Продакт-менеджер в страховой компании

Больше года я работаю продактом в небольшой страховой компании. Последние два года компания делает попытки перейти на продуктовый процесс.

Рассказываю о том, чем интересна отрасль и что там делать.

Чем отличается разработка продуктов в страховании от других?

  • Убыточность. Сначала страховая получает деньги с продажи полисов. Потом отдает их страхователям при возникновении убытков. Убыточность - это основная ценность и суть страхования. Задача страховой компании управлять убыточностью (рисками). Не обанкротиться и еще что-то заработать.
  • Продуктовая команда включает андеррайтера - специалиста, который управляет убыточностью продукта в данном виде страхования. Без андеррайтера шанс сделать убыточный продукт гораздо выше.
  • Основной канал продаж - агент. Когда продакт приходит в компанию, первая идеи - "а давайте сделаем онлайн продажи!". После чего ему показывают статистику по рынку - 95% продаж на рынке сейчас совершается через агентские сети. Разрабатывать продукты нужно для агента и страхователя, а не только для страхователя. Часто продукты делаются в первую очередь для агента. За интернетом будущее, но в перспективе 10-20 лет.
  • Регулятор. Отрасль по сути является финансовой. ЦБ, РСА и другие контролирующие органы следят за каждым шагом. Все изменения и новые продукты нужно обсуждать с юристами и методологами. ДА и самому нужно знать все основные акты досконально. Штрафы бывают космическими, например продал полис за 1000 р., а штраф за каждый получил 40 000 р.
  • Интеграции с различными государственными сервисами. Их 100500 штук. Я занимаюсь в том числе ОСАГО. У нас целая команда разработчиков каждый день дорабатывает интеграции с РСА. ЦБ каждую неделю что-нибудь новое вводит, так что работы хватит всем.
  • Сложные продукты, которые сложно продавать. Многие продукты на страховом рынке вмененные. Их включают в кредиты,ипотеки и т.д. А добровольные тяжело продать. Страховка - это вещь, которая никому не нужна, пока ты не попал в аварию. Сначала клиент платит и получает негатив - он отдал деньги и получил нечто неосязаемое. Некоторые клиенты даже боятся страховок. Они думаю, что из-за покупки страхования от несчастного случая, например, они точно попадут в аварию - "накликал беду на себя". В целом доверия к рынку страхования нет вообще.
  • Страховым компаниям не нужны клиенты, которые приходят сами. Это утверждение взорвало мне мозг в свое время. Но статистика не врет. Люди, которые сами покупают ДМС, ОСАГО или КАСКО приносят убытки. По таким клиентам убыточность 500%. Возвращаясь к пункту выше, ты вспоминаешь про страхование, когда уже что-то случилось.
  • Страхование супер консервативная отрасль. Когда-то я работал в строительстве. Я считал, что эта отрасль застыла во времени. Так вот, страхование меняется еще медленнее. Вроде есть сайты, скоринги, AI, приложения и прочее. Но внутри устаревшие вертикальные структуры компаний. Есть компании, в которых сотрудник вообще может не видеть своего начальника в глаза. Отрасль ждет еще много трансформаций. Сейчас все заливается миллиардами денег.

Чем я занимаюсь?

Для продакта все просто великолепно. Как я уже писал выше, чтобы сделать хороший продукт в страховании, нужно расшибиться об стену. Чем занимаюсь:

  • Понимаю, что нужно всем заинтересованным сторонам.
  • Свожу финансовую модель с аналитиками, андеррайтерами.
  • Провожу исследования с маркетологами.
  • Путешествую по регионам с продавцами.
  • Ищу партнеров, если они нужны. Интегрирую продукт с нужными сервисами.
  • Делаю страховую документацию с методологами, юристами и андеррайтерами.
  • Делаю прототипы с командой.
  • Настраиваю аналитику с командой.
  • Продумываю систему метрик с командой.
  • Продумываю архитектуру с разработчиками. Продумать будущие релизы с командой.
  • Тестирую, что разработали с тестировщиками, пользователями.
  • Обучить продавцов (Самое сложное!) с руководителями.

Какие навыки быстро качаются:

  • Приоритезация всего. Встречи, исследования, переговоры, текучка, обучение агентов и прочее. Всего очень много.
  • Командная работа и способность договариваться. Чтобы сделать продукт, нужно чтобы сработали правильно все подразделения компании.
  • Навыки менеджмента. Продуктовые навыки, вроде касдева или прототипирования мне растить проще, чем менеджерские. Оценка сроков и исполнение обязательств основа нашей работы.
  • Понимание процессов разработки продукта.

И еще некоторые хорошие новости:

  • В страховых нет выстроенных продуктовых процессов. Все с нуля.
  • Страхование очень конкурентный рынок.
  • Большие данные, аналитика и исследования - у вас будут глаза разбегаться.

Вывод

Если вы начинающий продакт, обдумайте работу в страховании. Почему, смотрите выше.

Если вы состоявшийся синьор, то сложных задач тут полно - от формирования команд и построения процессов, до понимания как эта отрасль работает и куда двигаться. Про западный рынок я вообще молчу.

Мой канал о страховании в telegram: https://t.me/insur_pm

11
реклама
разместить
Начать дискуссию