Что такое гринвошинг и где он применяется в текущих реалиях?

Если вам небезразлична судьба планеты, вы, скорее всего, ищете способы совершать экологически рациональные покупки. И правда, один из главных трендов сегодня – тренд на экологичность, осознанное потребление и добросовестное отношение к природе. Прогрессивное человечество стремится к правильной сортировке мусора, посещению магазинов с собственным шоппером и повсеместному сокращению своего углеродного следа. Компании так же стараются быть в тренде, вкладывая множество усилий в «зеленое» движение. Но если одни организации действительно помогают окружающей среде, другие лишь маскируются под экологичность и заводят потребителей в заблуждение. Проблема в том, что все модное часто становится лишь хорошим поводом для увеличения прибыли за счет доверия покупателей.

Что такое гринвошинг и где он применяется в текущих реалиях?

Термин «greenwashing» с английского переводится как «зеленая промывка». Это маркетинговая стратегия, в рамках которой компания создает образ заботы об экологии, но в действительности не делает ничего, чтобы снижать свое негативное влияние на окружающую среду.

Почему гринвошинг так распространен сегодня? В первую очередь, потому что он отлично работает. Исследования Nielsen показали, что две трети покупателей готовы платить больше за экологически чистые товары, и половина из них учитывает натуральность продуктов, прежде чем принять решение о покупке.

В каком виде можно встретить «зеленый камуфляж»?

1. Маркировка

Многие бренды используют "зеленый язык", который звучит впечатляюще, но не имеет официального подтверждения. Очень популярный в России подход, когда на упаковку не имеющего никакого отношения к экологии продукта наносится выдуманная зеленая маркировка.Это, как правило, надписи: эко, био, органик, фито, natural, vegan и другие.

2. Абстрактные определения и ложные заявления

Когда нет никаких подтверждений безопасности товара кроме громких слов на этикетках: фермерский продукт, полезно для здоровья, не содержит химии, гипоаллергенный, без SLS и прочие.

3. Состав

Состав или указание ингредиентов в нем не по порядку. Неопытному потребителю иногда трудно это заметить. Но, например, если в составе не указаны отдушки, а сильный аромат ощущается, это должно насторожить.

4. Упаковка

Зеленый брендинг ассоциируется с экологичными товарами. Поэтому самый простой способ заставить покупателя воспринимать продукт как экологичный – сделать упаковку зеленой или крафтовой, добавив элементы, относящиеся к природе. К гринвошингу также можно отнести заявления о биоразлагаемости упаковки, которая в действительности не имеет никаких органических соединений в составе.

5. Меньшее из двух зол

Это происходит, когда компании рекламируют один выгодный аспект вредного продукта – показывают достоинства, а недостатки скрывают. Примерами могут служить биоразлагаемые, пластиковые бутылки или псевдобумажные стаканчики, которые наносят еще больший вред природе.

Импортозамещение в 2022 и его влияние на потребителей

В начале марта многие мировые бренды стали покидать российский рынок. После этих событий предприниматели заговорили о том, что представителям локальных брендов открываются новые возможности из-за освободившихся ниш. Именно поэтому отечественные компании начали работать куда активнее на случай полного запрета на ввоз товаров из Европы.

Начинают уходить и многие экологичные компании. Это заметно по изменению потребительского поведения россиян – повышается спрос на отечественные продукты, в том числе органику. Особым драйвером импортозамещения становится рост спроса на отечественную органическую косметику.

Недавно Россельхозбанк проводил исследование, которое показало, что в апреле-мае 2022 года спрос на косметику из натуральных компонентов вырос на 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такой тренд прослеживается не только в косметической сфере, потребители ищут замену органическим продуктам питания и предметам быта.

К чему это все? К тому, что с увеличением популярности экологически-чистых товаров вполне вероятно и увеличение случаев обмана российских покупателей. К сожалению, в конкурентной борьбе бренды позиционируют себя как “экологичные” без всяких на то оснований и используют тактики гринвошинга. Справедливо сказать, что есть и этичные компании, которые продолжают производить полезные, многофункциональные и действительно экологичные товары – те, кто думают не только о прибыли, но и о долговечности своего продукта, а также о пользе для природы.

Как не попасться на уловки нечестных производителей?

Проблема в том, что в российском законодательстве почти нет законов, контролирующих этот процесс. Если в Европе за каждым утверждением компании должны стоять протоколы, исследования и подтвержденные результаты экспериментов, то в России все происходит намного проще. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на эко PR, чем на реальный вклад в технологии производства для снижения нагрузки на окружающую среду.

Несколько важных рекомендаций:

- Будьте внимательны и всегда читайте состав с маркировкой. На продукции действительно зеленого бренда должна присутствовать маркировка, которая признается международным сертификатом. Единственная в России экосертификация, которая проводит экологическую оценку продуктов по всему жизненному циклу – «Листок жизни». Также в России чаще всего можно встретить официальные маркировки “Голубой ангел”, “Северный лебедь”, “Европейский цветок” и “Korean Eco-label”. Достоверность экомаркировки можно проверить, например, в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide.

- Не опирайтесь при выборе продукта на ничем не подкрепленные заявления на упаковке, читайте состав и проверяйте ингредиенты в нем.

- Изучайте общую политику брендов и делайте выводы, стоит ли совершать покупку их товаров.

- Старайтесь не приобретать вещи из биоразлагаемого пластика. Хоть это и звучит безобидно, в нем содержатся опасные химические компоненты. Частицы таких продуктов все равно попадают в мировой океан и значительно его загрязняют.

55
Начать дискуссию