Как меня забанил Google, что я с этим делал, и чем все кончилось

«Ваш аккаунт отключен». Так меня приветствовал однажды Google при попытке привычным движением зайти на Drive, чтобы продолжить вместе с коллегами править один большой и всех уже порядком утомивший документ. Да, мне удалось добиться того, о чем я раньше только в шутках слышал. Меня «забанили» в «Гугле».

Само по себе это не так уж страшно. Можно завести новый аккаунт, переехать на другой сервис (об этом — ниже), использовать, в конце концов, десктопные версии рабочих программ. Проблема была в другом. Аккаунт, который попал под блокировку, был у нас чем-то вроде аккумулятора информации. Документ, о котором я говорил выше, лежал именно на его диске. И не только он. Хранилище в целом было заполнено на 70%, причем в основном — довольно чувствительной для работы информацией. Не только рабочими версиями документов, но и их сканами (большинство мы, правда, вытащили из почты), видеозаписями с разных мероприятий (собирали по флешкам сотрудников, нашли не все), массой довольно важных переписок и т. д. Еще пострадал общий календарь, но тут спасла наша врожденная и благоприобретенная личная организованность: )

Полный форс-мажор

Сказать, что блокировка в Google стала для нас неожиданностью — значит выразиться очень сдержанно. Говорить о причинах не стану. Ограничусь тем, что заверю вас: ничего криминального не было. С одной стороны, надо было прочитать, причем внимательно, пользовательское соглашение. (Но кто и когда это делал, особенно, если речь о бесплатном сервисе?!) С другой стороны, как нам удалось в конце концов выяснить — сделать это было, поверьте, непросто! — причина была связана с нашей активностью в электронной почте. В user agreement Google такой риск прописан, но начиная с какого количества соглашений он может сработать, не говорится. Мы думали, что раз спамом не развлекаемся, аккаунты не ломаем и материалы про терроризм не размещаем (да, предупреждают и об этом), то все будет нормально. Ошиблись.

Последствия

Мода на «облака», да еще и подстегнутая пандемией, сыграла с нами дурную шутку. Документы, которые мы правили в Google Drive, хранились только там. Найти их старые версии на компьютерах у сотрудников удалось только в нескольких случаях из десятков. Да и то — совместная работа минимум за 2-3 дня оказалась утеряна.

Важным плюсом оказалось то, что аккаунт изначально создавался как рабочий, а не личный. Последние часто используются для авторизации на мобильных устройствах под управлением Android. Блокировка в Google в таком случае чревата превращением смартфона в «кирпич». Разблокировать операционку можно, но либо путем «танцев с бубном», включающих в себя сброс устройства до заводских настроек, либо не ранее, чем через сутки. А возможно, придется ждать до окончания разбирательств с корпорацией, которые могут затянуться, да и исход их непредсказуем.

Что делать?

Увидев сообщение об отключении я, разумеется, начал следовать инструкциям. На странице блокировки предлагается войти в заблокированный аккаунт и отправить запрос на восстановление доступа. Там же, кстати, я узнал, что «через некоторое время» отключенный аккаунт будет удален вместе со всей его информацией. Не скажу, что это нас с коллегами сильно ободрило.

Мой запрос на восстановление доступа был отклонен. Стоит отметить, что это только первый этап. На нем заявки рассматривает робот, который ориентируется, как я понял, в целом на те же критерии, что и система, принимающая решение о блокировке.

Получив отказ от непреклонного ИИ, пытаемся достучаться до живого человека (я все еще верю, что в Google они есть). Для этого идем на https://support.google.com/accounts/contact/disabled2 и заполняем несложную форму. Потребуется только ответить на вопрос, пытаетесь ли вы войти в Google c адресом электронной почты, который заканчивается на @gmail.com или @googlemail.com (интересно, с какими еще имеет смысл попробовать?) и ввести адрес для связи (главное — не указать по привычке заблокированный). Еще на этой странице есть форма, куда предлагается ввести дополнительные сведения, например, описать свои действия перед отключением. Интересно, что это предложение распространяется, вроде бы, только на случаи, когда такие сведения есть, но окно отмечено *, то есть, тоже обязательно для заполнения. Поэтому я, изо всех сил сдерживаясь от неуместного проявления эмоций, просто написал, что все было так же, как года два до этого: )

После этого оставалось ждать ответа на указанный адрес. «Как правило, это происходит в течение двух рабочих дней».

