{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
НПП Итэлма

Благодаря каким технологиям Ромен Грожан практически не пострадал после удара в 67g и 28 секунд в огне

В конце 2020 года на первом круге Гран-при Бахрейна гонщик Формулы 1 Ромен Грожан столкнулся с металлическим барьером который разрезал топливный бак болида. Почти полминуты он был заперт в огненной ловушке которую смог покинуть самостоятельно практически не пострадав.

Несколько ужасающих фактов:

  • Передняя часть болида прошла через барьер уже будучи охваченной огнём.

  • Всего Ромен находился 28 секунд в пламени и покинул кокпит самостоятельно.

  • Сила удара в 67g более чем в 10 раз превышает максимальную нагрузку которую пилоты Формулы 1 испытывают при экстренном торможении (5G). Абсолютный рекорд по кратковременным перегрузкам удерживает пилот Indy Car Кенни Брак - во время аварии его организм испытал кратковременную перегрузку в 214G, на организм Кенни воздействовал вес эквивалентный 16 тоннам. Пилот Indy Car смог вернуться в автогонки спустя полтора года с момента аварии.

В результате Грожан получил лишь растяжение лодыжки и незначительные ожоги рук.

Что уберегло Ромена от огня?

Всё началось более полувека назад. Гонки на автомобилях обладали сумасшедшей популярностью в США ещё в 1960-х годах и не сбавляют оборотов и по сей день. К сожалению гонки Indy Car 1964 года унесли жизнь сразу трёх популярных гонщиков: Гленна Робертса, Дейва Макдональда и Эдди Сакса.

Именно эти и схожие ужасные события и стимулировали науку на исследование огнеупорных материалов которые можно будет использовать для костюмов гонщиков. Гонщик Гленн Робертс получил во время аварии ожоги второй и третьей степени которые повредили более 80% тела. Если бы у него был костюм защищающий от пламени Робертс бы скорее всего выжил.

В борьбе с пламенем особенно отличился британец Уилфред Суини из компании DuPont. Он работал в отделе исследований по улучшению жизни с помощью химии, но вот сама компания являлась огромной корпорацией с крайне неоднозначной репутацией. И по сей день её заводы массово загрязняют воду токсичными отходами, а в прошлом веке она “отличилась” поставками напалма для войны во Вьетнаме.

Именно Уилфреду удалось соединением кислорода, азота, водорода и длинных полимерных гирлянд из углерода создать материал который отлично противостоит огню.

Гонки 1960 х годов поражали воображение размахом и скоростями и удручали требованиями к безопасности.

В те времена у гонщиков не было специализированных огнезащитных костюмов. Как и требований к костюмам в принципе, так что гонщики могли регистрироваться на заезды в обычных майках и джинсах. Некоторые автолюбители пытались защитить себя собственными силами - шерстяная одежда которая не подвержена горению например.

Всё изменилось после изобретения Уилфреда. На основе изготовленного им материала синтезировали специальные нити из которых и состояла ткань. Материал носит название Nomex и активно используется и по сей день. Nomex самозатухает, при температурах до 370(!) градусов Цельсия просто обугливается и держит форму даже в самых сложных условиях не оплавляясь. В то время как обычная синтетическая одежда просто спекается в комок. Представьте чем грозит горящий пластик при контакте с кожей.

Череда модификаций.

Со временем у Nomex обнаружилась неожиданная проблема - при продолжительном воздействии тепла материал незначительно терял прочность и при сильном физическом воздействии мог порваться что осложняло извлечение гонщика из горящего болида. Проблему удалось решить добавлением незначительного количества кевлара в 1970 х годах. С тех пор формулу материала регулярно пересматривают и улучшают.

В DuPont пошли ещё дальше и создали манекен в полный рост под названием Thermo-Man. Манекены оборудованы сотнями температурных датчиков. Во время испытаний они могут “поджариваться” открытым пламенем из 12 газовых горелок.

Использование костюма из Nomex увеличивает вероятность выживания в десятки раз.

Впрочем лучше один раз увидеть чем сто раз услышать и ситуация с Роменом очередное тому доказательство. Нахождение в менее технологичном костюме привело бы к ужасающему расплавлению плоти, в то время как с помощью Nomex удалось минимизировать последствия.

Шеститочечный ремень безопасности, изобретенный более 50 лет назад огнеупорный материал, титановая дуга кокпита, системы HALO и HANS - всё это позволило ограничиться лишь легкими ожогами рук и вывихнутой лодыжкой после аварии на скорости почти в 200 км/ч.

НПП Итэлма - большая компания-разработчик automotive компонентов. В нашем штате около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Мы активно растем, и открыли много вакансий, в том числе и в регионах. Нам нужны инженеры-программисты, инженеры-конструкторы, ведущие инженеры-разработчики (DSP-программисты) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти в этой области и учиться у лучших — рады видеть вас в команде. Также мы готовы делиться экспертизой и важными новостями из мира automotive. Задавайте нам любые вопросы: ответим, обсудим.

Читать ещё полезные статьи:

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null