Как открыть детский бассейн и сделать это снова хоть 100 раз

Меня зовут Сергей Логинов, я предприниматель. В 2015 году в Хабаровске запустил сеть студий раннего плавания “Аквакласс”. За 5 лет существования бизнес прирос семью центрами в Москве, еще три — в стадии запуска. “Аквакласс” пережил испытание локдауном, активно развивает франчайзинговую сеть по всей России. И теперь я уверен, что могу рассказать, как мы до такого доплавались.

Пролог

Как открыть детский бассейн и сделать это снова хоть 100 раз

Мы с супругой увидели, что процесс обучения раннему плаванию можно модернизировать, когда сами водили сына на занятия по грудничковому плаванию. И на своем опыте убедились в том, что дети и родители нуждаются в более комфортных условиях, чем тогда можно было встретить. До открытия “Аквакласса” у нас не было опыта в бизнесе, связанном с детьми. Это стало скорее драйвером, чем помехой, потому что хотелось сделать продукт, которого до этого не было, и было важно, что сначала мы смотрели на него “со стороны”. Впитали все, что подсмотрели, и открылись. Но обнаружили несколько парадоксов.

Найти и обезвредить

Да, сначала нужно найти помещение для “мокрого дела”. Связываться с жилыми зданиями чревато проблемами с жильцами, такой подход кажется нам неэкологичным — делать бизнес там, где некомфортно другим. А еще жилые дома мало приспособлены конструктивно. Мы сразу сделали выбор в пользу коммерческой недвижимости, с ней проще иметь дело. И легче найти подходящий объект по техническим параметрам с точки зрения безопасности. Вода только на вид выглядит как вода. На самом деле, она тяжелая, как ответственность. И нужна такая плита перекрытия, которая выдержит наполненный бассейн, или возможность эту плиту укрепить. Тут стоит позаботиться о тщательной экспертизе. Никому не нравится, когда бассейн лопается, это не так красиво, как в роликах слоумо выглядит, поверьте. Мы подписываем договор только после инженерных расчетов. Для минимизации всех рисков лучше провести всесторонний аудит. Нанять специалистов: они посмотрят проект, потом посмотрят, как он воплотился и где есть косяки. Парадокс: если не экономить на экспертизах, бизнес обходится дешевле.

Помещение

  • Учесть в технические параметры.
  • Не экономить на экспертизах.
  • Немного везения.

Недели закрытых дверей

Летом дети пропадают. Из всех заведений, занимающихся их образованием и досугом. Такая уж у детей особенность — уезжают на дачи, к бабушкам, с родителями в отпуск. Появляются они на горизонте в середине августа. Если ваш бизнес связан с детьми, не учитывать сезонность нельзя. Сентябрь и октябрь — традиционно время для запуска проекта. Еще есть небольшое разрежение детской атмосферы в череду новогодних праздников, но это время тоже можно назвать удачным для запуска. Казалось бы, нужно открывать детский бассейн, инвестиционно емкий проект, только в пиковую нагрузку. Да, границы сезонов и их особенности в смысле клиентопотока разнятся в различных регионах и широтах, это тоже нужно учитывать. На Севере лето вообще может быть две недели. Но что делать, когда у тебя все завершено, прилизано и отлажено, а на дворе июнь? Ждать? Конечно нет. Если проект готов к открытию, то это и есть тот самый момент без привязки к датам. Мы открывали центры и в высокий сезон, и в низкий. Грамотная бизнес-модель позволит вам набрать обороты с любой точки старта. Парадокс.

Открытие

  • Принимать в расчет низкий сезон.
  • Не ждать высокого сезона и открываться по готовности.
  • Немного авантюризма.

Абсолютная КОВИДенциальность

Кажется, недели не проходит, чтобы в российских СМИ не сообщали о серьезных проблемах в детских учреждениях. В прошлом году Роспотребнадзор писал, что 1,3 тысячи детских садов в России работают без центральной системы канализации. Буквально недавно, в начале декабря 2020 года, все российские СМИ сообщали о чрезвычайном происшествии в бассейне в Астрахани, где было сильно превышено содержание хлора, и отравились дети и взрослые. Страшная история. Вдобавок сейчас пандемия коронавируса, организации, оказывающие услуги населению проверяют чаще обычного. Сами владельцы бизнесов беспокоятся о сохранении трафика. Увы, иногда это сочетание факторов может привести к чрезмерным мерам. В бассейнах — увеличить, например, дозу обеззараживающих веществ, что, конечно, неправильно. Неверный шаг, который может привести к печальным последствиям. Получается, что попытка снизить риски привела к другим рискам, почти фатальным. Следовательно, нужно другое решение, тщательно подготовленное и просчитанное с учетом сегодняшней ситуации. Мы отказались от увеличения дозировки хлора, но чаще делаем пробы воды с применением фотометров. У нас установлены современные системы обеззараживания, где применяется комбинация хлора и ультрафиолета. И снова — постоянный всесторонний аудит. Парадокс — хлор вредный, но полезный.

