{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

На что был похож корпоративный PR до перестройки? - обсуждали мы недавно с мамой, Зеленской Ниной Ивановной, преподавателем и ведущим специалистом по рекламе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Пришли к выводу, что раньше это направление назвали бы соцсоревнованием. Социалистическое соревнование — соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими. В отсутствии рыночной экономики, соцсоревнование призвано было заменить капиталистическую конкуренцию и повысить производительность труда. Сейчас мы бы назвали эту активность корпоративным PR. Какими тогда инструментами пользовались? Инвентарь особым разнообразием в это время не отличался. Нашим коллегам в основном была доступна печатная пресса, особенно отраслевые СМИ

До первой ТВ кнопки подвиги небольших трудовых бригад из регионов не всегда доходили. Была создана уникальная разновидность печатной корпоративной рекламы - печатный плакат о производственных достижениях. Небольшой тираж – 300-400 экземпляров размещался во всех производственных подразделениях и рассылался по предприятиям отрасли в СССР.

На крупных предприятиях в штате был фотограф с плёночным аппаратом. От него зависела половина успеха такого плаката. Вторая половина успеха - контент, который удавалось сохранить живым от гипсокартонных конструкций и лексем соцреализма. Этим занималась когда-то моя мама, как ведущий специалист отдела социалистического соревнования и пропаганды передового производственного опыта в исследовательском институте ВПО «Сахалинморнефтегазпром».

Каждый месяц без интернета и мобильного телефона эта отважная женщина добиралась до нефтепромыслов и газодобывающих участков на севере острова Сахалина, чтобы записать интервью (ручкой на бумаге) с бригадиром, изобретателем или рационализатором. На выходе получались материалы не только про достижения перевыполнений планов пятилетки, но живые человеческие истории. Их удавалось пронести сквозь визирования Обллитовских проверок.

Как выглядела тогда дорожная карта специалиста по соцсоревнованию:

1. Анализ сводок с основными показателями проходки, бурения, нефте- и газодобычи, строительства.

2. Определение победителя. Для этого и нужна была «организация всесоюзного социалистического соревнования»

3. Контроль: работа нормировщиков в передовой бригаде, хронометраж рабочего времени. А вдруг приписки?

4. Если высокий результат подтверждается, то пункт 5.

5. Сбор материала для корпоративной статьи, плаката и тд. Для этого нужна была «пропаганда передового производственного опыта»

6. Экспертиза написанного материала в техотделе, отделе НТИ, Обллите.

7. Далее - печать, выступление на радио и отправка материалов в министерство, включая все его объединения по добыче нефти и газа СССР, на ВДНХ. Почти GR, правда?

Я не представляю, как мама забиралась на эти вездеходы, вертолеты, собачьи упряжки, как пережидала порывы буранов, чтобы добраться до этих героев! Но её там ждали. Ждали и выхода плаката и статьи в городской газете «Сахалинский нефтяник». Суровым мужикам с буровой нужна была поддержка и понимание того, что твой труд ценят и это компенсировало вахтовые командировки по несколько месяцев вдали от семьи. Вот вам и вовлечённость, и сила корпоративных коммуникаций!

А сколько местного колорита добавляли городские праздники, когда весь город выезжал в посёлок Некрасовка на праздник рыбака. Я запомнила только танец чайки красивых нивхских девушек, глянцевые водоросли на жёлтом песке и запах корюшки с черемшой.

P.S. Хотела освежить картинку в памяти, открыла местный Охинский форум и расстроилась: ветхое жилье, всё те же перебои с электричеством и первый самолёт, который только несколько дней назад впервые за время пандемии совершил рейс на материк (в г.Хабаровск). Город, полностью зависящий от навигации и северных коэффициентов, богатый нефтью, рыбой, пушниной так и не стал ни нашим отечественным Дубаи, ни этно-деревней коренных малочисленных народов Севера.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда