Методика Гейлена Литчфилда разрешения конфликтных ситуаций

Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова

Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова

Суть методики

1. Задать вопрос: «Что меня беспокоит?».

2. Ответить на вопрос: «Что я могу предпринять?».

Методика упомянута Дейлом Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Писатель рассказывает о своем знакомом Гейлене Литчфилде, который в 1942 году в Шанхае (Китай) попал в сложную ситуацию.

Фото-1.Шанхай. Источник: https://magazeta.com/russian-shanghai-language?tdb_action=tdb_ajax
Фото-1.Шанхай. Источник: https://magazeta.com/russian-shanghai-language?tdb_action=tdb_ajax

От выбора стратегии поведения в сложившихся условиях зависела жизнь автора методики.

Вот что повествует о произошедшем сам автор методики:

«Разбомбив Перл-Харбор, — начал Гейл Литчфилд, — японцы прорвались в Шанхай. Я был менеджером Азиатской компании по страхованию жизни в Шанхае. Японцы прислали нам «военного ликвидатора» — на самом деле он был адмиралом, — и мне было поручено помогать ему ликвидировать все наши фонды. У меня не было выхода. Я мог либо помогать ему, либо нет. «Нет» означало явную смерть».

Попутно Гейл Литчфилд на своем опыте показывает, каким образом делать выбор в между плохим, но обеспечивающем маневр для дальнейших действий, и «хороши», но очень рискованным решениями. Естественно, в пользу первого.

В ситуации менее жесткого выбора возможны и другие решения. Например, предложить третий вариант, отказать с аргументацией, взять паузу и т.д.

Гейл Литчфилд продолжает:

«Я стал делать то, что мне приказывали, так как другой альтернативы не было.Но у нас был один пакет ценных бумаг стоимостью в семьсот пятьдесят тысяч долларов, который я не внес в список, представленный адмиралу. Я оставил их потому, что они принадлежали нашему филиалу в Гонконге и не имели ничего общего с активами в Шанхае. Но я все равно боялся, что мне не поздоровится, если японцы узнают об этом. И вскоре так и случилось».

Итак, Гейл Литчфилд решил защитить интересы своей компании и не передавать ценные бумаги «военному ликвидатору». Но это быстро было выявлено.

Дальше последовала первая реакция.

«Меня не было на месте, когда это обнаружилось, но там был мой главный помощник. Он рассказал мне, что японский адмирал впал в гнев. Он топал ногами и ругался. называя меня вором и предателем! Как я посмел бросить вызов самой японской арми? ! Я прекрасно понимал, что все это значило. Теперь меня непременно бросят в Бриджхаус!

Бриджхаус! Камера пыток японского гестапо!».

Наступает кульминация. Что делать в такой ситуации? Спонтанные или эмоциональные решения могут только навредить.

Функциональный подход, который можно было бы использовать для разрешения этой конфликтной ситуации, Герою явно не знаком. Гейл Литчфилд, несмотря на волнение, действует рационально в этой ситуации. Он решает сознательно попробовать для выхода из ситуации свою методику решения проблем.

«[…] Многие годы, как только я начинал волноваться, я подходил к печатной машинке и печатал вопросы — и ответы на них:

1. Что меня беспокоит?

2. Что я могу предпринять?

Раньше я отвечал на эти вопросы, не записывая их. Но с годами я изменил точку зрения. Я обнаружил, что записывая и вопросы, и ответы на них, я начинаю четче и лучше думать. Так вот. В тот воскресный день я прямо из дома направился в Христианскую ассоциацию молодых людей (ХАМЛ) и достал свою печатную машинку. Я напечатал:

1. Что меня беспокоит?

Я боюсь, что завтра утром меня бросят в Бриджхаус.

После чего я напечатал следующий вопрос:

2. Что я могу предпринять?».

Фото-2.Tama66. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/пишущая-машинка-античный-винтаж-5626841/
Фото-2.Tama66. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/пишущая-машинка-античный-винтаж-5626841/

После этих действий в любом случае ситуации не ухудшилась. Более того, допустимая пауза в принятии решения в данной ситуации кстати. Оттягивая принятие стратегического решения, используется универсальный ресурс времени. К тому же, по прошествии даже незначительного времени, ситуация может меняться.

Итак, приняв решение об использовании своей методики, Гейл Литчфилд сделал паузу. Пауза на раздумывание всегда лучше, чем спонтанное решение. Если, конечно, позволяют обстоятельства. Здесь обстоятельства позволяли. К тому же – еще один нюанс – было воскресенье. Основные события должны были произойти только на следующий день.

А пока необходимо пройти весь путь по методике и сформулировать различные варианты выхода из конфликтной ситуации.

«Несколько часов подряд я обдумывал и печатал четыре различных плана действий, а также возможные последствия каждого из них.

1. Можно попробовать объясниться с японским адмиралом. Но он не говорит по-английски. Если я попытаюсь объяснить ему все через переводчика, я могу снова его разозлить. Это может означать мою смерть, так как, будучи жестоким человеком, он скорее бросит меня в Бриджхаус, чем будет утруждать себя разговорами.

2. Можно попытаться сбежать. Это невозможно, меня будут преследовать. Мне нужно будет выписаться из своей комнаты в ХAМЛ. Если я попытаюсь скрыться, меня, скорее всего, схватят и расстреляют.

3. Я могу запереться в своей комнате и даже близко не подходить к нашему офису. Если я это сделаю, то это вызовет подозрения японского адмирала и он пошлет за мной солдат, чтобы бросить меня в Бриджхаус, не дав и слова сказать в свое оправдание.

4. Я могу прийти в понедельник утром в офис как ни в чем не бывало. Если я сделаю так, есть шанс, что адмирал будет очень занят в тот момент и не вспомнит обо мне. Даже если он и вспомнит, его гнев, Возможно, уже пройдет и он не станет меня трогать. Если все так и произойдет, тогда я спасен. Даже если он и прицепится ко мне, у меня все равно будет шанс хоть что-то объяснить ему. Итак, если я приду в понедельник утром на работу как ни в чем не бывало, у меня будет целых два шанса избежать Бриджxayca».

Фото-3. geralt. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/illustrations/планирование-план-возможность-4897792/
Фото-3. geralt. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/illustrations/планирование-план-возможность-4897792/

Варианты решения проблемы, скорее всего, сформулированы хаотично, без некой системы. Главный мотив таких формулировок – специфические обстоятельства, в которых оказался Гейл Литчфилд.

Первое решение связано с попыткой объясниться с оппонентом.

На пути реализации этой стратегии как минимум два серьезных взаимосвязанных барьера.

Языковой барьер и необходимость привлечения третьего лица (переводчика). Кроме того, возможны ошибки перевода. В критической ситуации они могут дорого стоить.

Оценим вероятность успеха при применении этой стратегии со значением минус 2.

Реализация второго решения маловероятна. Во первых, если человек решает сбежать, то тем самым он признает свою вину. Во-вторых, шансы скрыться ничтожны в виду того, что он находится на оккупированной японцами территории и его с очень большой долей вероятности вскоре задержат. Примерная оценка вероятности успеха при применении этой стратегии также со значением минус 2.

Третий вариант не лучше первых двух. Запираться в своей комнате от нерешенной проблемы бесполезно. Это только усугубит ситуацию. Хорошая образ для иллюстрации – страус, который прячет свою голову в песок. Вероятность успеха в таком случае также отрицательная.

Четвертый вариант рискованный, но, пожалуй, лучший в этой ситуации. В пользу Героя играет ресурс времени. Прогноз реализации этой стратегии – выше нуля. Этот вариант и был использован Гейлом Литчфилдом.

«Рассмотрев все варианты и выбрав четвертый — пойти на работу как обычно в понедельник утром, — я сразу же почувствовал огромное облегчение.

Когда я пришел в офис в понедельник утром, адмирал сидел там с сигаретой в зубах. Взглянув на меня, как он обычно это делал, адмирал ничего не сказал. Через шесть недель, слава богу, он уехал обратно в Токио и моя тревога закончилась».

Помимо приближения к решению проблемы, подход Гейла Литчфилдома имеет ряд положительных эффектов:

1. Принятие плана действий позволяет успокоиться и перестать волноваться.

2. После выбора плана сознание начинает работать на оттачивание деталей реализации задуманного.

3. Наличие плана позволяет восстановить свои силы, выспаться.

4. Начало реализации плана отсекает озабоченность и неуверенность, которые могли бы вызвать подозрения и подтолкнуть оппонента к действиям против Героя.

Фото-4.Memed_Nurrohmad. Источник: https://pixabay.com/ru/vectors/список-икона-символ-бумага-знак-2389219/
Фото-4.Memed_Nurrohmad. Источник: https://pixabay.com/ru/vectors/список-икона-символ-бумага-знак-2389219/

Гейл Литчфилд сводит свою методику к соотношению «100-50-40»:

«… ] половина моих волнении исчезает, как только я прихожу к конкретному решению, и еще сорок процентов из них исчезают, как только я начинаю осуществлять это решение».

Выводы

1. Методика Гейлена Литчфилда по сути напоминает метод функционального анализа в его современном понимании.

2. Исходя из описания Гейлена Литчфилда, его методика может быть сформулирована в виде 10 последовательных шагов.

Шаг-1. Задать вопрос: «Что меня беспокоит?».

Шаг-2. Письменно ответить на этот вопрос.

Шаг-3. Задать вопрос: «Что я могу предпринять?».

Шаг-4. Письменно сформулировать не менее четырех вариантов различных планов действий.

Шаг-5. Проанализировать каждый план действия.

Шаг-6. Оценить вероятность решения проблемы, сформулированной на шаге-1, с помощью каждого из составленных планов.

Шаг-7. Отсечь варианты планов с отрицательной или нулевой вероятностью решения проблемы.

Шаг-8. Оставить варианты планов с положительной вероятностью решения проблемы, выбрать наиболее приемлемый вариант в складывающейся обстановке.

Шаг-9. После принятия решения переключиться на отдых.

Шаг-10. Приступить к реализации выбранного плана.

Использованный источник:

Дейл Карнеги, Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. Е. В. Городничева. 7-е изд, Минск Попурри, 2013. С. 64-67.

Благодарю Леухина Алексея Александровича за предоставленный пример.

задача для усвоения методики Гейлена Литчфилда

В юношеские годы Никола Тесла не смог разобраться в конфликтной ситуации в период обучения в Высшей технологической школе.

Он повел себя инстинктивно (наговорил много резких слов и хлопнул дверью в кабинете декана). Всё закончилось отчислением из школы в декабре 1878 года. Как позднее признал сам Тесла, это произошло «благодаря собственной глупости».

Вне зависимости от того, что послужило причиной конфликтной ситуации и в чем ее суть, предложите варианты завершения разговора с оппонентом.

Ограничения:

- не повышать голос;

- не переходить на эмоции;

- не оскорблять;

- не уходить от предмета обсуждения.

- не хлопать дверью.

Оставляйте свои решения, комментарии и вопросы по статьей — Автор Вам обязательно ответит.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Уже 17 400 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

2) Видео: энциклопедия / словарь творчества VIKENT.RU: Стратегии личности

3. Вы можете #бесплатно скачать:

Методика Гейлена Литчфилда разрешения конфликтных ситуаций
Начать дискуссию