Как Трамп покупал Tesla
Jaguar Type 00 в Париже

Проблема рынка на примере продаж авиабилетов. Есть ли решение?

Проблема рынка на примере продаж авиабилетов. Есть ли решение?

О значимости рынка

Ещё в древности люди понимали, какую важную роль играют торговые процессы. О «невидимой руке рынка» они догадывались задолго до Адама Смита:

➤ в Законах Хаммурапи строго-настрого запрещается обвешивать покупателя;

➤ в Талмуде прописано, что инспекторы на рынке обязаны проверять правильность мер и весов, но не должны проверять правильность цен;

➤ в трактате «Гуань-цзы» отмечено: намеренное увеличение цен приводит к удешевлению денег.

Многие верят, что рынок — лучший механизм распределения ресурсов. Люди воспринимают его как неизменный атрибут реальности, нечто незыблемое и идеальное. Но что, если рынок можно усовершенствовать?

Минусы рынка

Предлагаем рассмотреть рынок авиабилетов. Оптимальность распределения ресурсов (билеты — туда, деньги — сюда) во многом опирается на поиск лучшей цены. Конечно, можно пустить рынок на самотек, и «невидимая рука» сама «нащупает» какую-то цену, которая приведет к равновесию. Но в процессе такого «нащупывания» значительная часть ресурсов будет распределена не самым лучшим образом. И вообще — можно ли назвать такое естественное равновесие оптимальным?

Ответ очевиден: нет. Гораздо целесообразнее воспользоваться хорошей RMS, системой управления доходами. Правда, у любой подобной системы тоже есть свой предельный КПД. А с учётом того, что ценность билетов волатильна, поиск соответствия цены и ценности рискует превратиться в бесконечную игру в «кошки-мышки».

Еще одна фундаментальная проблема рынка связана с тем, что цена носит «точечный» характер. Например, если оптимальная стоимость билетов равна X у.е., то матожидание количества покупок может быть равно N. Не важно, как вычислялась оптимальная стоимость X, — на основе эластичности спроса по цене или на более сложных моделях клиентов — единая цена лишает клиентов возможности конкурировать друг с другом за ограниченный ресурс, которым являются билеты. Да, можно действовать по принципу «Кто успел купить быстрее остальных, тот и победил», но подход не сулит ничего хорошего.

Аукционная схема: кому подходит?

Проблем можно избежать, если продавать энное количество билетов с аукциона.

Хотя конкуренция возникает не всегда, есть, как минимум, две категории клиентов, для которых аукцион может стать актуальным решением.

Первая категория — это клиенты, которые покупают билеты незадолго до вылета. Это происходит по разным причинам — например, необходимость приехать в другой город оказалась срочной и внезапной. Иногда покупка билета становится вопросом жизни и смерти. Для таких путешественников лучше всего подойдет классический аукцион по английской схеме: кто предложил большую цену — тот и победил.

Вторая категория — это клиенты, которые покупают билеты заблаговременно. Люди видят в этом не только выгоду, но и некую гарантию того, что они точно не останутся без билета. Совместить конкуренцию и желание сэкономить можно с помощью аукциона по датской схеме: сначала объявляется максимальная цена, а потом её постепенно снижают до той, на которую согласится первый покупатель, — ему и продают билет.

Процесс продаж, при котором часть билетов на один и тот же рейс продается на двух разных аукционах, может быть смоделирован и оптимизирован. Управление такими продажами — крайне трудоемкое дело, но зато благодаря такой схеме можно извлечь дополнительную прибыль в размере 2-6%. Ни одна RMS на это не способна — опять же, из-за фундаментальных рыночных недостатков.

Реализуема ли аукционная схема на практике?

Идея, о которой мы рассказали выше, не нова. Справедливости ради стоит отметить, что предыдущие попытки таких продаж не увенчались успехом. Тем не менее всё это можно реализовать как с технической, так и логистической точки зрения — на базе блокчейна.

Ахиллесова пята есть и здесь — это необходимость личного участия клиентов в аукционах. Но прогресс-то не стоит на месте! Сейчас активно растёт число персональных ассистентов на основе ИИ, поэтому можно уверенно предположить: в скором будущем проблема личного участия в чем-либо перестанет существовать.

