{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Бывший предприниматель — хороший руководитель или перспективный конкурент?

Найм экс-предпринимателя вызывает множество страхов и опасений: вдруг он не станет надёжным управленцем, не вольётся в рамки должностных инструкций или вовсе переманит сотрудников и клиентов, станет конкурентом, украв все ваши наработки.

Сегодня попробуем раскрыть эту тему и дать своё мнение.

Меня зовут Миргаязов Артур, я основатель компании БезРутины — по подбору результативных управленцев, и здесь, в блоге, раскрываю разные тонкие и не очень нюансы найма директоров, их адаптации, отбора и прочего.

Так какие же шансы у «бывшего предпринимателя» стать вашим перспективным конкурентом, украв все наработки, клиентскую базу, и всё то важное, что вам дорого?

Это возможно, если культура и «владение» в компании выстроены плохо или отсутствуют вовсе.

Примечание:

Под владением подразумевается всё, что обуславливает принадлежность компании и её частей вам, как собственнику. Начиная с патентов, зарегистрированной торговой марки, и заканчивая персонализированным обращением основателя к клиентам, пусть и автоматизированным. Но когда клиенты точно знают, кто «зачинатель».

Артур Миргаязов

Тогда клиенты — это просто клиенты, принесли деньги — получили услугу. Они знать не знают, кто такой основатель, работают для них обычные сотрудники. А сотрудники — это просто сотрудники, пришли на работу — получили зарплату. В этом случае им все равно, какой во главе «дядя».

Представим, что в такую компанию руководителем приходит некто, «бывший» предприниматель, который хотя бы на йоту лучше относится к команде, чем основатель. Заботится о сотрудниках, интересуется их мнением, состоянием и делами. Зажигает на достижения.

Он генерирует результаты — собственник получает дивиденды. Логично. Но в очередной раз получив ЗП из рук собственника, который относится к растущим результатам как «это твоя работа, вот и делай её», руководитель задумывается:

«А зачем мне и команде эта «лишняя» деталь? Есть ли смысл продолжать работать на человека, который не заинтересован в своих сотрудниках?».

И он уходит, а команда идет за ним.

Ситуация, которую я описал, имеет место быть в едва ли не 80% случаев. И она кричит: «Ни в коем случае не нанимайте бывшего предпринимателя! Несмотря на обширный опыт, лидерские навыки, нестандартные идеи — не нанимайте!».

Прислушайтесь к ней. Если у вас «ларек-марек», а люди — винтики бездушного механизма. Если всё, что делает ваша компания — это «купи дешевле, продай дороже». Если ваш бизнес не транслирует никакой высокой идеи, никаких особенных ценностей. Если у вас нет реальной клиентской, репутационной и брендовой капитализации, …

То тогда вам остаётся только грустить и печалиться.

Или начинать вкладываться в людей, технологии, владение, и прочее. Становиться компанией, в которой сотрудники ценят свое место, а клиенты понимают, к кому идут за услугой.

Компанией, в которой сотрудники работают не за зарплату, а за компанию: за идеи, за ценности, за вас, в конце концов. Зарплата — это сама собой разумеющаяся компенсация за потраченное время, а не мотивация в такой компании, которую я описываю здесь.

Я знаю классных управленцев, у которых есть опыт своих бизнесов/проектов, и при этом они рулят отделом или целой компанией. И я нанимал таких людей. В статье «Если вы впервые нанимаете себе директора» отметил важный фактор — «секретный ингредиент». Настоятельно рекомендую вам найти статью и вникнуть в этот пункт.

Однако, даже в бизнесах со здоровой внутренней культурой собственник может бояться отдать команду под управленческую эгиду экс-предпринимателя.

Почему?

В психологии есть многократно подтверждённая теория: каждый ваш существенный страх будет реализовываться и повторяться, пока вы не исцелите эту базовую травму, на которой зиждется страх.

Если у вас активна травма «предательства» и вы испытываете страх, что вас могут предать, вы найдёте где её получить.

Что бы ни делали, каких бы сотрудников ни нанимали. Этот страх в вас, и он реализуется в вашем бизнесе. Раз за разом. И вот вы уже не верите людям, становитесь волком-одиночкой и ни в коем случае не нанимаете сильных людей, в том числе бывших предпринимателей.

Но предать и увести бизнес могут не только предприниматели и талантливые сотрудники.

Не очень далёкие, довольно глупые и не продуктивные тоже такое делают: уводят сотрудников, клиентов, крадут технологии и наработки. Это не зависит от того, бывший это предприниматель или просто сотрудник.

Подведем итоги.

Нанимать управленца или сотрудника, который был предпринимателем, можно и нужно, если: в вашей компании здоровая и развитая культура, выстроены «владение» и хорошие отношения. Тогда вы ничем не рискуете.

Но не берите яркого лидера ни с опытом, ни без опыта предпринимательства, если: у вас «ларёк-марёк» и люди-вещи-винтики, компания неплохо зарабатывает, а вы хотите выйти из операционки.

На яркого лидера команда «налипнет» сама. И даже при простом его увольнении последует за ним. Берите серого неприметного руководителя, которого можно безболезненно убрать/заменить/…

Такой уж удел.

П.С. Если вам интересно почитать ещё про найм руководителей, то вот цикл статей про "Подводные камни при найме директора":

П.П.С. А так же можете загуглить "найм директора инструкция", и одной из первых ссылок выпадет подробная статья про нюансы найма управленца в компанию (на довольно известном портале про бизнес).

0
2 комментария
Екатерина Соколовская

Спасибо.
Статья оказалась своевременной и полезной.
Как раз встал такой вопрос в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия М

Интересная статья, действительно, такие опасения часто приходится слышать 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда