{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Тенденции развития рынка тренингов в 2021 году. Результаты опроса. Мнения организаторов

Тенденции развития рынка тренингов по психологии, эзотерике, самопознанию в 2021 году Самопознание.ру

Что год 2021-й нам готовит? До нового года ещё далеко, но 2020-й уже вошёл в историю как самый… непредсказуемый. Неопределённость вызывает стресс, включает выживательные инстинкты и усложняет принятие решений. Рынок тренингов личностного роста сам по себе сложный и неоднозначный. Как планировать, если вообще ничего не понятно? Портал "Самопознание.ру" провёл опрос о трендах и перспективах развития тренингового рынка, в котором приняли участие 223 организатора и тренера.

На рынок тренингов, также как и на всё остальное, влияют внешние обстоятельства в виде ограничений, закрытия границ, изменений в экономической ситуации. Также на него влияют потребности конечного потребителя — темы, которые актуальны посетителям тренингов и семинаров.

Но не меньший вклад в тренды на рынке рынке тренингов вносят те, кто проводят мероприятия, обучают, консультируют — тренеры и организаторы.

В данной статье мы познакомим вас с результатами опроса, проанализируем их и попробуем внести нотки определённости в наше ближайшее будущее.

Что будет со спросом на обучение?

Что произойдёт со спросом на обучение Самопознание.ру

В первую очередь, нас интересовало мнение крупнейших игроков рынка на тему спроса на обучение. Более половины опрошенных (54,9%) прогнозируют рост спроса на обучение.

В глобальной перспективе, цифровизация и роботизация мира, использование искусственного интеллекта и виртуальной реальности влекут стремительные изменения во всех сферах жизни. Отмирание старых профессий и развитие компетенций будущего будут формировать тенденции к систематическому обучению и переобучению, непрерывной доработке нужных навыков и компетенций и постоянному повышению собственной ценности. Все эти факторы прогнозируют устойчивый рост спроса на обучение как в ближайший год, так и в долгосрочной перспективе.

27,9% опрошенных прогнозируют, что спрос останется на том же уровне.

15% респондентов предполагают, что спрос упадёт.

Онлайн vs Офлайн. Кто победит?

Сможет ли онлайн-образование заменить очные курсы? Самопознание.ру

Некоторые из опрошенных также уточняют, что спрос на очное обучение сократится, а на онлайн — вырастет. В связи с этим мы задали второй вопрос: "А сможет ли онлайн-образование заменить очные тренинги и курсы повышения квалификации?" Доли согласных и несогласных с данным утверждением примерно равные (19,3 и 16,7% соответственно), а 2/3 опрошенных (63,1%) предполагают, что перспективы за смешанной формой обучения.

Многое, конечно, зависит от сроков и качества обучения, как заявили некоторые из опрошенных, а кто-то резонно утверждает, что телесные практики перевести в онлайн практически невозможно (хотя мы встречали и такие примеры, так что "никогда не говорите "никогда" и занимайте свободные ниши).

Готовы ли сегодня провайдеры обучения и специалисты рынка тренингов обучать онлайн?

Готова ли ваша компания обучать онлайн? Самопознание.ру

Подавляющее большинство (73,8%) респондентов ответили "да". Некоторые из опрошенных уточнили, что готовы совмещать форматы.

Изменятся ли бюджеты на обучение?

Тренинги, обучение, помощь людям — это не только дело по душе, но и бизнес, который должен приносить доход. А насколько люди и дальше будут готовы вкладываться в своё развитие?

37,3% респондентов предполагают, что и в следующем году расходы людей на обучение останутся на прежнем

уровне. 33,9% опрошенных прогнозируют рост, а 27,5% — предполагают сокращение бюджетов на обучение.

Где люди будут искать информацию о тренингах и обучении?

С каждым годом растёт информационная нагрузка на человека. Чтобы пробиться к человеку через информационный шум, нужно все больше и больше времени и касаний. И здесь все средства хороши — и социальные сети, и рекомендации, и контекстная реклама, и тематические ресурсы. Среди ответов респондентов на наш опрос не было очевидных аутсайдеров, что говорит о том, что при наборе участников на тренинги необходимо комбинировать разные методы продвижения.

