Одна история провала и три истории успеха из 2022. Извлекаем уроки и технологии

Стратегический день, коллеги! Меня всё ещё зовут Артур Миргаязов, и я по-прежнему (с 2014г.) занимаюсь наймом топ-менеджеров, формированием автономных топ-команд и стратегическими сессиями, после которых эти самые команды умножают прибыль бизнеса.

За 8+ лет такой работы и сотрудничества с разными компаниями я пришел к выводу: стратегия является стержнем всей работы компании и построения любой сильной команды.

Несколько лет мне довелось вложить в разработку технологии стратегирования и построения всей линии планирования (от глобальной миссии и ценностей → до плана дня), которая давала бы прозрачную картинку прогресса и была не перегружена процедурами. Изобретал велосипед, ага, очередной. И получилось.

В этой статье я расскажу три истории успеха и одну историю провала, в каждой из которых будет содержаться мораль и технология.

П.С. На вопрос/возражение: “да какая н— стратегия в такое время, как сейчас?!” вы также получите технологический ответ.

Формат подачи материала
Формат подачи материала

История №1. Как туристическая компания в 2022 выросла на 30%.

Контекст: на дворе январь 2022. Страна отходит от ковида, открываются границы — ни облаков, ни туч на горизонте не видно. Компания «TeamTravel» оплачивает стратсессию и привозит меня на Урал.

История: мы строим стратегию масштабирования, представляем, как всё у них будет хорошо и радужно. Те наивные и зелёные мы образца января 2022 года.

В конце стратсессии мы переходим к блоку рисков и отвечаем на вопрос: «Что для компании может пойти не так?». Прикрепляя черные карточки, команда генерирует, казалось, невероятные варианты развития событий:

  • «Какой у нас основной канал трафика? ****грам? А если его закроют?»
  • «Ковид прошёл, границы уже никто не закроет… Но карточку напишем»

Для каждой такой черной карточки — каждого предложенного сценария — мы искали решение, и прорабатывали превентивный и реактивный сценарий (как предотвратить и как реагировать).

Наступает март — закрывают ****грам. Начинают закрываться границы (усложняются перелёты).

Компания «TeamTravel» достаёт свой 🍆… план отработки рисков и, пока все в шоке и панике, продолжает реализовывать стратегию роста.

Результат цифровой: +30% выручки и прибыли за 2022 год.

Результат качественный: расширена география клиентов за пределы РФ, освоены альтернативные каналы привлечения клиентов, компания продолжает расти.

Мораль: стратегия не существует без проработки рисков и негативных сценариев. Звучит как утверждение “Капитана Очевидность”, но почему-то 6/10 предпринимателей (в том числе и тех, у кого миллиардные компании) говорят мне, что нет смысла строить стратегию, когда вокруг “такоэ”.

«Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, что терпят поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить».

Сунь-Цзы

Технология:

Первое: задать себе 2 вопроса, нагенерите как можно больше негативных сценариев (как реалистичных, так и слегка фантазийных):

1. Что может пойти не так снаружи? (мобилизация, отключение рекламных площадок, …)

2. Что может пойти не так внутри? (а что, если уволится директор маркетингу, а что, если конкуренты схантят моего исполнительного директора — все возможные «а что, если»).

Второе: отработать каждый такой риск превентивными и реактивными мерами: что нужно сделать, чтобы такой риск нас не задел и что мы сделаем, когда/если этот риск реализуется.

Живой пример, слегка изменённый под требования NDA
Живой пример, слегка изменённый под требования NDA

История №2. Как премиальные кинозалы «Black Room» из паники и подавленности телепортировались в Дубаи.

Контекст: на дворе март 2022. Паника, подавленность, тревога. Людям тяжело даже мыслить нормально, не то что думать о стратегии. Но «Black Room» и ещё две компании приезжают на стратегическую сессию.

История: первое, что они делают — прописывают свои личные риски. Каждый участник продумывает свои личные негативные сценарии: что у меня, Антона, может произойти? Какие возможные последствия могут быть от происходящего для меня лично?

Затем команда собирается вместе и совместно штурмит, как может помочь закрыть эти риски каждому члену команды.

Например, если сотрудник лишится квартиры — у кого-то из участников есть квартира тёти, где можно поселиться на несколько месяцев.

Затем они делают то же самое для компании. Прописывают все возможные сценарии и последствия и группируют их по трём группам: лютейший сценарий, негативный и “болемене”. И для каждого сценария прорабатывают план действий, превентивный и реактивный.

Что происходит с паникой, тревогой и подавленностью, когда «мои» личные риски проработаны? Правильно. Всё это уходит. Мозг ускпокаивается и становится способным думать о бизнесе.

Дальше мы прорабатываем всё самое плохое (да, на это нужно много сил и энергии) для бизнеса, и понимаем, что даже самую лютую –опу мы переживём.

И приходит уверенность, спокойствие, желания двигаться и развиваться. Даже в таких условиях. Возвращается азарт и энергия, чешутся руки.