Безопасность

  • Двойная система очистки воды.
  • Постоянный аудит и пробы — чаще, чем это предписано СанПиНом.
  • Немного паранойи.

Бесконечная кадриль, или Откуда берутся сотрудники

Проблематика персонала есть в любой сфере обслуживания. Качество подготовки кадров, к сожалению, бывает очень разным. Квалифицированных тренеров грудничкового плавания в России еще совсем недавно можно было перечесть по пальцам одной руки опытного фрезеровщика. Конечно, изначально мы работали с теми, кого нашли, но едкий привкус дефицита привел к тому, что практически сразу с открытием бассейнов запустили и обучающий центр по подготовке тренеров. На стадии запуска “Аквакласса”, еще в 2015-м, мы с Настей ездили в Новосибирск, где этот сегмент услуг был уже очень развит. Я прошел стажировку в лучшей на тот момент сети детских бассейнов, а Настя — курсы по обучению грудничковому плаванию. С тех пор мы “выращиваем” своих инструкторов. Обучаем, стажируем, и сейчас настолько прокачали экспертность и методики, что у нас учатся люди из других студий. Да, еще сильно в кадровой политике помогает составленный нами портрет сотрудника, того человека, что разделит наши ценности и без труда вольется в наш коллектив. Там основные параметры и тезисы “нашего человека”, и если претендент им соответствует, то ни у него, ни у нас не будет проблем во взаимопонимании.

Кадры

  • Выращивать своих сотрудников и постоянно учиться самим.
  • Иметь четкий портрет сотрудника.
  • Много честности.

Клиент всегда - нрав

Теория эволюции говорит о том, что путь от человека до человека разумного, который может плавать кролем, лежал через множество грабель. Человек научился не наступать на них дважды и выжил. То же самое касается эволюции любого бизнеса — анализ ошибочных шагов и попытки их избежать в дальнейшем. У нас есть собственная система работы над ошибками — мы собираем обратную связь, ежедневно мониторим соцсети, делаем обзор отзывов. По стандарту, если есть негативный отзыв, полагается связаться с клиентом и урегулировать проблему как можно быстрее. Плюс раз в три месяца замеряется индекс удовлетворенности. Это работа на уровне «Клиент». Дальше вступает в действие уровень «Управляющий» — рассмотрение любой критики, отработка каждого негативного отзыва, выяснение, что пошло не так и почему пошло не так. И как все вернуть в русло взаимной любви с клиентом. Информация — вот что делает нас лучше. Мы постоянно проводим внутренние опросы: после первого занятия менеджер отдела продаж связывается с клиентом и спрашивает, как все прошло. Все систематизируется, анализируется и кристаллизуется в виде выводов, на основе которых мы эволюционируем как профессионалы. И гуманисты. Как гуманисты — в первую очередь.

Работа с клиентами

  • Не игнорировать проблемы клиентов. Ни одну проблему.
  • Искать причины косяков и ликвидировать их. Быстро.
  • Много любви к информации.

Думать головой и руками

Когда я слышу про «опять изобретаете велосипед», не понимаю негативной коннотации, которая звучит в этом выражении. Всегда нужно изобретать велосипед, потому что настоящее дает гораздо больше материалов и геометрии для того, чтобы сделать этот велосипед по-настоящему хорошим. Просто представьте лицо почтальона Печкина, если бы ему подарили современный шоссейник или горный. Для примера — в студиях раннего развития должны быть пеленальные столы. Обычно закупаются стандартные конструкции, но мы разработали собственную модель — подвесной пеленальный стол нужной ширины без ножек. Сэкономили место, сэкономили силы пользователей столика.

Или наша планировка блока “бассейн — раздевалка — душевые”. В стандартных планировках студий, где инструктор занимается с малышом в бассейне без родителя в воде, есть одна существенная проблема — родитель хочет наблюдать за занятиями, но малыш не должен отвлекаться на него. Мы решили ее при помощи Голливуда. Взяли идею из полицейских фильмов, где показаны комнаты допроса, и разграничили раздевалку и сам бассейн тонированным стеклом. Мама видит малыша, малыш ее — нет. Благодаря такой конструкции создается еще и определенный микроклимат в разных зонах — чаше бассейна, раздевалке и холле. Обычно температура в бассейне 31 градус — грудничкам должно быть тепло. А по другую сторону стекла — нормальные условия для наблюдения за занятием. Мама не сидит в верхней одежде и не потеет, условия радуют всех участников процесса обучения.

Инновации

  • Постоянно изобретать велосипед.
  • Ставить себя на место клиента.
  • Любить кинематограф (и не только его).

Что будет дальше

Сентябрь 2021 мы планируем встретить в количестве 21 студии, а в течение трех лет дорасти до 100. Мы уверены, если подойти к детскому бассейну по-взрослому, еще много тысяч детей и их родителей смогут в полной мере оценить прелесть того, что человек не зря когда-то вышел из воды на сушу, но оставил себе возможность в ней развиваться.

55
1 комментарий

Про деньги где?
Про всё остальное - мы за вас очень рады.

Ответить