Дизайн и коммуникации: 3 принципа работы с данными в отчётах на примере “Лаборатории Касперского”

Финансовые и аналитические данные о компании уникальны. Результаты работы или роста полезны профессионалам и другим стейкхолдерам — клиентам, сообществам, медиа. Часто отчёт — это энергозатратная задача, как для того, кто его собирает, так и для того, кто его читает. Как сделать отчёт одинаково привлекательным, лёгким и понятным для всех?

Дизайн и коммуникации: 3 принципа работы с данными в отчётах на примере “Лаборатории Касперского”

Цель “Лаборатории Касперского” — обеспечение кибербезопасности домашних пользователей, государственных органов и бизнеса. Команда регулярно проводит исследования о типах угроз, уровне защиты и уязвимостях, о которых мы редко всерьез задумываемся. Graph сотрудничает с “Лабораторией Касперского” 2 года, за это время визуализировали более 20 материалов, включая отчеты, брошюры и инфографики, и сформулировали принципы, как работать с данными и дизайном.

Данные — это история

Сторителлинг — мощный инструмент. Разрозненные факты могут стереться из нашей памяти, интересные истории остаются в ней надолго и рассказываются другим. Это давно поняли в “Лаборатории Касперского”, поэтому в компании регулярно публикуют данные собственных исследований. В наши руки попадают уже готовые датасеты для подготовки визуального сопровождения.

Гипотеза, выдвинутая командой заказчика в отчете “Почему защита данных жизненно важна для малого бизнеса”: малый и средний бизнес не менее часто сталкивается с утечкой конфиденциальных данных, чем крупный. Обычно кажется, что такие проблемы случаются только у корпораций, ведь подобные прецеденты подолгу обсуждаются в Интернете, но в ходе анализа стало ясно, что это проблема малых предприятий тоже — более трети из них потеряли информацию для внутреннего пользования в 2019 году.

В другом случае истории в клиентском материале может и не быть, но найти её проще, чем может показаться на первый взгляд: уберите лишние данные, сравните между собой, визуализируйте их в простых формах. В этих действиях можно обнаружить корреляции, отклонения, тренды, ранжирование, и выдвинуть гипотезу — завязку вашей истории. Играя с данными, предполагая, находя подтверждения или опровергая, вы работаете с дата-сторителлингом.

Дизайн и коммуникации: 3 принципа работы с данными в отчётах на примере “Лаборатории Касперского”

Визуальная редактура

Отчёт требует концентрации. В текстовом виде, со множеством таблиц или запутанными графиками читателю потребуется время и силы на расшифровку и нужные выводы. Упростить понимание и сделать его более быстрым можно с помощью инфографичных методов. В случае с отчетом “Лаборатории Касперского” мы использовали цифрографику и гистограмму. Этого было достаточно для того, чтобы акцентировать внимание читателя на том, что считает важным сам исследовательский центр компании.

Дизайн и коммуникации: 3 принципа работы с данными в отчётах на примере “Лаборатории Касперского”

Создавая собственный отчёт, помните, что знакомство с результатами нужно сделать полезным и приятным. Отнеситесь к проделанной работе критически — убирайте те цифры, которые не добавляют значимости, внимательно проверьте отношения между ними и гипотезы. Сделайте с данными отчёта то же самое, что и с текстом — отредактируйте. Для удобства мы написали базовый гайд по визуальной редактуре. Там же табличка с формами диаграмм для разных типов данных.

Дизайн, который помогает понять

“Лаборатория Касперского” не так давно провела ребрендинг. Используя новый фирменный стиль, мы добавили иллюстрации с людьми, которые вполне могли бы быть владельцами небольшого бизнеса, и связанные с ними предметы — компьютеры и смартфоны.

Задумываясь о дизайне своего документа, отдайте предпочтение простым и понятным шрифтам, оставьте достаточно воздуха на страницах, подберите иллюстрации, которые хорошо бы сочетались с корпоративными цветами вашей организации. Не каждому отчёту нужны картинки, но изображения оживляют текст, отчасти делая его более близким читателю, если он сможет узнать, например, в персонажах себя.

Дизайн и коммуникации: 3 принципа работы с данными в отчётах на примере “Лаборатории Касперского”

Вкратце

  • Визуализация отчёта значительно увеличивает шансы на то, что с ним ознакомится широкая аудитория.
  • Используйте дата-сторителлинг, чтобы выстроить увлекательное и близкое читателю повествование.
  • Правильное представление данных делает ваш месседж, гипотезу, аргументы и выводы прозрачными и полезными для читателя.
  • Примените дизайн-инструменты, которые поддержат ваши идеи, сделают их наглядными и убедительными, и помогут читателю принять решение.
6
Начать дискуссию