И после проработки всего плохого за тучами СВО они начинают видеть светлые лучи возможностей, которые несёт новое время.

И прорабатывают набор больших и маленьких гипотез, из которых выбирают три самые перспективные: филиал в Дубаи, новый продукт и кое-что секретное (NDA, простите).

Их команда больше не находится в общем болоте паники и неопределённости.

Предстоит ещё много работы, есть силы и желание делать.

Результат цифровой: рост выручки на ХХ% (NDA).

Результат качественный: начали получать выручку в валюте в “другой” правовой зоне, вывели на новый уровень собственную торговую марку в РФ.

Мораль: неопределённость вызывает панику и страх. Обозначив и отработав каждый риск, успокаиваешься. Успокоившись, получаешь доступ к возможностям и энергию на их реализацию.

Технология:

1. В момент всплеска неопределённости сначала прописываем свои личные риски (не бизнеса).

2. То же самое делает вся ваша семья, близкие друзья и сотрудники.

3. Прорабатываем, как мы группой можем нивелировать тот или иной риск каждого члена группы.

4. Делаем то же самое в компании, когда пришла масштабная неопределенность, когда реально тяжело и тревожно.

5. Опционально: можно и с конкурентами/подрядчиками так же собраться и проработать совместные мероприятия.

Риски-ириски группируем по трём сценариям
Риски-ириски группируем по трём сценариям

История №3. Как, продавая монеты, увеличить прибыль на 48% в 2022.

Контекст: первую стратсессию они прошли ещё в 2020 году. Уже тогда, будучи топ-1 в своей нише, они выгребли потенциал роста.

Но на этой стратсессии они придумывают гипотезу — и в результате делают х2 за следующий квартал.

На следующей стратсессии команда задумывается: «А какие у нас рентабельность, капитал, выручка? Блин, это же очень плохо». И они ставят следующую цель — удвоить рентабельность. За следующий год они её удваивают.

Через некоторое время компания понимает: нужно расти ещё, но куда? Ведь они и так лидеры. Здесь были нужны сложные и тонкие решения. Например, запустить Growth Hacking — систему непрерывного тестирования прорывных гипотез. Команда запускает её и продолжает расти.

За 2 года прибыль компании выросла более чем в 5 раз.

За 2 года «Монетник» успел построить команду, которая сплотилась как ядро. Всё потому что команда строится вокруг Цели, вокруг Стратегии. Чтобы идти вместе.

История: приходит февраль, время неопределенности.

Страну охватывает паника, но, так как команда уже собрана, она самостоятельно, без собственников, принимает ряд решений: отгораживает себе половину офиса, сама строит перегородки и сдаёт половину помещения в субаренду, чтобы тратить меньше денег.

Затем сотрудники сами уменьшают себе зарплату, меняют KPI, перестраивают работу в компании и за 2 недели сильно режут издержки.

Результат цифровой: рост чистой прибыли на 48%.

Результат качественный: существенно оптимизировались, запустили тест новых направлений, и мн.др. (NDA).

Мораль: стратегия — это не мероприятие, а процесс. Внедренный. Бизнес. Процесс.

Технология:

Тут будет чуть сложнее, с теорией и с иллюстрациями.

<p>Что обеспечивает результат бизнеса? Люди или процессы? По версии автора - результат обеспечивают процессы. А люди эти процессы исполняют.</p>

Что обеспечивает результат бизнеса? Люди или процессы? По версии автора - результат обеспечивают процессы. А люди эти процессы исполняют.

- Если в твоём бизнесе результат обеспечивают люди, то у тебя просто нет бизнеса. Пояснять же не нужно?

- Не, тут очевидно. Но есть вопрос - как изменить результат?

- Изменить процессы.

- А как изменить процессы?

- Ну так через проекты

- А что такое проекты?

- Проект - это набор мероприятий и преобразований той или иной части бизнеса. Например, внедрение СРМ - проект. Установка нового оборудования - проект.

- А на основе чего строятся проекты?

- Проекты мы запускаем на основе сработавших гипотез, чтобы проекты изменения процессов строились не на наших предположениях (тогда будет много мусорной деятельности и кривущщие процессы в компаниии), а на основе того, что уже подтверждено и мы уверены в результате такого проекта.

- А, ну теперь понятно. Получается, мы генерим гипотезы, которые ложатся в основу проектов, которые меняют процессы, и мы в конце получаем другие результаты, которые не зависят от отдельных людей, так?

- Да, всё верно. Получается эдакая пирамида, вот она на рисунке, смотри

Стратегический цикл
Стратегический цикл

- Давай подытожим ключевые точки, что ты понял?

- Нууу, я понял, что технология здесь заключается в том, что, ммм, стратегия это не какое-то отдельное мероприятие, а целый бизнес-процесс в компании. Но я не понял, как выглядит такая стратегия в компании, можешь показать?

