Пока остальные совещаются и анализируют, Маск пробует снова и снова: почему повторный запуск Starship — это не «провал»
Ракета перетерпела изменения в кратчайшие сроки
Чтобы минимизировать риски последовательного отказа двигателей Raptor, инженеры компании перестроили первую ступень ракеты-носителя, пишет Бергер. В итоге все 33 двигателя проработали до расстыковки, чего в прошлый раз достичь не удалось: тогда отказали сразу шесть «движков».
SpaceX также успела внести ещё одно крупное инженерное изменение: она установила на Super Heavy теплозащитный кольцевой экран. Он должен был упростить «горячую» расстыковку — этап, на котором двигатели второй ступени зажигаются при ещё работающих двигателях первой. При первом запуске они включились, только когда отключились двигатели ускорителя.
Так как ступени успешно отделились, компания в очередной раз доказала, что умеет проводить сложнейшие инженерно-проектировочные работы в такие короткие сроки, замечает Бергер и добавляет: «Если вас это не впечатлило, переосмыслите ситуацию ещё раз».
Да, после расстыковки корабль начал отклоняться от курса и был взорван, но все его шесть двигателей включились, а сам он поднялся примерно на 150 км над Землёй. Для компании это уже большая победа — в том числе потому, что любые полученные в ходе запуска данные помогут ей устранить часть ошибок в будущем.
Подход SpaceX к разработке позволяет ей ошибаться
В ноябре 2022 года — после более чем десяти лет исследований и семилетних разработок — NASA впервые запустило двухступенчатую сверхтяжёлую ракету-носитель Space Launch System. Запуск прошёл успешно, но управление и не могло ошибиться: агентство работает при правительстве, а инвестиции в программу составили несколько десятков миллиардов долларов.
Почему тогда запуск Starship считается некоторыми неуспешным — непонятно, недоумевает Бергер. Запущенная Маском ракета — пока что самая крупная в мире. Инвестиции были в основном негосударственными, строительство заняло всего несколько месяцев, а затраты составили 1/10, а то и 1/100 от стоимости Space Launch System.
Назвать запуск «неудачным» просто потому, что компания хочет использовать системы многократно, но пока не может, — «глупо». SpaceX научилась быстро строить и меньше тратить, потому что использует итеративный подход: она не медлит с тестами, чтобы как можно быстрее выявлять ошибки и исправлять их к следующим запускам. Илон Маск может позволить себе такие «неудачи», потому что это и есть суть его подхода.
Специалисты аэрокосмической отрасли в целом делятся на два лагеря: это наблюдатели и исполнители. Первые постоянно совещаются, анализируют и составляют отчёты. Без них никуда, поскольку космические запуски — это риск, пишет Бергер. Однако «магия» SpaceX заключается как раз в том, что большинство её сотрудников — исполнители.
За 20 лет существования компания могла давно пасть жертвой бюрократии, но выстояла благодаря усилиям Илона Маска — противника слишком долгих теоретических рассуждений. Его нередко критикуют за жёсткость и спешку, но он хочет быстрого прогресса, поэтому и не боится «ломать» — и публично на это идёт, даже если позже кто-то назовёт его попытки «неудачными».
Те, кто осознают, как устроена отрасль, понимают: это вовсе не промахи, а важнейшие шаги, которые помогают ей не стоять на месте.
Подход SpaceX к разработке позволяет ей ошибатьсяА вот Роскосмос умеет признавать свои ошибки!
я так понимаю из этого следует что SpaceX не признает ошибок своих?
А вот Роскосмос умеет признавать свои ошибки!.
У Роскосмоса бывают ошибки?
Очень уважаю Маска и его сотрудников за попытки, но такие жополизные статьи статьи прям перебор.
Статью стоит переименовать в "От крушения только выиграл!"
И пополнить всеми любимый словарь новояза:
неудача > успех
промахи > важнейшие шаги
крушение > большая победа
Маск даёт американскому обществу то, что оно любит - шоу. И в данном контексте отрицательный результат - это ни чуть не худшее шоу. Ну а тем немногим, для кого важнее успешный результат, и предназначена эта разъяснительная статья.
выглядит конечно эпично и красиво