Проблема рынка на примере продаж авиабилетов. Есть ли решение?
О значимости рынка
Ещё в древности люди понимали, какую важную роль играют торговые процессы. О «невидимой руке рынка» они догадывались задолго до Адама Смита:
➤ в Законах Хаммурапи строго-настрого запрещается обвешивать покупателя;
➤ в Талмуде прописано, что инспекторы на рынке обязаны проверять правильность мер и весов, но не должны проверять правильность цен;
➤ в трактате «Гуань-цзы» отмечено: намеренное увеличение цен приводит к удешевлению денег.
Многие верят, что рынок — лучший механизм распределения ресурсов. Люди воспринимают его как неизменный атрибут реальности, нечто незыблемое и идеальное. Но что, если рынок можно усовершенствовать?
Минусы рынка
Предлагаем рассмотреть рынок авиабилетов. Оптимальность распределения ресурсов (билеты — туда, деньги — сюда) во многом опирается на поиск лучшей цены. Конечно, можно пустить рынок на самотек, и «невидимая рука» сама «нащупает» какую-то цену, которая приведет к равновесию. Но в процессе такого «нащупывания» значительная часть ресурсов будет распределена не самым лучшим образом. И вообще — можно ли назвать такое естественное равновесие оптимальным?
Ответ очевиден: нет. Гораздо целесообразнее воспользоваться хорошей RMS, системой управления доходами. Правда, у любой подобной системы тоже есть свой предельный КПД. А с учётом того, что ценность билетов волатильна, поиск соответствия цены и ценности рискует превратиться в бесконечную игру в «кошки-мышки».
Еще одна фундаментальная проблема рынка связана с тем, что цена носит «точечный» характер. Например, если оптимальная стоимость билетов равна X у.е., то матожидание количества покупок может быть равно N. Не важно, как вычислялась оптимальная стоимость X, — на основе эластичности спроса по цене или на более сложных моделях клиентов — единая цена лишает клиентов возможности конкурировать друг с другом за ограниченный ресурс, которым являются билеты. Да, можно действовать по принципу «Кто успел купить быстрее остальных, тот и победил», но подход не сулит ничего хорошего.
Аукционная схема: кому подходит?
Проблем можно избежать, если продавать энное количество билетов с аукциона.
Хотя конкуренция возникает не всегда, есть, как минимум, две категории клиентов, для которых аукцион может стать актуальным решением.
Первая категория — это клиенты, которые покупают билеты незадолго до вылета. Это происходит по разным причинам — например, необходимость приехать в другой город оказалась срочной и внезапной. Иногда покупка билета становится вопросом жизни и смерти. Для таких путешественников лучше всего подойдет классический аукцион по английской схеме: кто предложил большую цену — тот и победил.
Вторая категория — это клиенты, которые покупают билеты заблаговременно. Люди видят в этом не только выгоду, но и некую гарантию того, что они точно не останутся без билета. Совместить конкуренцию и желание сэкономить можно с помощью аукциона по датской схеме: сначала объявляется максимальная цена, а потом её постепенно снижают до той, на которую согласится первый покупатель, — ему и продают билет.
Процесс продаж, при котором часть билетов на один и тот же рейс продается на двух разных аукционах, может быть смоделирован и оптимизирован. Управление такими продажами — крайне трудоемкое дело, но зато благодаря такой схеме можно извлечь дополнительную прибыль в размере 2-6%. Ни одна RMS на это не способна — опять же, из-за фундаментальных рыночных недостатков.
Реализуема ли аукционная схема на практике?
Идея, о которой мы рассказали выше, не нова. Справедливости ради стоит отметить, что предыдущие попытки таких продаж не увенчались успехом. Тем не менее всё это можно реализовать как с технической, так и логистической точки зрения — на базе блокчейна.
Ахиллесова пята есть и здесь — это необходимость личного участия клиентов в аукционах. Но прогресс-то не стоит на месте! Сейчас активно растёт число персональных ассистентов на основе ИИ, поэтому можно уверенно предположить: в скором будущем проблема личного участия в чем-либо перестанет существовать.
В общем, внедрение аукционных схем для частичной продажи ресурсов — крайне перспективное решение для текущей проблемы распределения ресурсов. Оно поможет создать дополнительные возможности для роста и развития для всего сектора путешествий.
Несколько верных способов разориться на маркетплейсах и как этого избежать, расскажу в данной статье.
В один прекрасный день ко мне приходит письмо счастья: «Вы используете нашу фотографию на своем сайте. Оплатите 100 000 ₽, и мы закроем глаза на ваш проступок». А я, знаете ли, простой предприниматель, но не лох. Сразу проверяю: фото-то я брал на другом фотостоке, по всем правилам!
Telegram стал не просто мессенджером, а мощным инструментом для продвижения бизнеса. В этой статье мы рассмотрим, как в 2025 году можно использовать Telegram для достижения максимальной эффективности.
Развитие собственного интернет-магазина и работа на маркетплейсах – два разных пути в электронной коммерции. У каждого подхода свои преимущества и риски. Ниже мы проведем аналитическое сравнение этих моделей: рассмотрим плюсы и минусы, приведем примеры успешных компаний, проанализируем актуальные данные о рынке и выясним, действительно ли маркетпле…
Здесь я познакомлю вас с терминологией. Аукцион, повторный аукцион, публичное предложение, прямая продажа.
Первый и повторный аукцион проводятся по одному принципу.
Интерес к культуре народов России — один из трендов последних лет. Совместно с партнером Студия Чижова объединила тему донского казачества со стилистикой японских комиксов и разработала уникальную геймификацию, которая взорвала вовлеченность ВКонтакте и сыграла на увеличение продаж.
С чем сталкиваются туристические компании?
Проблема низкой заполняемости транспорта актуальна для многих транспортных компаний, особенно в условиях высокой конкуренции.