Благодаря каким технологиям Ромен Грожан практически не пострадал после удара в 67g и 28 секунд в огне
В конце 2020 года на первом круге Гран-при Бахрейна гонщик Формулы 1 Ромен Грожан столкнулся с металлическим барьером который разрезал топливный бак болида. Почти полминуты он был заперт в огненной ловушке которую смог покинуть самостоятельно практически не пострадав.
Несколько ужасающих фактов:
Передняя часть болида прошла через барьер уже будучи охваченной огнём.
Всего Ромен находился 28 секунд в пламени и покинул кокпит самостоятельно.
Сила удара в 67g более чем в 10 раз превышает максимальную нагрузку которую пилоты Формулы 1 испытывают при экстренном торможении (5G). Абсолютный рекорд по кратковременным перегрузкам удерживает пилот Indy Car Кенни Брак - во время аварии его организм испытал кратковременную перегрузку в 214G, на организм Кенни воздействовал вес эквивалентный 16 тоннам. Пилот Indy Car смог вернуться в автогонки спустя полтора года с момента аварии.
В результате Грожан получил лишь растяжение лодыжки и незначительные ожоги рук.
Что уберегло Ромена от огня?
Всё началось более полувека назад. Гонки на автомобилях обладали сумасшедшей популярностью в США ещё в 1960-х годах и не сбавляют оборотов и по сей день. К сожалению гонки Indy Car 1964 года унесли жизнь сразу трёх популярных гонщиков: Гленна Робертса, Дейва Макдональда и Эдди Сакса.
Именно эти и схожие ужасные события и стимулировали науку на исследование огнеупорных материалов которые можно будет использовать для костюмов гонщиков. Гонщик Гленн Робертс получил во время аварии ожоги второй и третьей степени которые повредили более 80% тела. Если бы у него был костюм защищающий от пламени Робертс бы скорее всего выжил.
В борьбе с пламенем особенно отличился британец Уилфред Суини из компании DuPont. Он работал в отделе исследований по улучшению жизни с помощью химии, но вот сама компания являлась огромной корпорацией с крайне неоднозначной репутацией. И по сей день её заводы массово загрязняют воду токсичными отходами, а в прошлом веке она “отличилась” поставками напалма для войны во Вьетнаме.
Именно Уилфреду удалось соединением кислорода, азота, водорода и длинных полимерных гирлянд из углерода создать материал который отлично противостоит огню.
В те времена у гонщиков не было специализированных огнезащитных костюмов. Как и требований к костюмам в принципе, так что гонщики могли регистрироваться на заезды в обычных майках и джинсах. Некоторые автолюбители пытались защитить себя собственными силами - шерстяная одежда которая не подвержена горению например.
Всё изменилось после изобретения Уилфреда. На основе изготовленного им материала синтезировали специальные нити из которых и состояла ткань. Материал носит название Nomex и активно используется и по сей день. Nomex самозатухает, при температурах до 370(!) градусов Цельсия просто обугливается и держит форму даже в самых сложных условиях не оплавляясь. В то время как обычная синтетическая одежда просто спекается в комок. Представьте чем грозит горящий пластик при контакте с кожей.
Череда модификаций.
Со временем у Nomex обнаружилась неожиданная проблема - при продолжительном воздействии тепла материал незначительно терял прочность и при сильном физическом воздействии мог порваться что осложняло извлечение гонщика из горящего болида. Проблему удалось решить добавлением незначительного количества кевлара в 1970 х годах. С тех пор формулу материала регулярно пересматривают и улучшают.
В DuPont пошли ещё дальше и создали манекен в полный рост под названием Thermo-Man. Манекены оборудованы сотнями температурных датчиков. Во время испытаний они могут “поджариваться” открытым пламенем из 12 газовых горелок.
Использование костюма из Nomex увеличивает вероятность выживания в десятки раз.
Впрочем лучше один раз увидеть чем сто раз услышать и ситуация с Роменом очередное тому доказательство. Нахождение в менее технологичном костюме привело бы к ужасающему расплавлению плоти, в то время как с помощью Nomex удалось минимизировать последствия.
Шеститочечный ремень безопасности, изобретенный более 50 лет назад огнеупорный материал, титановая дуга кокпита, системы HALO и HANS - всё это позволило ограничиться лишь легкими ожогами рук и вывихнутой лодыжкой после аварии на скорости почти в 200 км/ч.
НПП Итэлма - большая компания-разработчик automotive компонентов. В нашем штате около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Мы активно растем, и открыли много вакансий, в том числе и в регионах. Нам нужны инженеры-программисты, инженеры-конструкторы, ведущие инженеры-разработчики (DSP-программисты) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти в этой области и учиться у лучших — рады видеть вас в команде. Также мы готовы делиться экспертизой и важными новостями из мира automotive. Задавайте нам любые вопросы: ответим, обсудим.
Читать ещё полезные статьи: