«Чёрная дыра потребления»: компании строят метавселенную с бесплатной одеждой и посудомойками в каждом виртуальном доме

Провайдеры метавселенных будут контролировать всё: производство виртуальных объектов, поставки, продажи и доставку. А ещё развлекать пользователей и помогать обустраивать быт. Но технически это не совсем возможно, а само понятие — лишь красивое слово, считает The Atlantic.

BMW
BMW

Авторы научно-фантастических книг и фильмов на протяжении многих лет эксплуатируют тему конца света: катаклизмы и инопланетяне не раз заставляли вымышленных героев скрываться в симуляции или лететь в космос на межзвёздном корабле.

В реальном же мире апокалипсис распознать непросто, поэтому взять и покинуть планету без видимых на то причин — всё равно, что бросить надежды на лучшую жизнь на ней.

Самых богатых землян это, похоже, не беспокоит, пишет издание: Илон Маск, Джефф Безос и другие предприниматели то и дело говорят о небесном рае и человечестве как межпланетном виде — как в «Интерстелларе» и «ВАЛЛ-И».

А основатель Meta, в прошлом Facebook, Марк Цукерберг намерен воплотить в жизнь идею из «Матрицы» братьев Вачовски — построить мир, в котором человек подключён к большому компьютеру и существует в виде плоти, пока вокруг разрушается некогда привычная ему реальность.

Для этого Facebook провела крупный ребрендинг: переименовалась в Meta, чтобы подчеркнуть, что работает не только над соцсетями, но и над созданием целой метавселенной.

При этом, что именно скрывается за понятием метавселенной, по-прежнему не знает никто. Даже автор самой концепции Нил Стивенсон никогда подробно не описывал, как придуманная им альтернативная реальность работает на самом деле. В его романе «Лавина» 1991 года миром управляют компьютеры посреди пустыни, а персонажи живут в симуляции потому, что устали от реальной жизни.

В греческом префикс «мета» означает между, через и после и указывает на своего рода трансцендентное состояние, на нечто, что находится за пределами. А сами метаконцепции часто связаны с понятиями превосходства, власти и завоевания. «Метавселенная — это всё ещё вселенная, но улучшенная, эдакая сверхвселенная для сверхчеловека: позволяет сбежать из реальной жизни в гипотетическую, чтобы спастись», — считает издание.

В 2021-м ничего подобного не существует, а любые попытки создать что-то похожее на метавселенную того же Стивенсона даже приблизительно не соответствуют общей идее, которую продвигали фантасты — что люди могут подключиться к полноценной параллельной реальности с помощью очков или мозговых имплантов.

Пока что метавселенная — не больше чем красивое и многообещающее название. Но оно и понятно. «Облако» ведь тоже звучит лучше, чем «серверная ферма, где компании и пользователи арендуют дисковое пространство».

The Atlantic

Своими работами писатели хотели скорее предостеречь человечество и обличить отрицательную сторону технологии: она может стать «цифровым наркотиком» пользователей и иметь негативные последствия. Но техкомпании интерпретировали посыл фантастов по-своему. С помощью метавселенной они планируют связать культуру потребления с философией эскапизма.

Цукерберга можно понять: его годами критиковали за плохую работу над соцсетями и приложениями, так что метавселенная — его способ сбежать от проблем. С таким подходом неудивительно, что и параллельные миры, которые компании строят, далеки от идеала, заключает издание.

Правда, цели предпринимателей куда грандиознее. Они знают, что миллиарды людей проводят большую часть жизни за компьютером, но при этом всё ещё связаны с внешним миром: строят семьи, высаживают огороды, собирают осенние листья. Охватить весь мир невозможно, и компании это понимают.

Поэтому они попробуют убедить общественность другим способом: пообещают, что в виртуальном мире можно будет купить всё то, чем нельзя завладеть в реальном. В каждом нарисованном доме будет посудомоечная машина, а за одежду и предметы искусства не придётся платить — разве что комиссию за саму транзакцию, которую установит провайдер метавселенной.

Он же будет отвечать за всё сразу: развлекать пользователя и связывать его с другими людьми, продавать ему брюки и антифриз для автомобиля. А ещё доставлять сырьё, поддерживать цепочки поставок, руководить производством и доставкой.

В общем, станет масштабированной Amazon — или же чёрной дырой потребления.

The Atlantic

Технически осуществить это почти невозможно, пишет издание. Не зря ведь ощутимую пользу VR- и AR-инструменты пока что принесли только в медицине, архитектуре и при производстве. Но это едва ли кого беспокоит: техгигантам всё равно удалось убедить обывателей, что в будущем технология получит широкое распространение.

Людям хочется верить, что метавселенная решит все те проблемы, что оказались неподвластны бизнесменам, политикам и законам физики. О чём они не подумали, так о том, что в итоге будут делать в цифровом мире всё то же, что и в реальной жизни: скупать всякую ерунду и кричать на неугодных им людей, пишет издание.

24
33 комментария

в моей метавселенной закончилась туалетная бумага(

16
Ответить

и провайдер до сих пор не привез? а еще говорят, что в этих метавселенных доставка молниеносная. верь после такого техгигантам :(

2
Ответить

звоним Цукербергу!

1
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Предпочитаете жрать баланду из реального мира?)

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

the atlantic как раз сравнивает цукербергскую horizon с майнкрафтом — говорит, то же самое, только одни аватары без блоков :)))

2
Ответить