Как открыть детский бассейн и сделать это снова хоть 100 раз
Меня зовут Сергей Логинов, я предприниматель. В 2015 году в Хабаровске запустил сеть студий раннего плавания “Аквакласс”. За 5 лет существования бизнес прирос семью центрами в Москве, еще три — в стадии запуска. “Аквакласс” пережил испытание локдауном, активно развивает франчайзинговую сеть по всей России. И теперь я уверен, что могу рассказать, как мы до такого доплавались.
Пролог
Мы с супругой увидели, что процесс обучения раннему плаванию можно модернизировать, когда сами водили сына на занятия по грудничковому плаванию. И на своем опыте убедились в том, что дети и родители нуждаются в более комфортных условиях, чем тогда можно было встретить. До открытия “Аквакласса” у нас не было опыта в бизнесе, связанном с детьми. Это стало скорее драйвером, чем помехой, потому что хотелось сделать продукт, которого до этого не было, и было важно, что сначала мы смотрели на него “со стороны”. Впитали все, что подсмотрели, и открылись. Но обнаружили несколько парадоксов.
Найти и обезвредить
Да, сначала нужно найти помещение для “мокрого дела”. Связываться с жилыми зданиями чревато проблемами с жильцами, такой подход кажется нам неэкологичным — делать бизнес там, где некомфортно другим. А еще жилые дома мало приспособлены конструктивно. Мы сразу сделали выбор в пользу коммерческой недвижимости, с ней проще иметь дело. И легче найти подходящий объект по техническим параметрам с точки зрения безопасности. Вода только на вид выглядит как вода. На самом деле, она тяжелая, как ответственность. И нужна такая плита перекрытия, которая выдержит наполненный бассейн, или возможность эту плиту укрепить. Тут стоит позаботиться о тщательной экспертизе. Никому не нравится, когда бассейн лопается, это не так красиво, как в роликах слоумо выглядит, поверьте. Мы подписываем договор только после инженерных расчетов. Для минимизации всех рисков лучше провести всесторонний аудит. Нанять специалистов: они посмотрят проект, потом посмотрят, как он воплотился и где есть косяки. Парадокс: если не экономить на экспертизах, бизнес обходится дешевле.
Помещение
- Учесть в технические параметры.
- Не экономить на экспертизах.
- Немного везения.
Недели закрытых дверей
Летом дети пропадают. Из всех заведений, занимающихся их образованием и досугом. Такая уж у детей особенность — уезжают на дачи, к бабушкам, с родителями в отпуск. Появляются они на горизонте в середине августа. Если ваш бизнес связан с детьми, не учитывать сезонность нельзя. Сентябрь и октябрь — традиционно время для запуска проекта. Еще есть небольшое разрежение детской атмосферы в череду новогодних праздников, но это время тоже можно назвать удачным для запуска. Казалось бы, нужно открывать детский бассейн, инвестиционно емкий проект, только в пиковую нагрузку. Да, границы сезонов и их особенности в смысле клиентопотока разнятся в различных регионах и широтах, это тоже нужно учитывать. На Севере лето вообще может быть две недели. Но что делать, когда у тебя все завершено, прилизано и отлажено, а на дворе июнь? Ждать? Конечно нет. Если проект готов к открытию, то это и есть тот самый момент без привязки к датам. Мы открывали центры и в высокий сезон, и в низкий. Грамотная бизнес-модель позволит вам набрать обороты с любой точки старта. Парадокс.
Открытие
- Принимать в расчет низкий сезон.
- Не ждать высокого сезона и открываться по готовности.
- Немного авантюризма.
Абсолютная КОВИДенциальность
Кажется, недели не проходит, чтобы в российских СМИ не сообщали о серьезных проблемах в детских учреждениях. В прошлом году Роспотребнадзор писал, что 1,3 тысячи детских садов в России работают без центральной системы канализации. Буквально недавно, в начале декабря 2020 года, все российские СМИ сообщали о чрезвычайном происшествии в бассейне в Астрахани, где было сильно превышено содержание хлора, и отравились дети и взрослые. Страшная история. Вдобавок сейчас пандемия коронавируса, организации, оказывающие услуги населению проверяют чаще обычного. Сами владельцы бизнесов беспокоятся о сохранении трафика. Увы, иногда это сочетание факторов может привести к чрезмерным мерам. В бассейнах — увеличить, например, дозу обеззараживающих веществ, что, конечно, неправильно. Неверный шаг, который может привести к печальным последствиям. Получается, что попытка снизить риски привела к другим рискам, почти фатальным. Следовательно, нужно другое решение, тщательно подготовленное и просчитанное с учетом сегодняшней ситуации. Мы отказались от увеличения дозировки хлора, но чаще делаем пробы воды с применением фотометров. У нас установлены современные системы обеззараживания, где применяется комбинация хлора и ультрафиолета. И снова — постоянный всесторонний аудит. Парадокс — хлор вредный, но полезный.
Безопасность
- Двойная система очистки воды.
- Постоянный аудит и пробы — чаще, чем это предписано СанПиНом.
- Немного паранойи.