- Да, смотри

Как может выглядеть стратегия
Как может выглядеть стратегия

- Как теперь понимаешь, что главное мы хотели сказать в этом пункте?

- Всё, теперь понял. Этим пунктом в третьей истории мы хотим сказать, что стратегия - это непрерывный процесс в компании, а не мероприятие “раз в год”. И строится стратегия из трёх слоёв: гипотезы, проекты, процессы.

- Ага, всё верно. А ты понял, почему детально стратегия на картинке выше расписана только на квартал вперёд?

- Ну да, дальше квартала мы не можем прогнозировать, и поэтому нужно дособирать и уточнять стратегию каждые 3 месяца, верно?

- Да, ты всё правильно понял. Вот смотри, как это выглядит у меня

Почему уточнять стратегию нужно ежеквартально
Почему уточнять стратегию нужно ежеквартально

История №4. Хватит успешного успеха. Как я стратегически про—л свой собственный бизнес.

Контекст: с 2018 я выделил свою деятельность по найму ТОПов в отдельный бизнес, упаковал технологии, обучил сотрудников и компания пошла работать.Мы научились закрывать вакансии с очень высоким “success rate” (процент успешно закрытых в долгосрочном горизонте, не просто выведенных на работу). NPS мы достигли 92,5%. Отрицательная текучесть персонала (да-да, от нас не уходили, к нам наборот, возвращались люди), технологичность и отточенные процессы в области найма.

История: в январе 2022 мои руководители, в чью работу я не вмешивался, поехали строить стратегию. Тогда ещё я не воспринимал стратегию через призму 3х слоёв, описанных выше.

И команда предположила, что именно повышение и без того уже нормальных показателей производства, даст нам прирост рекомендаций (кои составляли 70% выручки) даст нужный рост.

НО. В компании не был отстроен процесс привлечения клиентов. Да, за все эти годы мы протестировали все очевидные и не очень гипотезы, и всё равно, 50-80% выручки шло от постоянных клиентов и их рекомендаций.

И команда, с фактически отсутствующим процессом привлечения клиентов, поставила целью наращивание и вытачивание производственных процессов. И достигла этой цели.

НО. У компании так и не появился процесс привлечения.

И, в июле 2022 я принял решение о том, что больше нет смысла, и пора закрывать компанию. Мы так и не научились делать выручку и привлекать клиентов.

И ошибка эта была основана на том, что я, как собственник, тогда упустил опорную стратегическую точку - процессы

Полная версия того, почему закрыл компанию, висит на сайте БезРутины.

Мораль: результат обеспечивают не люди. Результат обеспечивают процессы. И идти нужно от них.

Технология:

  • здесь без технологии
Одна история провала и три истории успеха из 2022. Извлекаем уроки и технологии

Выводы

Работа компании и команды — как хождение под парусом.

Не важно, откуда дует ветер. Сзади ли, сбоку или прямо в лицо. Лодка идёт к цели.

То же самое и бизнес с его внешней средой.

СВО, ковид, мобилизация и любые другие внешние обстоятельства — это ветер. И если у компании нет цели и курса, то смена направления ветра будет мотать лодку из стороны в сторону.

Если у компании есть цель, стратегия, гипотезы, проекты, процессы — экипаж просто перенастраивает паруса. Иногда включает мотор, иногда заходит в заводь, чтобы переждать бурю. А иногда, седлая ураган, несётся к своему граалю. И побеждает.

Сегодня, в 2023, ветер меняется часто. Настраивать и корректировать паруса нужно регулярно:

  • Раз в полугодие - актуализация цели на год, согласование глобального вектора развития.
  • Раз в квартал - стратегия (что сделаем, чтобы победить).
  • Раз в месяц - тактика (как в этом месяце сбалансируем стратегию и выполнение планов)
  • Раз в неделю - трекинг исполнения проектов и текущих показателей.
  • Раз в день - проектные команды и отделы - летучка по показателям и оперативным планам.
  • Раз в час - давать себе передохнуть 10 минут 🙂
Одна история провала и три истории успеха из 2022. Извлекаем уроки и технологии

Интересная статистика вышла у меня за 2022 год: все, кто занимался стратегией, вышли из 2022 в хорошем плюсе, как в измеримых показателях, так и в качественных изменениях. То же самое в ковидные времена.

Ваш бизнес - это яхта. Внешняя среда - это ветер.

Эй, юнги, поднять паруса!

Если хотите интерактивный тренинг по стратегии для своей команды ТОПов или сразу стратегическую сессию, добро пожаловать ко мне на сайт создать-стратегию.рф и в tg: @artmirr

П.С. А если вы - консультант, добро пожаловать в крупнейшее сообщество ведущих стратегических сессий.

44
2 комментария

Верь в лучшее и готовься к худшему, собственно, как и во всех делах! Спасибо за статью. Бывает одному сложно пережить что-то, а то, как справляются целые компании удивляют каждый раз

1

Да, точно)
Спасибо за комментарий )