Нервная дорога к хэппи-энду

Два дня для нас — довольно долгий срок. Поэтому мы решили попытаться вытащить хотя бы часть заблокированных данных. Теоретически это можно сделать: нужно заходить в каждый сервис отдельно. Некоторые предлагают инструкцию по скачиванию данных даже заблокированным пользователям. Нам, например, удалось добыть сканы документов. Впрочем, их бы, пожалуй, было проще всего восстановить, если бы борьба за аккаунт была проиграна окончательно. Этого, к счастью, не случилось. В обещанный двухдневный срок наш аккаунт разблокировали.

Работа над ошибками

Несмотря на более или менее (часть работы у нас откатилась на три дня назад) удачный исход, мы решили подобных ситуаций больше не допускать. Сделать это можно по-разному. Например, создать резервный аккаунт и дублировать информацию на нем. Но мы решили, что нам это не подходит. Во-первых, чего греха таить, немного обиделись. Во-вторых, в пользовательском соглашении Google предостерегает от создания и использования нескольких аккаунтов с целью обойти или нарушить правила корпорации. Вроде бы, запасной рабочий аккаунт — штука безобидная, но мы и в первый раз ничего криминального, повторюсь, не делали.

Другой выход — дублирование информации на собственных физических носителях. Жесткие диски компьютеров, внешние диски и т. д. Хорошо и надежно, но мы уже сильно привыкли к «облакам» и их преимуществом, главное из которых, конечно, совместная работа. Поэтому начали искать альтернативу сервисам Google.

Нашли замену на Родине

На самом деле, замена была у нас под рукой. С начала нынешнего года мы использовали «проекты» из «Р7-офис». Как инструмент управления задачами он показал себя неплохо. Мы, конечно, знали, что там включено и облачное хранилище, и редакторы текстов, таблиц и презентаций. Мы даже пользовались ими, но не очень активно: исторически сложилось так, что главной нашей площадкой для совместной работы над файлами и их хранения был Google. Вплоть до истории с блокировкой мы не задумывались о переносе данных. Однако теперь функционал «Р7-офиса» оказался весьма кстати. Особенно облачный сервер, который мы подняли в своей же локальной сети, чтобы пользоваться «проектами». Столкнувшись с блокировкой один раз, мы оценили эту особенность. Сервер в локальной сети может работать без интернета, а значит информация и сервисы не окажутся вдруг недоступны из-за правил провайдера платформы, и извне доступ к ним получить гораздо сложнее.

Кроме того, за время нашей работы с продуктами Р7 разрабы показали, что готовы оперативно реагировать на обращения и в целом довольно открыты к диалогу и доработке. Общаться с российской компанией все же проще, чем пробиваться через зарегламентированные инстанции в крупной корпорации.

Переезд

Перенести данные из Google на корпоративный сервер «Р7-Офис» оказалось довольно просто. К нему можно подключить почти все популярные облачные хранилища: «Яндекс.Диск», OneDrive, Dropbox и другие, включая, конечно, наш Google Drive.

Как я уже говорил, определенный опыт использования приложений «Р7-Офис» у нас уже был. К тому же, их редакторы текстов, электронных таблиц и презентаций, обладают привычным, можно сказать, стандартным интерфейсом. Так что говорить о необходимости переучиваться не приходится. Функционал — вполне соответствующий приложениям MS Office. Полная совместимость с форматами Microsoft и OpenDocument. При этом — все возможности облачных платформ: совместное редактирование, рецензирование, возможность оставлять комментарии, чат, мобильные приложения, все как в гугл доксе.

Выводы

Шансов попасть под блокировку Google не так уж много. Мы продолжаем использовать Drive, Gmail и другие сервисы как вспомогательные. Проблем больше не возникало. Да и знакомых, которые столкнулись бы с такими ситуациями, у меня нет. В интернете, однако, подобные ситуации описаны. И многие закончились не так хорошо, как наша — аккаунты остались в «бане» и были в конце концов удалены вместе со всей информацией. Поэтому бронепоезд на запасном пути не помешает.

33
6 комментариев

И все-таки причина блокировки в этой истории больше интересна и поучительна, чем нативное продвижение Р7 офис.

3
Ответить

Так написано же все, история реальнее некуда

Ответить

Что мешает завести бизнес-аккаунт и платить за пользование и избежать таких рисков?
Вы же для извлечение прибыли используете ресурс, значит вполне разумно нести очень незначительные затраты на снижение риска получить блокировку и остановку рабочего процесса.
За Р7 (впервые вообще слышу что это такое, но искать не буду) наверно платите?

Ответить

ну я так понимаю, что платный аккаунт не гарантирует избегание блокировок, нас же не за бесплатность заблокировали
Платим, да

Ответить