Бесконечная кадриль, или Откуда берутся сотрудники
Проблематика персонала есть в любой сфере обслуживания. Качество подготовки кадров, к сожалению, бывает очень разным. Квалифицированных тренеров грудничкового плавания в России еще совсем недавно можно было перечесть по пальцам одной руки опытного фрезеровщика. Конечно, изначально мы работали с теми, кого нашли, но едкий привкус дефицита привел к тому, что практически сразу с открытием бассейнов запустили и обучающий центр по подготовке тренеров. На стадии запуска “Аквакласса”, еще в 2015-м, мы с Настей ездили в Новосибирск, где этот сегмент услуг был уже очень развит. Я прошел стажировку в лучшей на тот момент сети детских бассейнов, а Настя — курсы по обучению грудничковому плаванию. С тех пор мы “выращиваем” своих инструкторов. Обучаем, стажируем, и сейчас настолько прокачали экспертность и методики, что у нас учатся люди из других студий. Да, еще сильно в кадровой политике помогает составленный нами портрет сотрудника, того человека, что разделит наши ценности и без труда вольется в наш коллектив. Там основные параметры и тезисы “нашего человека”, и если претендент им соответствует, то ни у него, ни у нас не будет проблем во взаимопонимании.
Кадры
- Выращивать своих сотрудников и постоянно учиться самим.
- Иметь четкий портрет сотрудника.
- Много честности.
Клиент всегда - нрав
Теория эволюции говорит о том, что путь от человека до человека разумного, который может плавать кролем, лежал через множество грабель. Человек научился не наступать на них дважды и выжил. То же самое касается эволюции любого бизнеса — анализ ошибочных шагов и попытки их избежать в дальнейшем. У нас есть собственная система работы над ошибками — мы собираем обратную связь, ежедневно мониторим соцсети, делаем обзор отзывов. По стандарту, если есть негативный отзыв, полагается связаться с клиентом и урегулировать проблему как можно быстрее. Плюс раз в три месяца замеряется индекс удовлетворенности. Это работа на уровне «Клиент». Дальше вступает в действие уровень «Управляющий» — рассмотрение любой критики, отработка каждого негативного отзыва, выяснение, что пошло не так и почему пошло не так. И как все вернуть в русло взаимной любви с клиентом. Информация — вот что делает нас лучше. Мы постоянно проводим внутренние опросы: после первого занятия менеджер отдела продаж связывается с клиентом и спрашивает, как все прошло. Все систематизируется, анализируется и кристаллизуется в виде выводов, на основе которых мы эволюционируем как профессионалы. И гуманисты. Как гуманисты — в первую очередь.
Работа с клиентами
- Не игнорировать проблемы клиентов. Ни одну проблему.
- Искать причины косяков и ликвидировать их. Быстро.
- Много любви к информации.
Думать головой и руками
Когда я слышу про «опять изобретаете велосипед», не понимаю негативной коннотации, которая звучит в этом выражении. Всегда нужно изобретать велосипед, потому что настоящее дает гораздо больше материалов и геометрии для того, чтобы сделать этот велосипед по-настоящему хорошим. Просто представьте лицо почтальона Печкина, если бы ему подарили современный шоссейник или горный. Для примера — в студиях раннего развития должны быть пеленальные столы. Обычно закупаются стандартные конструкции, но мы разработали собственную модель — подвесной пеленальный стол нужной ширины без ножек. Сэкономили место, сэкономили силы пользователей столика.
Или наша планировка блока “бассейн — раздевалка — душевые”. В стандартных планировках студий, где инструктор занимается с малышом в бассейне без родителя в воде, есть одна существенная проблема — родитель хочет наблюдать за занятиями, но малыш не должен отвлекаться на него. Мы решили ее при помощи Голливуда. Взяли идею из полицейских фильмов, где показаны комнаты допроса, и разграничили раздевалку и сам бассейн тонированным стеклом. Мама видит малыша, малыш ее — нет. Благодаря такой конструкции создается еще и определенный микроклимат в разных зонах — чаше бассейна, раздевалке и холле. Обычно температура в бассейне 31 градус — грудничкам должно быть тепло. А по другую сторону стекла — нормальные условия для наблюдения за занятием. Мама не сидит в верхней одежде и не потеет, условия радуют всех участников процесса обучения.
Инновации
- Постоянно изобретать велосипед.
- Ставить себя на место клиента.
- Любить кинематограф (и не только его).
Что будет дальше
Сентябрь 2021 мы планируем встретить в количестве 21 студии, а в течение трех лет дорасти до 100. Мы уверены, если подойти к детскому бассейну по-взрослому, еще много тысяч детей и их родителей смогут в полной мере оценить прелесть того, что человек не зря когда-то вышел из воды на сушу, но оставил себе возможность в ней развиваться.
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
Сейчас будет алгоритм, в котором каждый пункт важен.
Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.
Всё началось с запроса от группы психологов, которые проводят тренинги по профессиональному выгоранию. Они хотели необычную визуализацию для своих корпоративных программ — что-то, что иронично показало бы офисную жизнь и проблемы выгорания.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью публично защищать свой проект — будь то тендер, конкурс, премия или экзамен.
Анонимные ИИ-чаты тоже обновили.
Про деньги где?
Про всё остальное - мы за вас очень рады.