта, на которую я переводил деньги из России.
  • Телефон не украли, соответственно был навигатор, чтобы добраться до посольства и отеля.
  • Всё случилось в столице - Афинах, где прямо в городе есть посольство.

Если бы не эти все пункты, то вероятно, я бы уже не писал эту статью.

В посольство для оформления справки для возвращения в РФ нужно привести двух свидетелей, которые подтвердят, что я гражданин РФ, т.к. у меня не осталось вообще никаких документов. Где их взять? - Один у меня был - моя невеста, а второго пришлось выбирать из очереди в посольство.

Вместе со свидетелями заполняем заявление, отправляем на консульский емейл сканы украденных документов (они у меня были в телефоне), и нас отправляют в фотосалон делать снимки для справки. За свои деньги (12 евро). Те, которые у меня украли в большом количестве.

На следующий день справка была готова. Но реально сделать и за 1 день, если придти сразу с фотографиями к 9 утра.

Справка для возвращения в Россию, заменяет собой паспорта.

11. Вернуться в Екатеринбург

Мы привыкли, что при полётах по Европе паспорт не смотрят. И вообще, если зарегистрировались на рейс сами, то и багаж можно сдать через автомат, и пройти на посадку, показав лишь посадочный в телефоне. Поэтому я рассчитывал, что спокойно долечу до Риги, а оттуда уже на автобусе вернуть в РФ. Но, Греция, как нам сказали рижане - цыганская страна, поэтому при посадке в самолёт проверяют паспорт и визу. И естественно, возник вопрос - почему я лечу в Латвию, а не в Россию по этой справке. Пришлось объяснять, звонить начальству, договариваться. Буквально 2 минуты.

На автобус Рига-Эстония-Санкт-Петербург по справке посадили спокойно. При выезде через границу в Эстонии - у меня одного проверили чемодан и спросили давно ли я нахожусь в ЕС, т.к. доказательств у меня никаких нет, даже электронных билетов не сохранилось, им пришлось поверить на слово и выпустить из Европы.

При въезде в РФ с такой справкой идёт дополнительный допрос. Нас сняли с автобуса и меня отвели в комнату с украинцами. Там взяли отпечатки пальцев, пароль от айфона, расспросили откуда еду, почему справка из Греции, а въезжаю из Эстонии. Примерно через час вернули телефон и нас посадили на другой автобус. Будьте уверены, враг в Россию не проникнет при таких тщательных досмотрах сомнительных личностей.

Купить билеты на самолёт и долететь из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга получилось по этой же справке. С трудом, с обзвонами начальства, уточнениями, но получилось.

Итог: зарегистрировать бизнес в Латвии в 2023 году вообще не сложно и не дорого. Можно уложиться в 1000 евро, с учетом проживания, питания и ожидания документов. Впереди мне предстоит восстановить e-ID через посольство Латвии в России, либо еще раз лететь в Ригу. Получить номер плательщика НДС, уведомлять российскую налоговую о том, что я владелец компании в недружественном государстве. И, конечно, самое главное - строить и продвигать международный интернет-магазин Daki.Market. Если у вас есть удачный опыт продвижения сайтов интернет-магазинов на европейском / американском / мировом рынках - буду рад сотрудничеству.

Оглавление

Часть 1 - О бизнесе, Латвии и плане действий

Часть 2 - Как добраться до Риги, снять квартиру и получить e-ID иностранца

Часть 3 - Про регистрацию компании, подключение приёма платежей и поиск производителей