В общем, внедрение аукционных схем для частичной продажи ресурсов — крайне перспективное решение для текущей проблемы распределения ресурсов. Оно поможет создать дополнительные возможности для роста и развития для всего сектора путешествий.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как маркетплейсы разоряют селлеров: кому этот бизнес всё еще кажется выгодным

Несколько верных способов разориться на маркетплейсах и как этого избежать, расскажу в данной статье.

Работа на маркетплейсах последнее время напоминает очень сложный пазл, чтобы заработать нужно чтобы много что сошлось
88
44
реклама
разместить
Кейсы «Восьмая заповедь»: как интернет-магазин чуть не оставил меня без штанов (и с долгами)

В один прекрасный день ко мне приходит письмо счастья: «Вы используете нашу фотографию на своем сайте. Оплатите 100 000 ₽, и мы закроем глаза на ваш проступок». А я, знаете ли, простой предприниматель, но не лох. Сразу проверяю: фото-то я брал на другом фотостоке, по всем правилам!

Моя выручка от торговли на маркетплейсах
22
Как использовать Telegram для продвижения бизнеса в 2025 году: советы и стратегии для максимальной эффективности

Telegram стал не просто мессенджером, а мощным инструментом для продвижения бизнеса. В этой статье мы рассмотрим, как в 2025 году можно использовать Telegram для достижения максимальной эффективности.

Как использовать Telegram для продвижения бизнеса в 2025 году: советы и стратегии для максимальной эффективности
Свой сайт или маркетплейсы: что выгоднее для e-commerce?

Развитие собственного интернет-магазина и работа на маркетплейсах – два разных пути в электронной коммерции. У каждого подхода свои преимущества и риски. Ниже мы проведем аналитическое сравнение этих моделей: рассмотрим плюсы и минусы, приведем примеры успешных компаний, проанализируем актуальные данные о рынке и выясним, действительно ли маркетпле…

Свой сайт или маркетплейсы
22
Как устроены торги по банкротству

Здесь я познакомлю вас с терминологией. Аукцион, повторный аукцион, публичное предложение, прямая продажа.
Первый и повторный аукцион проводятся по одному принципу.

Почему люди нарушают правила Авито: платформа сама толкает на "грехи"
Почему люди нарушают правила Авито: платформа сама толкает на "грехи"
11
Донские казаки против демонов в аниме: вовлекли 2547 игроков в креативный нейроквест и полностью окупились по первому касанию

Интерес к культуре народов России — один из трендов последних лет. Совместно с партнером Студия Чижова объединила тему донского казачества со стилистикой японских комиксов и разработала уникальную геймификацию, которая взорвала вовлеченность ВКонтакте и сыграла на увеличение продаж.

Донские казаки против демонов в аниме: вовлекли 2547 игроков в креативный нейроквест и полностью окупились по первому касанию
66
22
Как продать недвижимость на 970 млн рублей за 3 месяца: разбор кейса.
Как продать недвижимость на 970 млн рублей за 3 месяца: разбор кейса.
11
Зачем нужны посредники в сфере авиации и туризма?
Зачем нужны посредники в сфере авиации и туризма?
11
реклама
разместить
Нейросеть написала самую дорогую картину, а ее купили за миллионы
Кто готов платить миллионы за искусство, созданное алгоритмами? Это признание нового художественного направления или очередной спекулятивный пузырь на волне хайпа? Разбираем громкие аукционные сделки, скрытые механизмы рынка и влияние NFT на ценность AI
11
Как турфирмы увеличивают продажи на 30% через мессенджеры (и почему это работает)

С чем сталкиваются туристические компании?

Как турфирмы увеличивают продажи на 30% через мессенджеры (и почему это работает)
33
Кейс: Как мы заставили автобусы приносить прибыль: секрет роста заполняемости на 90%

Проблема низкой заполняемости транспорта актуальна для многих транспортных компаний, особенно в условиях высокой конкуренции.

11
[]