Форматы обучения. Тренды 2020–21

Чуть больше половины опрошенных (51%) ответили, что будущее за онлайн-курсами в записи (тиражируемые онлайн-курсы, курсы в "коробках"). Его плюсы в том, что участники проходят курс в своём темпе, в удобное время, из любой точки мира. Такой курс можно сделать достаточно доступным для участников, ведь расходы на его проведение значительно ниже, чем на организацию живого мероприятия. Ценность такого курса повышается, если его можно проходить с мобильного телефона (в любое время, когда у пользователя есть свободная минута). Также, чтобы соответствовать современным трендам, нужно, чтобы курс предполагал обратную связь в виде личных консультаций, разбора домашних заданий или индивидуального сопровождения куратора. Желательно, чтобы курс был практико-ориентированным и включал в себя элементы нетворкинга, где слушатели могли бы общаться друг с другом.

Второй по популярности ответ (36,5%) — короткий онлайн-мастер-класс. Микро-обучение — тренд современности, обусловленный прежде всего тотальной нехваткой времени. Курс разбивается на микро-модули (короткие видео с чек-листами и практическими заданиями) и желательно с индивидуальной траекторией обучения (когда слушатель может сам из отдельных блоков сформировать необходимую его запросу программу обучения).

Третий по популярности ответ (31,5%) — короткий офлайн-мастер-класс.

28,3% опрошенных делают ставки на онлайн-мастер-группы (клубы) — относительно новый и набирающий популярность формат работы. Такие группы предполагают длительное участие, регулярный полезный контент и небольшую абонентскую плату.

Таким образом, мы видим, что многие участники рынка тренингов видят будущее за онлайн-обучением и короткими программами (небольшие мастер-классы онлайн и офлайн на 2–3 ч).

Чему учить? Самыми популярными темами тренингов в 2021 г. станут

В равных долях по 36,5% — освоение новых навыков (новые профессии, курсы повышения квалификации и т.п.) и психологический комфорт (работа с эмоциями, повышение стрессоустойчивости и т.д.). Это объясняется тем, что меняется рынок труда, часть профессий уходят в прошлое, а вместе с тем появляются новые отрасли, требующие освоения новых навыков. Плюс в условиях неопределённости людям необходимо работать с эмоциями, проживать их и повышать эмоциональный интеллект.

Тема денег будет актуальна по мнению 27,5%. Падение экономики, сокращение доходов населения, рост безработицы негативно сказываются на уровне дохода, и люди активно ищут пути его восстановления/увеличения. Но уже не за счёт позитивного мышления, а овладевая новыми навыками. Наблюдается тенденция, что люди не просто хотят работать с психологической и духовной составляющей денег, но и готовы обучаться новым профессиям, чтобы действовать в реальном мире (а не только производить изменения внутри).

Вечная тема отношений будет популярна по мнению 19,7% опрошенных.

Здоровье также остаётся важным во все времена, но ведущей эту тему прогнозируют лишь 17,2% опрошенных.

И последний вопрос…

Какую главную тенденцию в запросе на обучение вы ощущаете в настоящее время?

На основании ответов в свободной форме мы выявили следующие тренды:

  • Для очных мероприятий: наличие инсайтов и практическая применимость инструментов. Для онлайн программ: содержательный контент.
  • Здоровая коммуникация онлайн. Реализация и выражение себя в новых условиях. Смена парадигмы мышления. Управление состояниями сознания.
  • Кураторство эксперта и контроль освоения клиентом навыка.
  • Обучение коучингу для психологов и социальных работников, специализированные курсы.

В целом, как говорят специалисты рынка, аудитория нацелена на поиск научной информации, уход от частных мнений и "общих" мифов. Чувствуется усталость аудитории от большого массива ложной информации, наблюдается стремление искать подтверждение в научных исследованиях. Также, специалисты рынка отмечают желание людей обучаться оффлайн.

Есть ощущение, что мир и планета глобально меняются, вызывая изменения в людях и в подходах в образованию. Что старый дедовский подход "Не умеешь — научим, не хочешь — заставим" медленно, но неуклонно сменяется новым, более добрым, что ли. И больше приходит уважения к личности, к субъектности, а значит, становится меньше явного или неявного насилия. Увидеть это сейчас очень сложно, но есть надежда, что эти гуманистические тенденции будут нарастать и приведут к формированию новых подходов в массовом обучении, что приведёт к становлению более доброго и гуманного человечества…

Мы благодарим всех участников опроса за ваши мнения и комментарии. Надеемся, что данная статья смогла внести небольшую нотку определённости в сумасшедший и непредсказуемый 2020 год.

Будем рады вашим комментариям и обратной связи!

И ждём вас на портале "Самопознание.ру"!

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда